05-07-2023
Митрополит Зиновий | ||
|
||
---|---|---|
1960 — 8 марта 1985 | ||
Церковь: | Грузинская православная церковь | |
|
||
6 марта 1957 — 1960 | ||
Имя при рождении: | Захария Иоакимович Мажуга | |
Рождение: | 14 (26) сентября 1896 Глухов Черниговская губерния, Российская империя |
|
Смерть: | 8 марта 1985 (88 лет) Тбилиси Грузинская ССР, СССР |
|
Похоронен: | Александро-Невская церковь (Тбилиси) | |
Принятие священного сана: | 1925 год | |
Принятие монашества: | март 1921 года | |
Епископская хиротония: | 30 декабря 1956 года |
Митрополит Зиновий (в миру Захария Иоакимович Мажуга, в схиме Серафим; 14 сентября 1896, Глухов, Черниговская губерния — 8 марта 1985, Тбилиси, Грузия) — епископ Грузинской православной церкви, с 1960 года на Тетрицкаройской кафедре, с 1972 года в сане митрополита.
25 марта 2009 года канонизирован как местночтимый святой Священным синодом Украинской православной церкви. Память совершается 9 сентября (по юлианскому календарю) в день собора преподобных отцов Глинских.
Содержание |
Родился 14 сентября 1896 года в городе Глухове в семье рабочего. Рано осиротел, воспитывался в нищете в семье дяди. Был отдан в Дом трудолюбия при Глинской пустыни где закончил приходскую школу и научился портновскому делу. В 1912 году Захария стал послушником в Глинской пустыни. Его духовным отцом был отец Герасим.
Во время Первой мировой войны был призван в действующую армию, где простудил ноги и заболел экземой, которая мучила его всю жизнь. Впоследствии к ней прибавился тромбофлебит и незаживающие трофические язвы. После демобилизации вернулся в Глинскую пустынь.
В июне 1920 года был пострижен в рясофор, а в марте 1921 года — в монашество с именем Зиновий, в честь священномученика Зиновия Егейского. Распространена версия о принятии им пострига в день Благовещения в 1917 году, но это не подтверждается архивными данными.[1]
В 1922 году, после закрытия Глинской пустыни, переехал на Кавказ; поселился в Драндовском Успенском монастыре близ Сухуми. Был рукоположён во иеродиакона, а в 1925 году — во иеромонаха. В 1925—1930 годы служил в церкви святителя Николая в Сухуми. Вместе с другими организовывал в горах монашескую общину, в которой проживали старцы различных монастырей (из Киево-Печерской, Почаевской и других обителей). Через несколько лет властями был выслан из Грузии и поселился в Ростове-на-Дону, где служил в церкви св. Софии.
В 1936 году был арестован и приговорён к ссылке в Среднюю Азию. В течение 7 месяцев содержался в распределителе, где заболел малярией. По выздоровлении был направлен на Урал, где провёл 5 лет. В заключении продолжал совершать богослужения: крестил, исповедовал и отпевал заключенных, используя вместо епитрахили полотенце.[2]
После заключения вернулся в Грузию; Тбилиси он познакомился с патриархом Грузии Каллистратом и по его благословению с 1942 по 1945 год служил в тбилисском Сионском Успенском соборе и был духовником скита святой Ольги в г. Мцхета.
В 1945 году возведён в сан игумена.
В 1945—1947 годы служил в храме святителя Николая в селе Кирово (Армения), в 1947—1950 годы — настоятель Свято-Духовского храма в Батуми.
В 1950 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Александро-Невской церкви в Тбилиси. 11 июня 1952 года назначен членом Священного синода Грузинской православной церкви.
30 декабря 1956 года рукоположён во епископа. 6 марта 1957 года назначен епископом Степанованским, викарием Патриарха всея Грузии. В 1960 году патриархом Ефремом II переведён на Тетрицкаройскую кафедру.
В 1972 году возведён в сан митрополита.
До конца своей жизни проживал в кельи при храме Александра Невского в Тбилиси, отказывался от предложения патриарха переехать в резиденцию, соответствующую его архиерейскому достоинству; ежедневно совершал литургию.
Среди его духовных чад был будущий патриарх Илия II, которого он постриг в монашество. Пользовался уважением со строны московских патриархов Алексия I и Пимена.
За два года до смерти тайно принял схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.
В 1975 году вместе со схиархимандритом Виталием (Сидоренко) основал в доме последнего в пригороде Тбилиси Дидубе (ныне в черте города) Святорусско-Иверский женский монастырь, ставший, по некоторым оценкам, русским духовным центром Закавказья[3].
Скончался 8 марта 1985 года. Отпевание по монашескому чину совершил католикос-патриарх Илия II. Погребён у северной стены церкви Александра Невского в Тбилиси.
25 марта 2009 года Священным синодом Украинской православной церкви Московского патриархата схимитрополит Серафим был прославлен как местночтимый святой с днём памяти 9 сентября (по юлианскому календарю). Чин прославления состоялся 21 августа 2010 года в Глинской пустыни.[4] Богослужение возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).
Святитель Зиновий был наделен от Бога даром прозрения как будущих, так и уже совершившихся событий. Он многое предвидел в судьбах своих духовных чад, предостерегал их от возможных неприятностей. От Бога старец имел дар видения внутреннего состояния человека и знал, каким путем вести каждую душу ко спасению. Владыка неоднократно предсказывал священство людям, которые даже и не помышляли об этом. Находясь в с. Бурдино вместе со своим келейником Александром, он ему сказал: «Как было бы хорошо, если бы ты тоже пошел по духовной линии». На что келейник возразил, объяснив, что он очень стеснительный, а пастырское служение требует постоянного общения с людьми. Святитель Зиновий ответил: «Следует поехать в семинарию. Они там всему этому учат».[5] Предсказание это сбылось уже через несколько лет после смерти владыки в 1985 году. Александр поступил в Московскую Духовную Семинарию, был рукоположен архиепископом Александром во диакона, а на следующий год Святейшим Католикосом-Патриархом Илией II в Сионском Соборе — в священника. После окончания Московской Духовной Академии остался здесь преподавателем и помощником инспектора. Ныне протоиерей Александр Чесноков — клирик Екатеринодарской и Кубанской епархии. Отец Александр вспоминает: «По его великой жизни и по молитвам Господь дал ему дар предвидения, и многое мог он вымолить у Бога за людей. Мне пришлось долгое время быть около него, и я могу сказать, что его благословение, его слово и совет фактически были делом. Если отклонялись от его советов, то ничего не получалось и ещё усугублялось большими неприятными последствиями».[6]
Об одном очень интересном случае, подтверждающем прозорливость владыки, рассказывает протоиерей Георгий Пильгуев. Он пишет: «Особенно потряс меня и мою семью случай, который произошел в 1965 году. Мне дали очередной летний отдых, и первую половину отпуска я с матушкой и детьми провел, посещая святые места в Москве, Загорске и т. д. Возвратившись домой, мы взяли билет на поезд, чтобы проводить родную тетю в Туапсе. Я пошел за благословением к Владыке Зиновию, но ехать он мне не разрешил. Как я ни доказывал, он был неумолим. А на следующий день в то время, когда я должен был быть в пути, случился сильнейший сердечный приступ. После того как врачами скорой помощи была сделана кардиограмма, мне сказали, что мое лечение — это покой, и мое спасение, что все случилось дома. Вот тогда мы все поняли, почему Владыка Зиновий не благословил нас в путешествие. Мы были благодарны ему за такую прозорливость и дальновидность».[7]
Когда к владыке обращались за советом, он обращался с пламенной молитвой к Богу и просил Его открыть Свою всеблагую волю о вопрошающем человеке. Вышеприведенный случай, рассказанный отцом Георгием, как раз и свидетельствует об этом.[8]
Зиновий (Мажуга).