07-08-2023
Вя́йнямёйнен (Вяйнемёйнен, фин. и карел. Väinämöinen) — главный герой карело-финского эпоса Калевала.
Старый верный Вяйнямёйнен, вековечный заклинатель…
— Калевала 3:85-86
Согласно Калевале, Вяйнямёйнен родился сразу после сотворения мира и стал первым человеком. Он — богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец. Вяйнямёйнена можно отнести к наиболее архаическому типу эпических героев: он нeсёт явные черты шамана и действует чаще колдовством, чем мечом или копьём (в отличие от «типичных» богатырей Лемминкяйнена и Ёукахайнена, которых «вековечному прорицателю» часто удаётся посрамить). Кроме того, Вяйнямёйнен имеет божественное происхождение: «он от Ильматар родился», дочери воздушного пространства. Небесное происхождение первого человека подчёркнуто отсутствием отца: «Ветер плод надул девице, Полноту дало ей море». В начале биографии Вяйнямёйнена присутствует эпический мотив «чудесного рождения» — необыкновенно долгая беременность Ильматар (ср. с Ростемом «Шахнаме») и то, что герой появился на свет тридцатилетним мужчиной. В соответствии с «шаманской» сущностью героя его основные подвиги связаны с многократным катабасисом — нисхождением в царство мёртвых (в карельском эпосе это всегда путешествие на север в Похьёлу — «страну мрака и тумана»). Типичный шаманский подвиг Вяйнямёйнена — пробуждение из могилы мёртвого великана-мудреца Антеро Виппунена с целью получить магическое знание (ср. с Одином, получающим знание от головы мёртвого великана Мимира). Интересно, что Вяйнямёйнен не просто побеждает мёртвого великана, но сначала оказывается им проглочен — наиболее архаичный вариант инициации героя (ср. Гайавата, проглоченный осетром; Иона в чреве кита; мифы Австралии и Океании). Вяйнямёйнен не просто заклинатель, то есть колдун, он заклинатель (шаман)-поэт, как библейский Давид (успокаивающий с помощью песен злого духа царя Саула), Орфей, способный заворожить животных, растения и даже скалы, гусляр Садко, тюркский Коркут, кельтский Огма. В качестве первочеловека Вяйнямёйнен выполняет ряд функций культурного героя — строит первую лодку, создаёт музыкальный инструмент (кантеле), знакомится с железом.
Вместе с Ильмариненом и Лемминкяйненом Вяйнямёйнен отбирает у хозяйки Похьёлы старухи Лоухи мельницу Сампо, символ счастья, изобилия и достатка[1].
После опубликовании Калевалы Элиасом Лёнротом в 1849 году Вяйнямёйнен становится частым героем художественных произведений скульпторов и художников.
В городе Сортавала существует площадь Вяйнямёйнена. Кроме того, в 1873 году в выборгском парке Монрепо была установлена статуя Вяйнямёйнена работы Йоханнеса Таканена, утраченная во время Второй мировой войны и восстановленная в 2007 году.
Карельский сепаратист и лидер карельских повстанцев во время Второй советско-финской войны Василий Левонен взял себе псевдоним «Дедушка Вяйнямёйнен» в честь персонажа «Калевалы».
Это заготовка статьи по мифологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Вяйнямёйнен.