11-05-2023
Еврейская автономия в Крыму — один из проектов, которые советские власти осуществляли в поисках наилучшего варианта политики по отношению к еврейскому населению СССР. Осуществлялся в 1920-е—1930-е годы. Попытка возобновления его в 1944 году по инициативе Еврейского антифашистского комитета была отвергнута Сталиным. Национальная автономия для евреев была создана на Дальнем Востоке.
Отмена черты оседлости позволила большому числу евреев переселиться на свободные земли в пределах бывшей империи. Большевики видели решение еврейского вопроса в России в «советизации» евреев, а именно в отвлечении их от видов деятельности, считавшихся буржуазными (финансы, торговля, мелкое ремесленничество) и приобщении к физическому труду. Революция подорвала традиционные экономические основы существования еврейского населения и это стало серьёзным ударом по еврейским беднякам европейской части страны, лишённым средств к существованию. Из-за того, что в результате гражданской войны крупная индустрия в России была парализована, советизация евреев могла быть реализована только путём «аграризации», то есть превращения евреев в крестьян. Для этого следовало стимулировать переселение евреев на имеющиеся в России в избытке пустующие и пригодные для сельского хозяйства земли[1][2].
Целесообразность создания автономной единицы для евреев России была отмечена Лениным в 1919 году. Созданный в январе 1918 года Еврейский комиссариат при Народном комиссариате национальностей занимался в том числе поиском свободных земель для расселения евреев[3].
Для организации и поддержки еврейского переселенческого движения в августе 1924 года Постановлением Президиума ЦИК СССР был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев во главе с Петром Смидовичем. В декабре того же года был создан Общественный комитет земельному устройству трудящихся евреев под руководством Юрия Ларина. Задачей последнего стала мобилизация общественности, в первую очередь, зарубежной, на поддержку землеустройческих проектов[4][5].
Автором идеи еврейской колонизации Крыма считается директор русского отдела американской благотворительной организации Джойнт Иосиф Розен. Официально она была была выдвинута журналистом Абрамом Брагиным и заместителем наркома по делам национальной Григорием Бройдо[6].
В декабре 1923 года по решению Политбюро ЦК ВКП(б) для рассмотрения этого вопроса была создана специальная комиссия под руководством зампреда СНК СССР Александра Цюрупы. Идею поддержали Троцкий, Каменев, Бухарин, Чичерин и ряд других советских лидеров[7].
Самым активным сторонником и пропагандистом крымского проекта стал Юрий Ларин.
Комзет выдвинул проект еврейской колонизации северного и северо-восточного Крыма — необжитой и наименее благоприятной для сельского хозяйства части территории полуострова. Под еврейское переселение было отведено 342 тыс. га, главным образом в Евпаторийском и Джанкойском районах.
В 1930 году на этой территории был создан Фрайдорфский еврейский национальный район площадью 240 тыс. га.
Против идеи создания КомЗЕТа вообще и крымского проекта в частности выступил нарком земледелия РСФСР Александр Смирнов. Он заявил, что подобное «выпячивание» еврейских масс будет явной несправедливостью по отношению к другим трудящимся. Также он был против создания еврейской автономии. Эту точку зрения поддерживали нарком юстиции Николай Скрыпник и секретарь ЦК КП(б)У Эммануил Квиринг[8].
Активное противодействие проекту оказывали крымские власти во главе с председателем ЦИК Вели Ибраимовым [9].
8 июля 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «параллельно с практической работой по северному Крыму и по [Приазовским] плавням исследовать вопрос о возможности создания, кроме того, массива на Алтае, послав туда в советском порядке компетентную комиссию»[10].
Геннадий Костырченко в книге «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» писал[11]:
|
Таким способом радикально решалась проблема трудоустройства десятков тысяч разорившихся и оказавшихся безработными в результате свертывания политики нэпа еврейских торговцев, кустарей и ремесленников, а острота антисемитизма переселением евреев из урбанизированной европейской части в почти безлюдную местность, напротив, снижалась[12] Одновременно планировалось улучшить демографическую ситуацию малонаселённого региона и укрепить границу с Китаем[13]
Еврейская автономия в Крыму.