Lt304888.ru

Туристические услуги

Сольмизация

18-10-2023

Сольмиза́ция (итал. solmisazione — по названию ступеней гвидонова гексахорда соль и ми), метод разучивания мелодий, в основе которого лежит ассоциирование интервальных отношений диатонического звукоряда со слогами (воксами) ut (с XVII века в части европейских стран заменён на do), re mi fa sol la. Заимствованы Гвидо из гимна св. Иоанну (первая строфа), при распеве которого они попадают на ступени восходящего натурального гексахорда (в латинской буквенной нотации: C-D-E-F-G-A):

лат. оригинал рус. перевод
Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Iohannes.
Чтобы в полный голос
Смогли воспеть рабы
Твоих деяний чудеса,
Сними грех с [их] уст,
Святой Иоанн[1].

Постепенно сольмизация по гексахорду Гвидо уступила место распеву гептахорда, рассматривавшегося как более естественный и логичный аналог октавных звукорядов европейских ладов. Введение слога do вместо ut для первой ступени гептахорда традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б.Дони, в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640)[2]. Седьмую ступень гептахорда Дони предлагал (там же) называть слогом bi. Слог si для седьмой ступени гептахорда, как это принято считать, был получен из последней строки гимна св. Иоанну (Sancte Iohannes)[3].

Существовали и другие исторические формы сольмизации. Например, во второй половине XVI века нидерландскими музыкантами (предположительно Хубертом Вальрантом) была разработана семиступенная октавная сольмизация со слогами bo ce di ga lo ma ni (первые шесть соответствуют гвидоновым воксам ut re mi fa sol la). Эту систему (которая в англоязычной литературе именуется ныне bocedization) в XVII веке активно пропагандировали видные немецкие учёные Зет Кальвизий и его ученик Иоганн Липпий.

Различают абсолютную сольмизацию (обозначение абсолютной высоты музыкальных звуков специальными слогами), релятивную сольмизацию (интервальные функции звукорядов модальных ладов) специальными слогами, ритмическую сольмизацию (обозначение ритмических элементов — длительностей, позиций звуков в ритмическом контексте — специальными слогами), исполнительскую сольмизацию (обозначение специальными слогами ритмических оборотов и приёмов звукоизвлечения, например, в индийской или японской системе музыкальной педагогики при игре на ударных).

Иногда слово «сольмизация» понимают как синоним слова сольфеджио.

Примечания

  1. Мнемонический перевод М.Катунян:
    Утробою отверстой чтобы
    Ревнители твои сумели
    Миру возгласить деяний чудеса,
    Фальшь совлеки с их губ,
    Солгать дабы не смели,
    Лаская слух напевом,
    Святый Иоанне.
  2. do в TLFI.
  3. Это нововведение приписывается итальянскому теоретику музыки Л. Дзаккони (трактат «Музыкальная практика», 1592—1622).

Ссылки

  • Бычков Ю. Н. Основы формирования мелодического ладового слуха. Москва, 1993: Российская Академия музыки им. Гнесиных
  • Брайнин В. Б. О возможных подходах к ритмической сольмизации. // Педагогическое образование и наука, № 2, с. 25-27. Москва, 2007: Международная академия наук педагогического образования
  • Брайнин В. Б. О возможной рациональной слоговой системе релятивной сольмизации. // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования: Материалы международной научно-практической конференции (12-13 апреля 2011 года) / Ред.-сост. Б.С. Рачина, с. 73-97. СПб., 2012: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена

Сольмизация.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01