23-10-2023
Василий Петрович Крейтан | |||||||
Wilhelm Ferdinand Kreitan | |||||||
Имя при рождении: |
Вильгельм Фердинанд Крейтан |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения: | |||||||
Место рождения: |
Фредриксхамн, |
||||||
Дата смерти: | |||||||
Место смерти: | |||||||
Подданство: | |||||||
Жанр: | |||||||
Учёба: |
Императорская Академия художеств |
||||||
Стиль: | |||||||
Известные работы: |
Бюсты Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова в Александровском саду Санкт-Петербурга
|
||||||
Влияние: | |||||||
Награды: |
медали Императорской Академии художеств:
|
||||||
Работы на Викискладе |
Васи́лий Петро́вич Крейта́н (при рождении Вильгельм Фердинанд Кретан, нем. Wilhelm Ferdinand Kreitan; 1832, Фредриксхамн — 29 мая [10 июня] 1896, Санкт-Петербург) — русский скульптор, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.
Содержание |
Василий Крейтан родился в Фредриксхамне Выборгской губернии в семье скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана (Кретана), автора иконостаса в церкви Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенной части[1], горельефов в Лютеранской церкви Святых Петра и Павла[2], участника восстановления Зимнего дворца после пожара 1837 года[3]. Старший брат Василия — Фёдор Петрович (Христиан Фридрих) Крейтан (1823—1869) — художник, скульптор, выпускник Императорской Академии художеств[4].
Начальное образование получил в Училище при лютеранском приходе Святых Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петерурге[5].
В 1858 году поступил в скульптурный класс профессоров Н. С. Пименова и П. К. Клодта фон Юргенсбурга Императорской Академии художеств[6]. Во время учёбы неоднократно награждался поощрительными медалями Академии: в 1857 году малой серебряной медалью за лепку с натуры, в 1858 году малой серебряной медалью за барельеф «Всемирный потоп», в 1859 году большой серебряной медалью, вновь за лепку с натуры и в 1862 году малой золотой медалью за скульптуру «Сеятель»[7] (выставлена на парадной лестнице Михайловского дворца в экспозиции Государствнного Русского музея[8].
В 1863 году Василий Крейтан был допущен Советом Академии к конкурсу на Большую золотую медаль Императорской Академии художеств, проводившемуся в честь столетнего юбилея дарования Императрицей Екатриной II Академического Устава и дававшей право на шестилетнее пенсионерство за границей.
В событиях, предшествовавших «бунту четырнадцати» Крейтан участия не принимал и коллективных прошений в Совет Академии не подписывал. Однако узнав о состоявшемся 9 ноября 1863 года скандале на заседании Совета Академии, Крейтан в знак солидарности с тринадцатью живописцами подаёт личное прошение о выходе из Академии[9].
Прошение было удовлетворено, Крейтан выпускается из Академии с присвоением ему звания художника второй степени[7], став, таким образом, четырнадцатым бунтарём, принявшим впоследствии непосредственное участие в учреждении и деятельности Санкт-Петербургской артели художников.
Из официального письма министра Императорского двора генерал-адъютанта графа Владимира Федоровича Адлерберга Санкт-Петербургскому военному генерал-губернатору князю Александру Аркадьевичу Суворову:
М[илостивый] Г[осударь] Князь Александр Аркадьевич.
Поименованные в прилагаемом списке тринадцать учеников Импер[аторской] Академии Художеств и один скульптор, приглашенные в Собрание Академического Совета для объяснения им программ конкурса на золотые медали 1-го достоинства, по взаимному между собою соглашению отказались участвовать в конкурсе и предпринимают ныне, как в недавнем времени дошло до моего сведения, составить особое общество, под видом занятия художествами, независимо от Академии, в противодействие начальству оной. По высочайшему повелению, имею честь сообщить об этом вашей светлости для зависящего распоряжения о негласном наблюдении за действиями сих молодых людей и направлением составленного общества… Примите, М[илостивый] Г[осударь], уверения в совершенном моем почтении и преданности. Подписал Гр. В. Адлерберг |
||||
— Экшут С. А. «Шайка передвижников. История одного творческого союза»[10] |
В 1869 за выставленный на Академической выставке портретный бюст, Василию Крейтану присвоено звание художника первой степени[7]. Занимался педагогического деятельностью, давал частные уроки. Работал штатным учителем рисования и черчения во 2-й Петерургской военной гимназии и Пажеском корпусе[5]. С 1870 по 1891 года преподавал лепку в Императорском обществе поощрения художеств[11].
В 1880 году Санкт-Петербургская Городская Дума приняла решение установить в Александровском саду несколлько бюстов с видными деятелями науки и искусства. Была создана конкурская комиссия, которую возглавил профессор архитектуры и живописец Н. Л. Бенуа. Первоначально, планировалось установить четырнадцать бюстов: шесть у фонтана, шесть у статуи Флоры и два около статуи Геракла[12]. В прессе высказывались опасения, что большое количество бюстов в саду придаст ему вид кладбища[13]. Наибольший протест по поводу установки памятника М. Ю. Лермонтову выражал в «Правительственном вестнике» от 20 августа 1892 года Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода действительный тайный советник К. П. Победоносцев[14].
|
|
|
В 1884 году Крейтан принимает участие в конкурсе на создание памятника русскому поэту В. А. Жуковскому. Кроме Крейтана в конкурсе участвовали скульпторы А. Л. Обер и Р. Р. Бах[15]. Победу в конкурсе присудили В. П. Крейтану. Бюст был отлит из бронзы на заводе «А. Моран» и экспонировался в 1886 году на выставке в Императорской Академии художеств. Постамент для бюста спроектирован архитектором А. С. Лыткиным. На срезе бюста с тыльной стороны подпись скульптора: «В. Крейтанъ». Сзади на плинте надпись: «Отлитъ на заводѣ А. Моранъ». |
В 1892 году Крейтан побеждает в конкурсе на памятник Н. В. Гоголю. В конкурсе участвовали скульпторы: Н. А. Лаверецкий, М. П. Попов, М. А. Чижов, А. М. Опекушин, А. Л. Обер[16]. Крейтан работал над бюстом в скульптурной мастерской академика П. П. Забелло[11]. Бронзовый бюст отлит на фабрике К. А. Берто. Постамент спроектирован архитектором А. П. Максимовым. Слева на срезе бюста подпись скульптора: «Лѣпилъ В. Крейтанъ». На основании подпись литейщика: «Отл. К. Берто». |
В 1891 году к пятидесятилетию смерти поэта, Городская Дума приняла решение увековечить память М. Ю. Лермонтова. В объявленном в 1892 году конкурсе на создание памятника поэту, участвует помимо Крейтана, скульпторы Н. А. Лаверецкий, М. П. Попов, М. А. Чижов, А. М. Опекушин, А. Л. Обер[18]. Конкурская комиссия, возглавляемая Н. Л. Бенуа, присуждает первую премию Крейтану. Бюст отлит в бронзе на фабрике К. А. Берто. Постамент на цилиндрическом стилобате спроектирован архитектором А. П. Максимовым. На обрезе бюста слева подпись: «Лѣпилъ В. Крейтанъ», на плите справа: «Отл. К. Берто». |
Крейтан, Василий Петрович.