Доне́цкая желе́зная доро́га (ДонЖД, укр. Донецька залізниця) — железная дорога (код приписки: 48), обслуживает восточную часть Украины, важнейший для страны промышленный центр Донбасс, а именно Донецкую и Луганскую, а также частично Запорожскую, Харьковскую и Днепропетровскую области, объединяя таким образом в единый транспортный конвейер Донбасс и Приднепровье, центральные районы Российской Федерации и Украины с Поволжьем и Кавказом. На юге Донецкая железная дорога имеет выход к Азовскому морю через Мариупольский морской торговый порт, а также выход к крупнейшему промышленному центру Украины — Мариуполю. Длина Донецкой железной дороги составляет 13 % общей длины железнодорожной сети Украины. В то же время на ее часть приходится 47 % погрузки и 36 % разгрузки от всех железных дорог Украины. Железная дорога расположена на площади 57 000 км².
Донецкая железная дорога — основной вид транспорта, обслуживающая пассажиров и большое количество различных промышленных объектов: угольные шахты, металлургические, коксохимические и трубные заводы, машиностроительные и станкостроительные заводы, предприятия химической, легкой, пищевой и других отраслей промышленности.
Отделения и дирекции Донецкой железной дороги
Границы Донецкой железной дороги
Донецкая железная дорога граничит с 4 железными дорогами:
Краткая информация
На Донецкой железной дороге введена структура диспетчерского управления с Дорожным центром в Донецке и районами управления, которые объединяют станции Ясиноватую и бывшее Мариупольское отделение железной дороги (с 1988 года), станции Иловайского и Краснолиманского отделений (с 1991 года), а также Луганского и Попаснянского (с 2000 года). В помещениях районов управления находятся табло коллективного пользования, рабочие места поездных диспетчеров, вагонораспределитель, локомотивных диспетчеров, операторов.
В пределах Донецкой железной дороги расположено 100 углепогрузочных станций и самые большие на Украине сортировочные станции, на которых формируются угольные маршруты и прочие поезда, в том числе: ст. Ясиноватая (самая большая в СНГ), Дебальцево, Красноармейск, Попасная, Красный Лиман, Волноваха.
История
- 1865 год — ходатайство к правительству Российской империи о строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги
- 1868 год — концессия на строительство магистрали выдана коммерции советнику С. С. Полякову
- 1870 год, 5 января[2] (по старому стилю 1869 год, 23 декабря) — дата основания Донецкой Железной Дороги. В этот день была введена в эксплуатацию Курско-Харьковско-Азовская магистраль (332 версты). Она сыграла важную роль в развитии экономики Донбасса — началось строительство доменных и сталеплавильных печей, заводов. Также, эта магистраль давала выход к Азовскому морю
- 1872 год — сдан в эксплуатацию участок Константиновка — Еленовка
- 1872 год — Горнопромышленное общество на Юге России приступило к строительству подъездного пути от ст. Рудничная к каменноугольному руднику близ с. Кураховка (район п. Острое) — 24 версты.
- 1875 год — Министерством путей сообщения принято решение о строительстве Донецкой Каменноугольной железой дороги. Концессию на строительство получил промышленник С. И. Мамонтов, организовавший акционерное общество «Донецкая дорога»
- 1876 год — завершено строительство подъездного пути от ст. Рудничная, однако энергетический уголь, добываемый на руднике, оказался низкого качества и был не востребован на рынке.
- 1878 год — торжественное открытие Донецкой Каменноугольной железной дороги (общая протяженность — 389 верст). Открыты участки Никитовка — Дебальцево — Должанская, Дебальцево — Попасная — Краматорск, Дебальцево — Луганский завод. Управление железной дороги находилось в Луганске, рядом со станцией было построено первое в Донбассе железнодорожное училище. Станция Краматорская получила второе рождение, которая до этого была разъездом, обеспечивающим разминовку пассажирского состава с грузовым
- 1879 год — построены участки Попасная-Лисичанск, Хацапетовка (Углегорск)-Ясиноватая, и др. Протяженность Донецкой каменноугольной железной дороги составляла 479 верст. На железной дороге работало 92 паровоза и 2.223 вагона. Весовая норма поездов составляла всего 22 тыс. пудов
(ок. 350 т), скорость — не больше 14 верст в час.
- 1880 год — к Донецкой Каменноугольной была присоединена Константиновская железная дорога.
- 1882 год — открытие участков Должанская-Зверево и Еленовка-Мариуполь. Донбасский уголь получил выход к Азовскому морю.
- 1888 год — разработки на руднике около с. Кураховка прекратились, демонтирован подъездной путь от ст. Рудничная, но продолжает считаться действующим.
- 1889 год — строительство глубоководного порта в Мариуполе, донбасский уголь впервые был погружен на пароход. Открыты участки Никитовка-Попасная, Колпаково-Первозвановка.
- 1890 год — С.Мамонтов продает Донецкую Каменноугольную железную дорогу государству, которое разрешает ему строить Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу.
- 1935 год — Донецкая Железная Дорога перевыполнила задание по погрузке и намного увеличила выгрузку (по размерам погрузки — первое место в стране). Так, на Донецкой Железной Дороге осуществлялось 42 % общей погрузки угля и 15 % черных металлов.
- 1936 год — впервые начали оформление билетов транзитным пассажирам
- 1937 год, май — из Донецкой и Приднепровской Железных Дорог выделена новая дорога — Южно-Донецкая (управление — г. Ясиноватая)
- 1941—1945 годы — Великая Отечественная Война: Донецкая железная дорога переведена (как и все другие железные дороги СССР) на военное положение. Во время войны разрушено 8000 км путей, 1500 мостов, 27 локомотивных депо, 8 вагонных депо, 400 вокзалов и станционных зданий.
- 1953 год, май — по решению Совета Министров СССР была создана Донецкая железная дорога, как единая дорога, обслуживающая Донецкий бассейн
Электрификация железной дороги
- 1958 — электрифицирован участок Лозовая-Славянск
- 1959 — участок Чаплино-Ясиноватая
- 1960 — участок Славянск-Иловайск
-
- связка Путепровод-Криничная
-
- Красный Лиман — Никитовка
- Красный Лиман — Шпичкино
- Горловка-Дебальцево
- Байрак-Никитовка
- Криничная-Ясиноватая
- Иловайск-Марцево (переменный ток)
- 1962 — участок Красный Лиман-Основа (постоянный ток)
- 1963 — участки:
-
- Ясиноватая-Мариуполь
- Ясиноватая-Константиновка
- Хацапетовка-Криничная
- 1966 — участок Горловка-Очеретино
Электрификация направления Дебальцево-Лихая:
- 1972 — участок Дебальцево-Чернухино
- 1977 — участок Купянск-Святогорск(Славяногорск)
- 1978 — участок Чернухино-Штеровка
- 1982 — участок Штеровка-Красный Луч
- 1984 — участок Кутейниково-Каракуба (не используется)
- 1996 — участок Штеровка-Антрацит
- 1999 — участок Щетово-Красная Могила (Щетово-Антрацит — не используется)
Электрификация направления Дебальцево-Луганск:
- 2005 — участок Дебальцево-Коммунарск
- 2006 — в Коммунарск пришел первый электропоезд Красный Лиман-Коммунарск-Славянск
- 2007 — участок Коммунарск-Луганск, электропоезд повышенной комфортности Донецк-Луганск.
Железная дорога после перестройки
Перестройка и развал Советского Союза отрицательно повлияли на дальнейший ход событий Донецкой железной дороги.
- 1993—1994 — первые отмены пригородных и местных поездов, в первую очередь — протяженные рейсы пригородных дизельпоездов (более 150 км).
- 1996 — отменены пригородные дизельпоезда на участках:
-
- Должанская-Несветай-Горная
- Лантратовка-Валуйки
- 1999 — отменены пригородные дизельпоезда на участке Изварино-Лихая
- 1999—2004 — разобраны участки, пересекающие государственную границу с Россией:
-
- Изварино-Лихая
- Должанская-Михайло-Леонтьевская;
- сняты пути с участков:
- Сентяновка-Бежановка
- Сентяновка-Орловская
- Дружная-Лунная
- Пласты-Кураховка
- 2002 — отменены пригородные дизельпоезда на участке Квашино-Успенская;
- отменены местные поезда:
- Дебальцево-Лихая
- Дебальцево-Валуйки
- 2007 — отменены пригородные дизельпоезда на участках:
-
- Попасная-Артемовск-1-Краматорск
- Кондрашевская-Новая-Должанская
- Красноармейск-Доброполье-Дубово
- Цукуриха-Кураховка
- Карьер 122 км-Миллерово;
- отменены местные поезда:
- Дебальцево-Харьков
- Днепропетровск-Павлоград-Ясиноватая;
- поставлен на консервацию в связи с угрожающим состоянием пути участок Карьер 122км-Миллерово (Ростовская область)
- 2008 — отменены пригородные дизельпоезда на участках:
-
- Ларино-Доля;
- Родаково-Лутугино.
Модернизация железной дороги
В 2007 году была закончена модернизация участка Днепропетровск-Чаплино-Ясиноватая. Участок Чаплино-Ясиноватая ускорен до 140 км/ч. Эксплуатируется регулярный скоростной электропоезд повышенной комфортности Днепропетровск — Донецк — Днепропетровск, преодолевающий расстояние Днепропетровск-Донецк за 3 часа 10 минут.
На участке отремонтированы все станции и модернизированы вокзалы с учетом современных требований.
Участок является «визитной карточкой» Донецкой ЖД.
Развитие Донецкой Железной дороги
До 2030 года генпланом развития Донецка предусмотрена электрификация участка Ясиноватая-Донецк-II Богодуховской ветки. В связи с подготовкой Украины к проведению Чемпионата Европы по футболу «Евро-2012» предусмотрена комплексная программа по обновлению подвижного состава и модернизации строения участков пути (в том числе периферийных).
- Проводится капитальный и средний ремонт участков Харьковского и Мариупольского направлений, который позволит увеличить скорость на направлениях до 100 км/ч.
- Предусмотрено ускорение участков Донецк-Мариуполь (в данное время выполняется ремонт пути и станций) и Донецк-Фенольная-Славянск-Полтава.
Карта Донецкой Железной Дороги
Фотогалерея
-
Вагонное депо станции Юзово 1924 год
-
-
-
-
Вокзал города Константиновка
-
-
-
-
-
Вокзал города Красный Лиман
-
-
Ясиноватая. Сортировочная горка
Структурные подразделения
На территории железной дороги находится:
- — моторвагонное депо Ясиноватая РПЧ-12
- — моторвагонное депо Иловайск
- — моторвагонное депо Родаково
- — моторвагонное депо Сватово
- 17 вагонных депо
- 4 дирекции железнодорожных перевозок
- 9 строительно-монтажных эксплуатационных управлений
- 22 структурных подразделения дистанции пути
- 13 структурных подразделений сигнализации и связи
- 9 структурных подразделений электроснабжения
Социальная сфера
Социальная сфера железной дороги:
- 12 больниц
- 5 линейных поликлиник
- 19 оздоровительных учреждений (санатории, детские здравницы, базы отдыха, пансионат)
- 3 стадиона
- 5 спортивных залов
- 4 спортивных комплекса
- 10 теннисных кортов
- 4 плавательных бассейна
- 3 дорожные технические школы
Также имеется Детская железная дорога, протяженностью 2,1 км, работает 77 железнодорожных кружков.
Список станций и остановочных пунктов
Примечания
- История железных дорог. Донецкая железная дорога
- Донецкая Железная Дорога
Ссылки
- Официальный сайт Донецкой Железной дороги
- Расписание пассажирских поездов по станциям
- История Донецкой железной дороги
- Расписание пригородных электропоездов по станциям
- Железнодорожный портал Донецкой железной дороги
- Детский лагерь «Буревестник» Донецкой железной дороги
- Донецкая железная дорога
- Донецкая область. Досье.
- База данных подвижного состава с фотографиями на Трейнпиксе
- Донецкий институт железнодорожного транспорта