23-10-2023
Карл Фёдорович Гун | |
нем. Karl Jacob Wilhelm Huhn | |
Посмертный портрет К. Ф. Гуна работы И. Н. Крамского |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Зиссегаль (латыш.)русск. (нем. Sissegal, латыш. Madlienā), Лифляндская губерния, Российская империя |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Происхождение: | |
Подданство: | |
Жанр: | |
Учёба: |
Императорская Академия художеств, мастерская П. В. Басина |
Стиль: | |
Известные работы: |
«Канун Варфоломеевской ночи», «Больное дитя», «Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету» |
Влияние на: | |
Награды: |
Медали Императорской Академии художеств:
|
Работы на Викискладе |
Карл Фёдорович Гун (Карл Теодо́р Гунь[1]) (нем. Karl Jacob Wilhelm Huhn, латыш. Kārlis Hūns; 1 [13] ноября 1831[2][Комм. 1], Зиссегаль (латыш.)русск. (нем. Sissegal), Лифляндская губерния, Российская империя — 16 (28) января 1877, Давос, кантон Граубюнден, Швейцария) — российский исторический, жанровый, портретный живописец, акварелист, академик, профессор исторической живописи, член Совета Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок[3].
Родился в семье остзейских немцев[4][5][6], отец — Карл Фридрих Гун (нем. Karl Friedrich Huhn), учитель церковно-приходской школы[7][8], органист и псаломщик[9], мать — Луиза Доротея Фогель (нем. Louise Dorothea Vogel)[2].
Содержание |
Общее образование получил в рижской соборной школе. Приехав в 1850 году в Санкт-Петербург, поступил рисовальщиком к литографу Паппе и в то же время стал посещать вечерние классы Академии Художеств. Через два года был принят в ученики академии. Главным наставником его в ней был профессор П. В. Басин . Во время прохождения академического курса получил четыре серебряных медали за успехи в рисовании и живописи и малую золотую медаль за написанную в 1860 году, по конкурсу, картину: «Олимпийские игры».
В 1861 году получил звание классного художника 1-й статьи и большую золотую медаль за программу: «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного». Вскоре после того отправился в город Елабугу для исполнения образов для иконостаса тамошней Покровской церкви, и там, кроме этих образов, написал множество этюдов, народного быта[10][11].
В 1863 году поехал за границу, в качестве пенсионера академии. Посетив Лейпциг, Дрезден, Прагу и Мюнхен, поселился в Париже и в первую пору занялся сочинением и исполнением картины: «Эдита Лебяжья-шея (англ.)русск. находит на поле Гастингской битвы труп своего возлюбленного Гаральда», оставшейся неоконченной, портретами (портрет писательницы Маркевич) и некоторыми другими работами. В 1868 году в парижском салоне явилась его картина: «Канун Варфоломеевской ночи», обращавшая на себя внимание. Будучи потом прислана в Санкт-Петербург, она доставила художнику звание академика и была приобретена Государем Императором, тогда еще Наследником Цесаревичем. Превосходное повторение этой картины, сделанное акварелью, находится в музее академии.
Возвратившись снова в Париж, написал картины: «Дети с котятами», «Больное дитя», «Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету», «Голова средневекового рыцаря» и «Итальянка с цветами». За последнюю академия возвела его в звание профессора.
По возвращении своем в 1872 году в Россию, он был избран в члены совета академии и назначен профессором-преподавателем в ней. В том же году сделал поездку внутрь России.
В Петербурге им окончено несколько работ, начатых за границей, и написаны портреты бывшего директора морского училища Римского-Корсакова (для этого училища), госпожи Солдатенковой, рожденной Филипсон, и княгини Барятинской; плафон на главной лестнице Аничковского дворца (Улетающая Ночь и появляющаяся Аврора)[12]; образа святой Анны Пророчицы и Благовещения, для Государыни Императрицы; «Нагорная проповедь» и «Явление воскресшего Христа святой Марии Магдалине» для православной церкви, построенной графом фон Дервизом в Лугано, и некоторые другие.
В 1874 году у Гуна обнаружились признаки чахотки, и, по совету врачей, он отправился в чужие края искать спасения от болезни в климате, более благодатном, чем петербургский. Но эта мера оказалась напрасною: роковой недуг вскоре свел художника в могилу. Он умер в Давосе (в Швейцарии). Гун должен быть причислен к лучшим живописцам русской школы. Он не был наделен пылкою и особенно находчивой фантазией, но обладал значительной наблюдательностью, прекрасно знал рисунок и отличался сильным и гармоничным колоритом[13].
«Натурщик», (1855), итальянский карандаш, бумага — Латвийский национальный художественный музей
«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Тёмного», (1861), холст, масло — Военный музей им. Витаутаса Великого (англ.)русск.
Автопортрет, (1864), акварель, бумага — Латвийский национальный художественный музей
«В окрестностях Сант-Преста, во Франции», (1865), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея
Женский портрет, (1867), холст, масло — частное собрание
«Нормандия», (1867), холст, масло — Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского
«Больное дитя», (1869), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея
«Сцена из Варфоломеевской ночи», (1870), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея
«Рыцарь», (около 1870), холст, масло — Латвийский национальный художественный музей
«Старый воин времён гугенотов», (1870), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея
«Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету», (1870), холст, масло — Латвийский национальный художественный музей
«Итальянка», (1870), холст, масло — Челябинский музей искусств
Женский портрет, (1871), холст, масло — Латвийский национальный художественный музей
«Портрет Варвары Григорьевны Солдатёнковой, рождённой Филипсон», (1873), холст, масло — Государственный музей искусств Узбекистана
«Одалиска», (1875), холст, масло — частное собрание
Гун, Карл Фёдорович.