Lt304888.ru

Туристические услуги

Игральная кость

13-06-2023

Традиционные игральные кости с закругленными углами (кубики, 6 сторон)

Игра́льная кость — популярный источник случайности в настольных играх (особенно в одноимённой игре). Среди ролевиков также распространено название «дайс» (англ. dice).В Средней Азии и на Кавказе называются зариками (ед.ч.-зарик).

Игральная кость обычно выполнена в виде шестигранного кубика с нанесёнными на его стороны числами от 1 до 6 (их принято располагать так, что сумма чисел на диамметрально противоположных сторонах равняется 7). Игральную кость можно рассматривать как генератор случайных чисел в целочисленном интервале [1..N] с практически одинаковой вероятностью выпадения всех чисел интервала. Такие генераторы обозначают 1dN.

Так, например, обычный шестигранный кубик — это 1d6; бросание монетки — это работа генератора 1d2 и т. д.

Сокращение MdN обозначает сумму M применений 1dN. Следует отметить, что MdN даёт целые числа в интервале [M..M*N]. Вероятность выпадения числа из этого интервала растёт по мере приближения к его середине (см. биномиальное распределение).

Так, например, используя игральную кость d4 и бросив её два раза, мы получим генератор 2d4, дающий следующие варианты:

10 сторон
Количество очков Вероятность исхода %%
2 1/16 6,25
3 1/8 12,5
4 3/16 18,75
5 1/4 25
6 3/16 18,75
7 1/8 12,5
8 1/16 6,25

Пример генератора, не попадающего под определение MdN: колода карт, в которую не возвращаются вытянутые карты. Она будет 1dN только для первой попытки, распределения последующих попыток будут зависеть от предыдущих результатов.

Набор костей для игр D&D.
Две последние —
«процентные кости» d100 для
единиц и десятков

В ролевых играх (например, основанных на правилах Dungeons & Dragons) используются игральные кости с 4 (тетраэдр), 6 (куб), 8 (октаэдр), 12 (додекаэдр), 20 (икосаэдр) и другим количеством граней. Лоу Зоччи изобрёл зоччиэдр, игральную кость со 100 гранями. Впрочем, для получения числа от 1 до 100 чаще пользуются двумя 10-гранными костями.

В среде ролевиков тип кубика часто обозначают буквой «d» (dice) или «к», (костей) после которых указывается количество сторон. Помимо привычных многим шестигранных кубиков (d6), используются четырёх- (d4), восьми- (d8), десяти- (d10), двенадцати- (d12) и двадцатигранные (d20) кости. Используется также обозначение d100, d% или «процентный кубик», представляющий собой два десятигранника, один из которых используется для определения количества десятков, а второй — единиц.

Зоччиэдр
Азиатские кости (сверху) и западные (снизу)

История

Доподлинная дата появления игральной кости неизвестна. Однако установлено, что в игре Нарды, где должны были использоваться такие древние генераторы случайных чисел, уже более 5 тысяч лет.

Согласно греческой традиции, игральные кости были изобретены Паламедом для того, чтобы развлечь скучающих греческих солдат, ожидающих сражения под Троей.

В XI веке в Византии сложилась астрагаломантия — искусство предсказания будущего по игральным костям [1].

Примечания

  1. Астрагаломантия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература


Игральная кость.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01