13-10-2023
И́сон, также (неправильно) исо́н[1] (от греч. ἴσος — ровный, одинаковый, подобный, неподвижный) — тянущийся нижний, басовый голос в византийском и новогреческом церковном пении. Греко-византийский исон — типологическая разновидность бурдона. Исон исполняется отдельной группой певцов, когда остальные певцы поют в унисон мелодию распева. Исонное двухголосие может считаться первой ступенью к полифоническому пению в Восточной церкви.
Содержание |
Первоначально служил для удержания лада или гласа певчим, который исполнял мелодию распева свободно, то есть иногда отступая от используемой им певческой книги (этот вид орнаментированного сольного исполнения базовой мелодии в теории музыки называется «контролируемой импровизацией»). Вместе с термином «исон» используется термин «оксия» для обозначения этого верхнего голоса мелодии распева.
Пение с исоном распространено в православных сербских, греческих, македонских, болгарских храмах. Вместе с тем, оно не характерно для древнерусской церковной монодии, так называемого знаменного распева[2]. В современной практике исон используется в качестве компромисса между знаменным распевом и ставшим уже привычным в Русской православной церкви партесным пением. Исон создаёт молитвенную атмосферу, свойственную монастырям греческого Востока.
Реконструкции исона в греческой православной музыке (и некоторых локальных традиций церковной монодии католиков) основаны на косвенных свидетельствах и догадках, поскольку в рукописях греков до XIX века исон традиционно не нотировался (не выписывался)[3]. Современная практика исполнения исона в древнерусской церковной музыке исходит от толкования таинственной киноварной пометы «Э» в певческих рукописях, интерпретируемой исследователями как указание на исон .
В хоровом исполнении исон — основой звук лада, его гармоническая основа. Это стержень, вокруг которого строится мелодия. Он выдерживается продолжительно на одной ноте в продолжении всего напева. Это даёт возможность хору, поющему мелодию, вести её выше и ниже этого основного звука и при этом не сбиваться с гласа.
Существует два вида пения с исоном:
Встречается двойной исон (два голоса в кварту, квинту или октаву помимо мелодической линии).
Исон, как правило, должен образовывать с нотами мелодии интервалы кварту, квинту, октаву, также терцию, чтобы давать благозвучие. Когда мелодия переходит в другой лад, или глас, исон тоже должен измениться, чтобы удовлетворить вышеуказанному условию.
Исон.