27-04-2023
Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь
საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია |
|
|
|
Собор Святой Троицы в Тбилиси — главный кафедральный собор Грузинской православной церкви |
|
Основная информация | |
---|---|
Основатели | Андрей Первозванный, Святая Нина |
Автокефалия | 467 год от Антиохийской православной церкви; восстановлена в 1917 году от Русской православной церкви |
Признание автокефалии | в 467 году Антиохийской православной церковью; в 1943 году восстановление автокефалии признано Русской православной церковью, а в 1990 году Константинопольским Патриархатом |
Предстоятель в настоящее время | Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилисский, Митрополит Пицундский и Цхум-Абхазский |
Центр | Тбилиси, Мцхета, Пицунда |
Резиденция Предстоятеля | Тбилиси, Мцхета, Пицунда |
Юрисдикция (территория) | Грузия формально Абхазия формально Южная Осетия Северо-восток Турции |
Епархии за пределами юрисдикции | Западно-Европейская, Восточно-Европейская, Австралийская, Великобританская и Ирландская епархия, Северо-Американская и Канадская епархия, Южно-Американская епархия |
Церковь-мать | Антиохийский Патриархат до 467 года |
Календарь | юлианский[1] |
Численность | |
Епископов | 47 |
Епархий | 45 |
Учебных заведений | 17 (2 духовных академии (Тбилисская и Гелатская), 2 богословских института (Тбилисский и Кутаисский), 4 духовные семинарии (Тбилисская, Кутаисская, Ахалцихская, Батумская), 7 духовных гимназий (2 Тбилисские, Мцхетская, Ланчхутская, Потийская, Озургетская, Карельская), Хулойское училище, Хашурский духовный лицей |
Монастырей | 172 |
Приходов | 550 |
Священников | 1100 |
Верующих | 4,5 млн |
Сайт | patriarchate.ge |
Грузи́нская правосла́вная це́рковь (официальное название: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь, груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов.[2][3][4] Одна из древнейших христианских церквей в мире.[5][6][7][8][9][10] Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции.[11] По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.[12][13] В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.[14] Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.[15]
Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».
Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.[12][16]
По вознесении Господа на Небо, Апостолы с Мариам (Марией), Матерью Иисусовой, собрались в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, куда кому идти с проповедью Слова Божия. Во время метания жребия Пресвятая Дева Мария сказала Апостолам:
«Желаю и Я принять вместе с вами жребий, чтобы и Мне иметь страну, которую изволит дать Мне Сам Бог». Брошены были жребии, по которым Пресвятой Деве досталась в удел Иверия. Владычица с великой радостью приняла Свой удел и уже готова была туда идти со словом благовестил, как перед самым выступлением Ее в путь явился Ей Господь Иисус и сказал: «Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесном благе; но отправь вместо Себя Первозванного Андрея в удел Твой. И пошли с ним образ Твой, который изобразится приложением приготовленной на то доски к Твоему лицу. Образ тот будет заменять Тебя и послужит хранителем людей Твоих во веки». После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к Себе святого апостола Андрея и передала ему слова Господни, на которые Апостол только ответил: «Святая воля Сына Твоего и Твоя будет во веки». Тогда Пресвятая умыла лицо Свое, потребовала доску, приложила ее к Своему лицу, и на доске отразился образ Владычицы с Предвечным Сыном Ее на руках.[17] |
Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство[18]. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.
Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их.[19] По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.[19]
Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.[19]
Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.
Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов.[19] Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.[19]
Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.[19]
После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.[19]
Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним[20]. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов . Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг[19][21]
Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.[19]
Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания..[19]
Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.[19]
По мнению историка Грузинской церкви Михаила Сабинина:
«Думаем, что эти предания имеют такое же право быть выслушанными и принятыми в соображение, как и предания других Церквей (например, Греческой, Русской, Болгарской и др.), и что факт непосредственного апостольского основания Грузинской Церкви может быть доказан на основании этих преданий с такою же степенью вероятности, с какою он доказывается и относительно других Церквей, на основании подобных же фактов»[22] |
Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская[19].
Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией,
было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея Грузии, святой просветительницы, блаженной матери Нины [19] |
В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.[14]
В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора[14] и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии[14], приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью..
При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.
В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.
В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.
С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 — 14 мая 1817;
К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха.
После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.
12 марта (25 марта[23]) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.
27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.
Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.
В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.
Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года[24].
В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.
Предстоятель с 23 декабря 1977 года — Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II.
Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви»[25].
Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в августе 2008 года в связи с военным конфликтом в Грузии заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами.»[27]
9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит (Ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в интервью каналу «Вести» сказал, в частности об «Аланской епархии»: «Нужно сказать, что это не просто раскольническая как бы епархия, а дело в том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от греческих старостильников. [— Это тоже непризнанная иерархия] Совершенно верно, от так называемого Киприяновского синода. Вся деятельность этого синода в отношении России направлена на ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией.»[28]
12 сентября 2009 года, во время заседания дискуссионного клуба «Валдай», позиция Московского Патриархата по вопросу о территории Грузинской Церкви была подтверждена председателем Отдела внешних церковных связей МП архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым)[29]
Первыми произведениями Грузинской церковной литературы, дошедшими до нас, считаются переводы книг Священного Писания, которые отличаются совершенством литературного стиля.[30] Вскоре после христианизации Грузии зарождается агиографическая (мартирологическая и житийная) литература, в которой подробно освещается борьба Грузинского народа против иноземных захватчиков.[30] На протяжении многих лет считалось, что самым ранним известным произведением является мученичество святой царицы Шушаник (груз. წამებაჲ წმიდისა შუშანიკისი დედოფლისაჲ, Цамебаи цминдиса шушаникиси дедофлиса). Мученичество святой царицы Шушаник — древнейший дошедший до нас памятник оригинальной грузинской литературы. Временем создания считается период между 476 и 483 годом; самая ранняя сохранившаяся рукопись восходит к X веку. Автор сочинения — Яков Цуртавели, современник и участник описанных событий. Однако на сегодняшний день существует мнение, что самым ранним грузинским произведением является Житие святой Нины (груз. წმინდა ნინოს ცხოვრება, Цминда Нинос цховреба)[31][32][33][34][35]. Другим древнейшим агиографическим памятником является Мученичество Або Тбилели.[30] Або Тбилисский был арабом, занимался в Багдаде изготовлением благовонных масел. Прибыл в Тбилисский эмират, подвластный Арабскому халифату, в 775 году в свите владетеля Нерсе, правителя царства Картли; Нерсе пробыл в Багдаде три года в тюрьме по доносу, был оправдан халифом и отпущен в Грузию. Во время пребывания в Тбилиси Або почувствовал склонность к христианской вере, первоначально вступая в богословские дебаты с христианами, но затем поверив в их правоту. В 781 году Нерсе бежал в Хазарию, а с ним и Або, который во время пребывания в Хазарии крестился, затем подвижничал в Абхазии. В 782 году вернулся в Тбилиси и проповедовал христианство арабам; в 785 году брошен по приказу арабского эмира в тюрьму и в день Крещения Господня обезглавлен, тело сожжено и в овечьей шкуре пепел брошен в Куру. На этом месте, по преданию, были видения столпообразного света. Свидетель деятельности Або, Иоанэ Сабанидзе, написал его деяния и мученичество, по благословению католикоса Картли Самуила VII.[30]
Сравнительно позже появляются произведения житийной грузинской литературы, такие как «Житие Серапиона Зарзмели» (вторая половина X века) Василия Зарзмели и «Житие Григория Хандзтели» (951 год) Георгия Мерчуле. «Житие Григория Хандзтели» является одним из лучших агиографическо-национальных произведений грузинской литературы.[30]
К X веку наивысшего расцвета достигает грузинская гимнография, один из видов религиозной поэзии. Первые памятники Грузинской гимнографии датируются VIII-IX веками. В X веке уже существует огромный сборник песнопений, снабжённый нотными знаками. Помимо византийской ямбики, грузинские церковные поэты также использовали размеры грузинской народной поэзии. Самым известным произведением грузинской гимнографии является похвала и славословие грузинского языка, написанное подвижником Саввинского монастыря в Иерусалиме.[30]
В XI-XII веках высоко развивается церковно-философская и богословская литература.[30]
Адишское Четвероевангелие (лист с канонами Евсевия) | Святой Лука и святой Иоанн, Адишское четверокнижье | Алавердское Евангелие, XI век | Мартвильское Евангелие, XI век |
Страница из Гелатского Евангелия, XII век. | Страница из Моквского Евангелия, XI век. | Воскрешение Лазаря, 1030 год. | Страница из Ванского Евангелия, XII век. |
Основными источниками по истории церкви являются грузинские авторы. Среди них особо выделяются Михаил (Гоброн) Сабинин. Михаил Сабинин был историком грузинской церкви, по происхождению грузином. По окончании тифлисской гимназии поступил вольнослушателем в Духовную академию и получил степень кандидата за сочинение «История грузинской церкви до конца VI в.» (СПб., 1877). Ещё ранее, в 1871 году, он издал «Полное жизнеописание святых грузинской церкви» (частично переиздано в 1994 году). Оба сочинения писаны по грузинским рукописным первоисточникам, почему излагают предмет с гораздо большей подробностью, чем предшествовавшие ему исследователи. Другим известным историком грузинской церкви был Платон Иосселиани (1810—1875 года). Его основными работами являются — «Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью».(Тифлис, 1850 год); «Краткая история Грузинской Церкви».(1843 год);
В данной таблице объекты расположены в порядке их добавления в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
# | Изображение | Название | Место | Время создания | Год внесения в список | № | Критерии | Описание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Исторические памятники Мцхеты — Собор Светицховели |
|
1010—1029 | 1994 | 708 | III, IV | Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворный столп) — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. В настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии. | |
2 | Исторические памятники Мцхеты — Храм Джвари |
|
586—604 | 1994 | 708 | III, IV | Джва́ри (груз. ჯვარი, что переводится как «крест») — грузинский монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, по преданию, воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари — по совершенству архитектурных форм это один из шедевров архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.Далее… | |
3 | Храм Баграта |
|
1003 | 1994 | 710 | IV | Храм Баграта в Кутаиси был возведён в правление Баграта III как главный собор единого Грузинского царства и освящён в честь Успения Богородицы в 1003 году. Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории кавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. Далее… | |
4 | Гелатский монастырь |
|
XII век | 1994 | 710 | IV | Гелатский монастырь Богородицы близ Кутаиси — наиболее значительный средневековый монастырь в Грузии. Центр церковной и культурной жизни, резиденция католикоса со 2-й пол. XVI в. до 1814 г., памятник Всемирного наследия (1994). |
# | Название | Кафедра | Создана | Правящий архиерей: |
---|---|---|---|---|
1 | Мцхетская и Тбилисская епархия груз. მცხეთა-თბილისის ეპარქია |
Мцхета и Тбилиси | Католикос-Патриарх всей Грузии, архиепископ Мцхета-Тбилисский, митрополит Бичвинтский и Цхуми-Абхазский Илия II. | |
2 | Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия груз. ბიჭვინთისა და ცხუმ-აფხაზეთის ეპარქია |
Сухум и Бичвинта (Пицунда) | Католикос-Патриарх всей Грузии, архиепископ Мцхета-Тбилисский, митрополит Пицундский Илия II. | |
3 | Алавердская епархия груз. ალავერდის ეპარქია |
Алаверди | Давид (Махарадзе), Митрополит Амба-Алавердский. | |
4 | Ахалкалакская и Кумурдойская епархия груз. ახალქალაქისა და კუმურდოს ეპარქია |
Ахалкалаки и Кумурдо | Николай (Пачуашвили), Митрополит Ахалкалакский и Кумурдский. | |
5 | Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия груз. ახალციხისა და ტაო-კლარჯეთის ეპარქია |
Ахалцихе и Сапара | Феодор (Чуадзе), Митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский. | |
6 | Батумская и Лазская епархия груз. ბათუმისა და ლაზეთის ეპარქია |
Батуми и Кобулети | Димитрий (Шиолашвили), Митрополит Батумский и Лазетский | |
7 | Бодбийская епархия груз. ბოდბის ეპარქია |
Бодбэ | Давид (Тикарадзе), Архиепископ Бодбийский. | |
8 | Болнисская епархия груз. ბოლნისის ეპარქია |
в Болниси | Ефрем (Гамрекелидзе), Епископ Болнисский. | |
9 | Боржомская и Бакурианская епархия груз. ბორჯომისა და ბაკურიანის ეპარქია |
Боржоми | Серафим (Джоджуа), Митрополит Борджомский и Бакурианский. | |
10 | Ванская и Багдатская епархия груз. ვანისა და ბაღდათის ეპარქია |
Багдати и Вани | Антоний (Булухия), Митрополит Ванский и Багдатский | |
11 | Гардабанская и Марткопская епархия груз. გარდაბნისა და მარტყოფის ეპარქია |
Марткопи | Иаков (Якобашвили), Епископ Гардабанский и Марткопский. Хорепископ Каталикоса-Патриарха. | |
12 | Гурджаанская и Велисцихская епархия груз. გურჯაანისა და ველისციხის ეპარქია |
Гурджаани | Евфимий (Лежава), Епископ Гурджаанский и Велисцихский. | |
13 | Дманисская и Агарак-Таширская епархия груз. დმანისის და აგარაკ-ტაშირის ეპარქია |
Дманиси | Зинон (Иараджули), Архиепископ Дманисский и Агарак-Таширский. | |
14 | Зугдидская и Цаишская епархия груз. ზუგდიდისა და ცაიშის ეპარქია |
Зугдиди и Цаиши | Герасим (Шарашенидзе), Митрополит Зугдидский и Цаишский. Хорепископ Каталикоса-Патриарха. | |
15 | Кутаис-Гаэнатская епархия груз. ქუთაის-გაენათის ეპარქია |
Кутаиси и Гелати | Каллистрат (Маргалиташвили), Митрополит Кутаисский и Гаенатский | |
16 | Манглисская и Цалкская епархия груз. მანგლისისა და წალკის ეპარქია |
Манглиси и Цалка | Анания (Джапаридзе), Митрополит Манглисский и Цалкский. | |
17 | Маргветская и Убисская епархия груз. მარგვეთის და უბისის ეპარქია |
Зестафони | Димитрий (Капанадзе), Митрополит Маргветский и Зестафонский. | |
18 | Местийская и Верхне Сванетская епархия груз. მესტიისა და ზემო სვანეთის ეპარქია |
Местия | Иларион (Китиашвили), Епископ Местийский и Верхне-Сванетский. | |
19 | Некресская епархия груз. ნეკრესის ეპარქია |
Некреси и Кварели | Сергий (Чекуришвили), Митрополит Некресский. | |
20 | Никорцминдская епархия груз. ნიკორწმინდის ეპარქია |
Никорцминда | Елисей (Джохадзе), Митрополит Никорцминдский. | |
21 | Ниноцминдская и Сагареджойская епархия груз. ნინოწმინდისა და საგარეჯოს ეპარქია |
Ниноцминда и Сагареджо | Лука (Ломидзе), Епископ Ниноцминдский и Сагареджойский. | |
22 | Никозская и Цхинвальская епархия груз. ნიქოზისა და ცხინვალის ეპარქია(Де факто не служится) |
в Никози и Цхинвали | Исаия (Чантуриа), Митрополит Никозский и Цхинвальский. | |
23 | Потийская и Хобская епархия груз. ფოთისა და ხობის ეპარქია |
Поти | Григорий (Бербичашвили), Митрополит Потийский и Хобский | |
24 | Руставская и Марнеульская епархия груз. რუსთავისა და მარნეულის ეპარქია |
Рустави | Иоанн (Гамрекели), Митрополит Руставский и Марнеульский | |
25 | Самтависская и Горийская епархия груз. სამთავისისა და გორის ეპარქია |
Самтависи, Гори, Каспи | Андрей (Гвазава), Митрополит Самтависский и Горийский. | |
26 | Сенакская и Чхороцкуйская епархия груз. სენაკისა და ჩხოროწყუს ეპარქია |
Сенаки и Чхороцку | Шио (Муджири), Митрополин Сенакский и Чкороцкуйский. | |
27 | Стефанцминдская и Хевская епархия груз. სტეფანწმინდისა და ხევის ეპარქია |
Стефанцминда | Иегудиил (Табатадзе), Архиепископ Стефанцминдский и Хевский. | |
28 | Схалтская груз. სხალთის ეპარქია |
Схалта | Спиридон (Абуладзе), Епископ Схалтский. | |
29 | Тианетская и Пшав-Хевсуретская епархия груз. თიანეთისა და ფშავ-ხევსურეთის ეპარქია |
Тианети | Фаддей (Иорамашвили), Митрополит Тианетский и Пшав-Хевсуретский. | |
30 | Ткибульская и Терджельская епархия груз. ტყიბულისა და თერჯოლის ეპარქია |
Ткибули | Георгий (Шаламберидзе), Митрополит Ткибульский и Терджельский. | |
31 | Урбнисская и Руисская епархия груз. ურბნისისა და რუისის ეპარქია |
Урбниси, Руиси, Хашури | Иов (Акиашвили), Митрополит Урбнисский и Руисский. | |
32 | Шемокмедская епархия груз. შემოქმედის ეპარქია |
Шемокмеди и Озургети | Иосиф (Киквадзе), Митрополит Шемокмедский. | |
33 | Цагерская и Лентехская епархия груз. ცაგერისა და ლენტეხის ეპარქია |
Цагери | Стефан (Калаиджишвили), Архиепископ Цагерский и Лентехский | |
34 | Цилканская и Душетская епархия груз. წილკნისა და დუშეთის ეპარქია |
Цилкани | Зосима (Шиошвили), Митрополит Цилканский и Душетский | |
35 | Чиатурская и Сачхерская епархия груз. ჭიათურისა და საჩხერის ეპარქია |
Чиатура | Даниил (Датуашвили), Митрополит Чиатурский и Сачхерский | |
36 | Чкондидская епархия груз. ჭყონდიდის ეპარქია |
Мартвили | Петр (Цаава), Митрополит Чкондидский. | |
37 | Хонская и Самтредская епархия груз. ხონისა და სამტრედიის ეპარქია |
Хони | Савва (Гигиберия), Митрополит Хонский и Самтредский. | |
38 | Хорнабуджская и Эретская епархия груз. ხორნაბუჯისა და ჰერეთის ეპარქია |
Дедофлисцкаро | Мелхиседек (Хачидзе), Епископ Хорнабуджский и Эретский. | |
39 | Западно-европейская епархия груз. დასავლეთ ევროპის ეპარქია |
Авраам (Гармелия), управляющий приходами во Франции, Швейцарии, Мальте, Испании, Португалии и Испании. | ||
40 | Великобританская и Ирландская епархия груз. დიდი ბრიტანეთისა და ირლანდიის ეპარქია |
Лондон | Управляющий грузинскими приходами в Великобритании и Ирландии. Зенон (Иараджули). | |
41 | Восточно-европейская епархия груз. აღმოსავლეთ ევროპის ეპარქია |
---- | Герасим (Шарашенидзе), управляющий грузинскими приходами в Восточной Европе. | |
42 | Северо-Американская и Канадская епархия груз. ჩრდილოეთ ამერიკისა და კანადის ეპარქია |
Лос-Анджелес | Димитрий (Шиолашвили), управляющий грузинскими приходами в Северной Америке и Канаде | |
43 | Южно-Американская епархия груз. სამხრეთ ამერიკის ეპარქია |
---- | Николай (Пачуашвили), управляющий грузинскими приходами в Южной Америке. | |
44 | Австралийская епархия груз. ავსტრალიის ეპარქია |
---- | Шио (Муджири), управляющий грузинскими приходами в Австралии. | |
45 | Австрийская и Германская епархия груз. ავსტრიისა და გერმანიის ეპარქია |
---- | 2014 | Лазарь (Самадбегишвили), управляющий грузинскими приходами в Австрии и Германии. |
46 | Бельгийская и Нидерландская епархия груз. ბელგიისა და ჰოლანდიის ეპარქია |
---- | 2014 | Досифей (Богверадзе), управляющий грузинскими приходами в Бельгии и Нидерландах[37]. |
Православие | ||
---|---|---|
Организация, учение и литургические традиции | ||
История | Иисус Христос · Двенадцать апостолов · Раннее христианство · Вселенские соборы · Миссии · Великий раскол | |
Иерархия | Патриархи · Предстоятели · Митрополиты · Архиепископы · Епископы · Викарии | |
Богословие | Троица · Первородный грех · Богопочитание · Благодать · Спасение · Нагорная проповедь · Десять заповедей | |
Таинства | Крещение · Миропомазание · Евхаристия · Исповедь · Елеосвящение · Священство · Брак | |
Автокефальные церкви | Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская | |
Портал Православие |
Грузинская православная церковь | ||
---|---|---|
Структура | Список епархий Грузинской православной церкви • Патриарх • Предстоятели • Святые | |
Персоналии | Апостолы Андрей, Симон, Варфоломей ,Фаддей • Святая Нина • Шио Мгвимский • Илия II | |
Храмы | Кафедральный храм Троицы • Собор Светицховели • Монастырь Джвари • Храм Баграта • Гелатский монастырь • Никорцминда • Пещерный монастырский комплекс Вардзиа • Ванис Квабеби • Давидо-Гареджийский монастырский комплекс • Монастырь Церакви • Алаверди • Атенский Сион • Зедазенский монастырь • Кватахеви • Грузинская Бетания • Шио-Мгвимский монастырь |
Грузинская православная церковь.