21-10-2023
Донецкий троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
20 |
Длина контактной сети |
187,73 км |
Количество троллейбусных парков |
2 |
Количество троллейбусов |
271 |
Модели эксплуатируемых троллейбусов | |
Стоимость проезда |
1 грн |
Донецкий троллейбус был открыт 31 декабря 1939 года. По состоянию на 2011 год имеется 20 маршрутов, 187,73 км сети, 271 машин и 2 депо, а также предприятие, выполняющее ремонт подвижного состава — «Ремкоммунэлектротранс».
Содержание |
В ноябре 1939 года была сдана в эксплуатацию первая трасса троллейбуса («Металлургический завод — Студенческий городок») протяжённостью 3,3 км. С 31 декабря 1939 года на линии работало 12 троллейбусов ЯТБ-2, но регулярная эксплуатация началась только 3 января 1940 года. Имелось пять промежуточных остановок: проспект Павших Коммунаров, Институтский проспект (ныне просп. 25 лет РККА), Комсомольский проспект, у кинотеатра имени Шевченко и трамвайно-троллейбусного парка (возле школы № 2 имени Кирова).
Во время войны несколько месяцев с апреля 1943 года (по другим данным, в 1942 году) немецкой оккупационной властью эксплуатировались 3 машины ЯТБ-4 на 1-м маршруте (5 машин вывезены в Германию, 4 разобрали на запчасти).
После осовбождения города было восстановлено движение 1 мая 1944 года двумя восстановленными машинами ЯТБ-4. Первым восстановленым после войны маршрутом был № 1 протяжённостью 3 км от металлургического завода до студгородка.
7 ноября 1950 года троллейбусная линия продолжена вначале до Ветки, а с 26 августа 1951 года до железнодорожного вокзала — пущен второй троллейбусный маршрут («ДМЗ-Вокзал») по улице Артема. Первый маршрут курсировал только до Студгородка (значительно позже — до ДонУГИ).
1 мая 1952 года после строительства моста через Кальмиусское водохранилище по Макеевскому шоссе (сейчас — проспект Ильича) смогли пойти троллейбусы в восточном направлении, к Макеевке — появился маршрут № 3 «Студгородок — Гормолокозавод», а с 31 августа 1952 года маршрут № 4 «Студгородок — Шахтостроитель» по бульвару Шахтостроителей.
В 1954 году началось строительство (завершено 27 июля 1956 года) новой троллейбусной линии — от ул. Артёма до Шлаколечебницы (3,8 км), и троллейбусы пошли в Ленинский район Донецка (маршрут № 5). К 1957 году троллейбус (и маршрут № 5) продлён по улице Университетской от проспекта Павших Коммунаров до бульвара Шевченко («Бульвар Шевченко — Шлаколечебница»), появился маршрут № 6 («ДМЗ — Шахтерская площадь», позже — «ДМЗ — Железнодорожный переезд» — сейчас больница № 20). В мае 1957 года линия по проспекту Ильича продлена от Гормолокозавода до Макаронной фабрики.
В марте 1959 году построено первое троллейбусное депо на 80 мест (начало строительства в 1954 году).
В 1960-х годах проложены следующие троллейбусные линии:
В 1964 году снята контактная сеть, соединяющая ул. Артёма и просп. Ильича (по просп. Гурова и ул. Постышева), в результате чего конечной остановкой маршрутов № 3, 4, 7 вместо Студгородка стала ул. Горького, где оборудовано разворотное кольцо.
13 апреля 1970 года маршрут № 12 продлён от кафе «Дубок» по ул. Горностаевской и ул. Полоцкой рядом с шахтой имени газеты «Социалистический Донбасс» до шахт «Мушкетовская-Заперевальная» («ул. Горького — шахта „Заперевальная“»), а маршрут № 3 от Макаронной фабрики по новой линии от кафе «Дубок» до Пивзавода.
В апреле 1971 года было построено троллейбусное депо в Калининском районе, которому было присвоено название — троллейбусный парк № 2, а старому — троллейбусный парк № 1.
В 1974 году построена линия шахта «Заперевальная» — Микрорайон «Востоный» (ул. Раздольная), которая тогда проходила по ул. 301-й Донецкой дивизии от начала до конца, сюда был перенесен маршрут № 11 с Ветки «ул. Горького — ул. Раздольная». 16 марта 1975 года в связи с реконструкцией аэровокзала продлена трасса троллейбусного маршрута № 9 по ул. Взлётной от старого аэровокзала до нового.
В январе 1976 года пошли троллейбусы по проспекту Богдана Хмельницкого до Смолянки (тогда же появилась односторонняя линия по ул. Щорса от просп. Б. Хмельницкого до Театрального просп.): маршрут № 14 «Университет — Площадь 26 Бакинских комиссаров»
В 1977 году продлён маршрут № 14 от площади 26 Бакинских комиссаров до ДОК («Университет — ДОК»).
В 1979 году (по другим данным, 10 ноября 1982 года) построена дублирующая односторонняя линия по ул. Прожекторной и Раздольной по маршруту № 11, появился новый маршрут № 15 «ул. Горького — ул. Щетинина» (не доезжал одну остановку до конечной маршрута № 11), а позже маршрут № 16 «ул. Горького — Мотель».
В 1979 году полностью перестроена схема движения троллейбусов около строящегося здания обласного совета, так демонтированы линии от ул. Университетской до ул. Артёма по бул. Шевченко, а движение маршрута № 8 от ул. 50-летия СССР до ул. Университетской осуществлялось по вновь построенной линии «Крытый рынок — ул. 50-летия СССР — просп. Мира — магазин „Изумруд“».
30 ноября 1982 года (по другим данным, 30 ноября 1991 года) пошёл троллейбус по продлённому маршруту № 14. Теперь конечными пунктами 14 маршрута были «Университет» и микрорайон «Магистральный», протяжённость маршрута составила 14,5 км.
В 1987 году построена линия «Шлаколечебница — ул. Пухова» по улицам Клинической и Куприна, продлён маршрут № 5 «просп. Панфилова — ул. Куприна». В январе 1993 года демонтирована часть этой линии, троллейбус теперь не объезжал военное училище, а шёл параллельно Кальмиусу.
1 февраля 1988 года построена новая линия по ул. Куприна от ул. Пухова до ул. Туполева, появился маршрут № 17 «Высшее военно-педагогическое училище — Ул. Туполева»
В январе 1992 года введен в эксплуатацию троллейбусный маршрут № 18 «Университет — шахта Бутовка-Донецкая».
В 1992 году демонтирована контактная сеть от Макеевского шоссе до пивзавода (до этого заезжал на Пивзавод перед Восточным), а маршрут № 3 («Ул. Марии Ульяновой — Микрорайон „Восточный“») стал коротким марщрутом № 11.
В 1993 году реорганизовано движение по массивам Щетинина, Восточный, теперь одностороннее кольцо заходило на ул. Щетинина и ул. 230-й Стрелковой Дивизии, соединив массив Цветочный, демонтирована часть линии по ул. 301-й Донецкой дивизии. В феврале 1993 года начал действовать троллейбусный маршрут № 19 "Железнодорожный вокзал — Аэропорт". А в декабре 1993 года была закончена реконструкция троллейбусного маршрута № 17, который связывает просп. Панфилова и ул. Туполева.
28 августа 1993 года вступил в эксплуатацию троллейбусный маршрут № 20 — «Ул. Пухова — Площ. Свободы» по новой линии, а в июне 1995 года открылся троллейбусный маршрут № 21 — «ул. Пухова — микрорайон Широкий». В июле 1995 года ввели в действие дополнительный маршрут № 22 — «Железнодорожный вокзал — Северный автовокзал».
год | количество троллейбусов | троллейбусные пути, км |
---|---|---|
1940 | 11 | 7,0 |
1950 | 23 | 10,6 |
1955 | 52 | 29,7 |
1960 | 82 | 51,0 |
1970 | 211 | 109,8 |
1980 | 274 | 141,5 |
1990 | 334 | 160,5 |
2000 | 286 | 186,5 |
2010 | 248 | 186,7 |
В настоящее время маршруты обслуживаются машинами типа:
Ранее были также:
Портал «Донбасс» | |
Троллейбусные системы Украины | |
---|---|
Действующие | Алушта | Алчевск | Антрацит | Артёмовск | Белая Церковь | Винница | Горловка | Днепропетровск | Донецк | Житомир | Запорожье | Ивано-Франковск | Керчь | Киев | Кировоград | Краматорск | Краснодон | Кременчуг | Кривой Рог | Лисичанск | Луганск | Луцк | Львов | Макеевка | Мариуполь | Молодогвардейск | Николаев | Одесса | Полтава | Ровно | Севастополь | Северодонецк | Симферополь | Славянск | Сумы | Тернополь | Углегорск | Харцызск | Харьков | Херсон | Хмельницкий | Черкассы | Чернигов | Черновцы | Ялта |
Законсервированные | Алмазная | Алчевск — Перевальск |
Закрытые | Артёмово | Дзержинск | Донецк — Макеевка | Доброполье | Стаханов |
Проектируемые | Лисичанск — Северодонецк | Мелитополь | Херсон — Цюрупинск |
Донецк | |
---|---|
Образование | |
Транспорт | |
Музеи | |
Театры | |
Религия | |
Спорт | |
Разное |
Донецкий троллейбус.