17-10-2023
Гексахо́рд (лат. hexachordum, букв. шестиструнник, от др.-греч. ἕξ — шесть и χορδή — струна) — шестиступенный звукоряд в диапазоне сексты.
Под «гвидоновым» гексахордом подразумевают диатонический гексахорд в объёме большой сексты, структуры ТТпТТ. У самого Гвидо Аретинского (в трактате «Послание о незнакомом распеве») приводится только один такой гексахорд, с привязкой сольмизационных слогов к клавису C и последующим клависам (C-ut, D-re, E-mi и т. д.). Вряд ли, учитывая тот факт, что Гвидо в «Послании» выступил резко против b-круглого (считая его ступенью, вносящей сумятицу в чистую диатонику звуковысотной системы), он предполагал гексахорд от F (в котором возникновение звукоступени b неизбежно). Однако уже в XII веке в нотных рукописях и маргиналиях к трактатам Гвидо гексахорды описанной структуры фиксируются в приложении и к высотам G и F. В таком виде «гвидоновы» гексахорды покрывают весь употребительный в григорианском хорале миксодиатонический звукоряд. Позже (не раньше XIII века) гексахорд от C получил название натурального (natura, naturale), гексахорд от F был назван мягким (molle, или b molle), гексахорд от G твёрдым (durum, или # durum). Эти обозначения для гвидоновых гексахордов используются по сей день.
Переход из одного гексахорда в другой (необходимый в тех случаях, если амбитус песнопения был шире сексты) с XIII века получил название мутации.
Гексахорд.