22-10-2023
Кирилл Викентьевич Лемох | |
Carl Johann Lemoch | |
фотография |
|
Имя при рождении: |
Карлъ Викентьевичъ Лемохъ |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Подданство: | |
Жанр: | |
Учёба: |
|
Стиль: | |
Известные работы: |
«Круглая сирота», «Семейное горе» |
Покровители: | |
Влияние на: | |
Награды: |
медали Императорской Академии художеств:
|
Работы на Викискладе |
Кири́лл Вике́нтьевич Ле́мох (нем. Carl Johann Lemoch; рус. Карл Викентьевич Лемох; 7 [19] июня 1841, Москва — 24 февраля [9 марта] 1910, Санкт-Петербург) — русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок[1].
Содержание |
Карл Лемох — третий ребёнок в семье московского преподавателя музыки[2] немецкого происхождения[3] Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах. C 1851 по 1856 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской профессора Е. Я. Васильева.
В 1858 году поступает в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи П. В. Басина и А. Т. Маркова. За этюды и рисунки награждён Советом Академии двумя малыми и двумя большими серебряными медалями «За успех в рисовании». В 1863 году удостоен Малой золотой медали Академии за картину «Моисей источает воду из скалы».
В числе других четырнадцати академистов, демонстративно отказавшихся от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, в 1863 году подал прошение о выходе из Академии, получив диплом классного художника второй степени[4]. Покинув Академию вступает в Санкт-Петербургскую артель художников, основанную И. Н. Крамским. В 1868 году за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе» получает звание классного художника первой степени[4].
Жил преимущественно в Санкт-Петербурге, зарабатывая частными уроками рисования в аристократических семьях. Лето проводил в подмосковном селе Ховрино, где Лемох построил себе художественную мастерскую. Жители Ховрина изображены на многих картинах Лемоха, изображавших русскую крестьянскую жизнь[5].
Ещё будучи членом Артели, Карл Лемох, получивший при дворе православное имя Кирилл[6], принимает приглашение давать частные уроки рисования детям будущего императора Александра III, в том числе и Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Николаю Александровичу, старшему сыну Александра III, последнему императору России Николаю II[2]. Однако наиболее талантливой ученицей Лемоха, стала младшая сестра Николая Великая княгиня Ольга Александровна, серьёзно увлекавшаяся живописью всю оставшуюся жизнь[7][8][9].
Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал ещё Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху «вы».
Минченков Я. Д. «Воспоминания о передвижниках»[3]
|
В 1870 году Лемох соглашается на предложение Г. Г. Мясоедова и становится учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. Однако, буквально на следующий год Лемоха исключают из Товарищества за нарушение устава, а именно за непредставление произведения к открытию выставки. В 1878 году Лемох вновь вступает в члены Товарищества[4], с 1879 года — член правления, а с 1880 года становится бессменным казначеем Товарищества, отличавшимся безупречной честностью и щепетильностью в финансовых делах[3].
В 1875 году за семь выставленных на академической выставке картин Лемоху присваивается звание академика Императоской Академии художеств[4], с 1893 года действительный член Академии, избран членом Совета Академии в 1895 году сроком на пять лет[2].
За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. C 1897 и почти до самой смерти (по 1909 год), Лемох занимает должность хранителя художественного отдела Музея имени Императора Александра III[2].
В память единственного внука, умершего в трехлетнем возрасте, (дочь Карла Лемоха Варвара рано овдовела, выйдя замуж за сына Д. И. Менделеева Владимира) пожертвовал значительную сумму на открытие в селе Ховрине Московского уезда церковно-приходской школы при Храме иконы Божией Матери «Знамение»[2].
Кирилл Викентьевич Лемох умер 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. После отпевания в церкви Императорской Академии художеств был похоронен на кладбище Казанского Головинского общежитейского монастыря в Москве[2].
«Утро в швейцарской», (1874) — Государственная Третьяковская галерея
«Девочка с цветами», (1883) — Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
«Новое знакомство», (1885) — Государственный Русский музей
«Дети за пианино», (1886) — Архангельский областной музей изобразительных искусств
«Лето (С поздравлениями)», (1890) — Государственный Русский музей
«Новый член семьи», (ранее 1890) — Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина
«Выздоравливающая», (1889) — Приморская краевая картинная галерея
«Двое крестьянских девочек», (1892) — частное собрание
«На скамейке. Варька», (1893-1894) — Вологодская областная картинная галерея
«Крестьянский мальчик», (1897) — частное собрание
«Без кормильца», (1898) — Государственный Русский музей
«Девочка», (1901) — Чувашский государственный художественный музей
«Родительская радость», (ранее 1910) — Калужский Областной Художественный Музей
«Молодые картёжники», (ранее 1910) — Государственный Русский музей
«Бабушка и внучка», (ранее 1910) — Государственная Третьяковская галерея
«Дети», (ранее 1910)
«Девочка, кормящая кур», (ранее 1910) — частное собрание
Лемох, Кирилл Викентьевич.