14-10-2023
Станция Выборг
Выборгское направление
|
|
Октябрьская железная дорога | |
300px | |
Отделение ж. д.: | |
---|---|
Дата открытия: | |
Тип: |
пассажирская, товарная |
Количество платформ: |
6 |
Тип платформ: |
4 островных, 1 промежуточно-боковая, 1 боковая |
Форма платформ: |
5 прямых, 1 прямая со скосом |
Длина платформ, м: |
290 м, 200 м (3), 140 м, 90 м |
Ширина платформ, м: |
8 м (2), 6 м(1), 3-6 м, 3 м, 1 м |
Архитекторы: |
А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский, А. Н. Берков |
Выход к: |
Вокзальная пл., Привокзальная пл., Железнодорожная ул. |
Расстояние до Санкт-Петербурга: |
131 км |
Расстояние до Москвы: |
788 км |
Тарифная зона: |
27 |
Код станции: |
020004 |
Код в «Экспресс-3»: |
2004682 |
Вы́борг — крупная железнодорожная станция Санкт-Петербург-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, расположенная в городе Выборге Ленинградской области. Пассажирский терминал станции расположен по адресу: Вокзальная площадь, 1.
Историческое здание вокзала, построенное в 1913 году, было уничтожено во время Второй мировой войны. Нынешнее здание вокзала было возведено уже в советский период.
Содержание |
Первое здание выборгского вокзала было построено в 1869 году, к открытию железнодорожной ветки Санкт-Петербург — Гельсингфорс. Строение было деревянным и располагалось ближе к автомобильному путепроводу «Железнодорожный мост» на Папулу, близ излома Железнодорожной улицы у домов 13 и 15.
В 1913 году по проекту финских архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса было построено новое гранитное здание вокзала. В проекте здания явно прослеживались черты, характерные для других работ данных архитекторов, таких как здание вокзала в Хельсинки. Например, по аналогии с вокзалом в финской столице, где центральный вход в здание станции с двух сторон украшают две человеческие фигуры, с обеих сторон у центрального входа на выборгский вокзал архитектором были установлены по две скульптуры медведей.
|
|
Во время советско-финской войны 1941−1944 г. главное здание выборгского железнодорожного вокзала было уничтожено в ходе бомбардировок. Сохранилась небольшая часть вокзала финской постройки — багажное отделение.
В 1906—1917 годах на вокзале неоднократно бывал В. И. Ленин, о чём напоминает установленная на новом здании мемориальная доска.
Современное здание станции являет собой очень типичный проект для большинства вокзалов сталинского периода. Авторы проекта — А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский и А. Н. Берков.
На 1 этаже 2-этажного здания вокзала расположены: главный зал и кассовый зал пригородного сообщения, справочное бюро, окно дежурного по станции, магазин, буфет, несколько печатных киосков, пункт обмена валют, справочные и платёжные терминалы, таксофоны, расписание поездов, камеры хранения и туалеты. Также на 1 этаже расположены турникеты, контролирующие проход к поездам пригородного сообщения. 2 этаж представляет собой балкон по периметру главного зала, на котором установлены места для ожидающих. Также на 2 этаже имеются: кассовый зал дальнего сообщения, окно заказа такси, таможенный отдел, а также несколько фирм, арендующих помещения.
Прибытие и отправление поездов дальнего следования (на Москву, Хельсинки) осуществляется с боковой платформы № 1, имеющей 2 выхода непосредственно в зал ожидания, находящийся на 2 ярусе вокзала. Пригородные поезда (кроме поездов направления Выборг — Лужайка — Бусловская) прибывают и отправляются с платформ № 2, 3, 4. Движение же пригородных электропоездов бусловского направления осуществляется с платформы № 5. Платформы № 2, 3, 4, 5 — островные, соединены между собой. Проход в здание вокзала и выход в город осуществляются по подземному пешеходному переходу.
Справа, относительно фасада здания выходящего на площадь, в современный вокзал встроена небольшая сохранившаяся часть вокзала финской постройки — багажное отделение.
Станция Выборг является важным транспортным узлом на пути следования железнодорожных поездов из России в Финляндию и наоборот. Для поездов дальнего следования Москва — Хельсинки и Санкт-Петербург — Хельсинки станция является пунктом прохождения таможенного досмотра с российской стороны. Также на станции производится смена электровоза постоянного тока на двухсистемный электровоз или тепловоз, так как в Финляндии принята система тока 25 кВ 50 Гц. Станция Выборг также является конечным остановочным пунктом для пригородных поездов. По состоянию на июль 2009 года обслуживаются следующие направления:
Количество пригородных поездов, заходящих на станцию, достигает 30 пар в сутки.
С 2010 года на линии Хельсинки — Санкт-Петербург запущены высокоскоростные поезда серии Pendolino. Поезда принадлежат совместной российско-финской компании Karelian Trains и благодаря им время путешествия между двумя столицами сократилось до 3,5 часов, вместо 5,5. Это будет возможно после строительства грузового обхода Лосево — Каменногорск. После строительства обхода грузовые поезда к портам Высоцк и Приморск будут следовать по приозерскому ходу до Лосево, далее по новой линии Лосево — Каменногорск, далее по реконструированной Каменногорск-Выборг. В Выборге будет путепровод для развязки со скоростным ходом, далее на Приморск и Высоцк.
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: 134 км |
Выборгское направление ОЖД |
Следующая станция: Лазаревка |
Выборгский вокзал.