Сюда перенаправляется запрос «Звукоинженер». На эту тему нужна отдельная статья.
Звукорежиссёр (англ. Sound Director, Sound Producer, Sound Designer, Sound Supervisor, Sound Mixer) — творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков и их обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило владеет и техническими аспектами профессии. Хорошо знает физику звука, разбирается в музыкальной и психоакустике, имеет музыкальное образование. Не стоит путать профессии режиссёра звука и звукоинженера, -оператора. Это разные профессии, такие же разные, как режиссёр, оператор и монтажёр. Звукорежиссёр производит запись, воспроизведение, обработку, сведение звуковых компонентов с помощью технических средств звуковых студий. Эта профессия востребована в первую очередь в киноиндустрии, производстве музыки, в театре и аудиоспектаклях. Но, также, может встречаться и в таких областях, как радио и телевидение, в проведении концертов, обработке (реставрации) звука, звуковом оформлении интернет-сайтов.
Звукорежиссёр в кинематографе
Звукорежиссёром в кинематографе является участник съёмочной группы, руководящий звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучания (фонограммы) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.
В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.
Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.
Состав звукового цеха
- Звукорежиссёр — работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).
- Микрофонный оператор — обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.
- Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.
В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помoщником режиссёра/дирижёра, и снабженцем, и экономистом, и грузчиком, и уборщицей. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.
Обязанности звукорежиссёра и звукооператора в телепроизводстве
- Звукорежиссёр участвует в разработке режиссёрского сценария, проводит пробные записи звука. В его обязанности входит осуществление и контроль за синхронной звукозаписью и монтажем всех видов звука. В результате его деятельности получается окончательный (конечный) вариант фонограммы фильма, который получается в ходе сведения (перезаписи) всех исходных элементов, составляющих звуковой ряд.
- Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа.
Звукорежиссер в кино — один из членов съёмочной группы. Он выполняет следующие функции:
- осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
- отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
- готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.
Значимость звукового решения
Звуковое решение фильма также является художественными произведением. На кинофестивалях существует несколько номинаций имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма. Например:
Современные фильмы, получившие награды за звуковое решение:
- «Матрица» (1999)
- Британская киноакадемия 2000 — Лучший звук
- Оскар 2000 — Лучший звук
- Оскар 2000 — Лучший звукорежиссёр
- «Мулен Руж!» (2000)
- Британская киноакадемия 2002 — Лучший звук
- Британская киноакадемия 2002 — Награда Энтони Эскуита за музыку
- Золотой глобус 2002 — Лучшая музыка
- Награда MTV 2002 — Лучший музыкальный ряд
В настоящее время с появлением систем многоканального объёмного звука, значимость работы звукооператора и звукорежиссёра только увеличивается. Без их участия не обходится ни один современный фильм.
Литература
При составлении раздела использовался материал: Ю. Кравцов, «Основы звукооператорского мастерства», СПбГУКИ, СПБ, 2005 г.
Известные люди профессии
- Aes Dana (музыкант)
- Алимин, Владимир Викторович
- Альбини, Стив
- Бабушкин, Виктор Борисович
- Беккер, Александр Михайлович
- Бен Бёртт
- Бирч, Мартин
- Бликса Баргельд
- Богданов, Юрий Иванович
- Булгаков, Леонид
- Вендров, Морис Иосифович
- Вепринцев, Игорь Петрович
- Винтер, Джонни
- Вуд, Джон
- Гаклин, Давид Исаевич
- Гасан-Заде, Алиакпер
- Годрич, Найджел
- Гросман, Александр Владимирович
|
- Заппа, Фрэнк
- Кальянов, Александр Иванович
- Китель, Алексей
- Клюшников, Андрей
- Кожухова, Маргарита Всеволодовна
- Кондрашин, Петр Кириллович
- Курдиян, Карен Григорьевич
- Курий, Александр
- Кутиков, Александр Викторович
- Кутузов, Владимир Николаевич
- Крэйвен, Уэсли Эрл
- Лаупер, Андрей Анатольевич
- Лившиц, Бетти
- Лукаш, Виктор Николаевич
- Макалпин, Тони
- Макс Йорик
- Мальмстин, Ингви
- Мерфи, Рон
- Мартин, Джордж
- Михневич, Богдан Константинович
- Мицуда, Ясунори
|
- Морозов, Юрий Васильевич
- Небиеридзе, Борис Константинович
- Пахтер, Михаил
- Планк, Конни
- Скобло, Валентин Аркадьевич
- Синкай, Макото
- Субботин, Сергей Владиславович
- Тиба, Сигэру
- Тимбалэнд
- Третов, Майкл
- Тропилло, Андрей Владимирович
- Упатов, Александр Павлович
- Хаке, Александр
- Флянгольц, Дмитрий Соломонович
- Фридмен, Марти
- Чернавский, Юрий Александрович
- Шаргородский, Арнольд Бениаминович
- Штильман, Александр
- Шумейко, Алексей
- Ясников, Дмитрий Владимирович
|
См. также
Ссылки
- Развитие слуха для звукорежиссера. Русская версия.
- Журнал 'Звукорежиссёр'
- Статьи по звукорежиссуре, мастерингу
- Форум звукорежиссеров радио
- Работа со звуком
- Программа «Послужной Список» на Эхо Москвы, тема «Звукорежиссёр», 25.04.2009