Не следует путать с Углеродная единица — внесистемная единица массы, применяемая для масс молекул, атомов, атомных ядер и элементарных частиц.
Углеродная единица (англ.Carbon credit) – объём выбросов парниковых газов (ПГ), который удалось предотвратить благодаря реализации того или иного климатического проекта, определённая квота на выброс ПГ, выраженная в тоннах СО2 эквивалента, инструмент государственного и рыночного контроля за выбросами ПГ в национальном и глобальном масштабе.
Крупные предприятия, эмитирующие в атмосферу большие объёмы парниковых газов, во всех крупных экономиках мира лимитируются в таких выбросах и платят за эти выбросы специальные налоги. Излишки своих квот они могут продавать (а недостающие объёмы – докупать) на специальных углеродных рынках – биржевых площадках, торгующих углеродными единицами[1][2][3].
Согласно ст.2 Федерального закона № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 2 июня 2021 года
углеродная единица - верифицированный результат реализации климатического проекта,
выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа;
Таким образом, одна углеродная единица равна одной тонне CO2-эквивалента[4].
Национальные правовые акты, регулирующие порядок выделения, обращения и изъятия из обращения углеродных единиц (углеродных кредитов (англ.) (рус.) в России начали создаваться исходя из положений подписанного РФ Киотского протокола, этот процесс продолжался с середины 1990-х примерно до лета 2015 года.
В тот корпус нормативно-правовых актов вошли Федеральный закон от 4 ноября 1994 года № 34-ФЗ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата»[5], Федеральный закон от 4 ноября 2004 года № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата»[6], Распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 2006 года №215-р «О мерах по реализации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»[7].
Однако в 2015 году, после подписания Россией Парижского соглашения (ставшего продолжением и развитием Киотского протокола) весь этот нормативно-правовой аппарат пришлось радикально реформировать, а работу по учёту и купле-продаже углеродных едининиц перезапускать.
Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»[8];
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 года № 790 «Об утверждении Правил создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц»[9].
В декабре 2022 года вышло постановление Правительства РФ, в котором были разграничены понятия «углеродная единица» и «единица выполнения квоты»[10]. Тогда же в Госдуму был внесён законопроект, согласно которому на компании, нарушающие возложенную на них обязанность предоставлять отчётность о выбросах парниковых газов, может быть наложен штраф до 500 тыс руб[11].
Основные понятия
Основной источник: Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».
Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» определил или уточнил понятийную базу, используемую в России при работе с углеродными единицами и в смежных сферах:
парниковые газы - газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение;
кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (кадастр парниковых газов) - систематизированный свод сведений, содержащих описание выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, основанное на официальной статистической информации;
регулируемые организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых определяется в соответствии со статьей 7 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
выбросы парниковых газов - выбросы в атмосферный воздух парниковых газов, образуемых в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности за определённый интервал времени;
поглощение парниковых газов - природный (естественный) процесс или вид хозяйственной и иной деятельности, в результате которых происходят извлечение из атмосферного воздуха парниковых газов и их накопление в других компонентах природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектах;
реестр выбросов парниковых газов - государственная информационная система, содержащая отчёты о выбросах парниковых газов;
климатический проект - комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов;
исполнитель климатического проекта - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, реализующие климатический проект;
углеродная единица - верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа;
верификация результатов реализации климатического проекта - проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта;
владелец углеродных единиц - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, которым принадлежат углеродные единицы;
реестр углеродных единиц - информационная система, в которой регистрируются климатические проекты и ведётся учёт углеродных единиц и операций с ними;
оператор - юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации на ведение реестра углеродных единиц;
счёт в реестре углеродных единиц - запись, которая содержится в реестре углеродных единиц и используется для учёта углеродных единиц и проведения операций с ними;
счёт изъятия из обращения - специализированный счёт в реестре углеродных единиц, предназначенный для зачёта углеродных единиц;
обращение углеродных единиц - совокупность операций, проводимых при передаче углеродных единиц;
участник обращения углеродных единиц - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющиеся исполнителем климатического проекта, и/или владельцем углеродных единиц, и/или лицом, имеющим счёт в реестре углеродных единиц;
операции с углеродными единицами - действия с углеродными единицами, регистрируемые в реестре углеродных единиц;
зачёт углеродных единиц - аннулирование углеродных единиц путём списания их со счёта владельца углеродных единиц и зачисления на счёт изъятия из обращения;
углеродный след - общий объём выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, образующихся в ходе производства продукции либо в ходе оказания услуг, который включает в себя прямые выбросы парниковых газов (образуемые в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности), косвенные выбросы парниковых газов (связанные с потреблением электрической, тепловой энергии, иных ресурсов, используемых для обеспечения хозяйственной и иной деятельности и полученных от внешних объектов), поглощения парниковых газов в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, с учётом углеродных единиц, в отношении которых произведён зачёт.
В России реестр углеродных единиц создавался дважды. Первая попытка запустить его в работу была предпринята Правительством РФ в 2006 году, администратором реестра было назначено ФГУП «Федеральный центр геоэкологических систем»[13][14][15]. Порядок и правила его ведения регулировались положениями Киотского протокола и федерального закона Российской Федерации N 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата»[16], его деятельность продолжалась до 2015 года.
После подписания Россией Парижского соглашения по климату (2015 год) и принятия Федерального закона № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (2021 год)[8], 1 сентября 2022 года произошёл перезапуск Реестра углеродных единиц[17] на новой технологической платформе (разработана IT_One)[18], с новыми правилами[19] и с новым оператором, которым стало АО «Контур»[20][21][22].
На 6 апреля 2023 года в Реестре было зарегистрировано 4 климатический проекта, выпущено 96 углеродных единиц и ещё 439 464 подлежали выпуску[12].
В ноябре 2022 года вышло постановление Правительства России, разграничивающее понятия углеродные единицы и единицы выполнения квоты (вступило в силу 1 марта 2023)[23]. В результате в «Правилах определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц...», в «Правилах создания и ведения реестра углеродных единиц...» и в форме типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре появилось понятие «единицы выполнения квоты».
После внесённых изменений в «Правилах определения платы...» появились разные ценовые условия для операций с углеродными единицами, выпущенными в рамках климатических проектов, и единицами выполнения квоты. Теперь зачисление углеродных единиц может стоить не более 20 руб. за единицу, а зачёт углеродных единиц — не более 5 руб., а те же операции с единицами выполнения квоты - не более 1 руб. за единицу[24].
Съёрен Люткен, Старший советник программы ООН UNEP. Презентация «Существует ли такая вещь, как климатическое финансирование?», 2012 год
В Европе с 2008 года действует Система торговли квотами (EU ETS) (англ.) (рус., цена квот на выбросы парниковых газов на 2022 года составляла около €100 за тонну (углеродную единицу)[22].
Торговля разрешениями на эмиссию (углеродными единицами) в 2007 году являлась одним из самых быстрорастущих сегментов финансовых услуг в Лондоне, их рынок оценивался в то время примерно в €30 млрд[25].
В 2020 году в мире было выпущено углеродных единиц более чем на 260 млн тонн СО2, из них выкупили менее половины - немногим более 105 млн тонн[26].
В 2022 году эксперты прогнозировали примерно 25-кратный рост глобального рынка углеродных единиц к 2030 году[27].
Российская компания впервые реализовала углеродные квоты в декабре 2010 года. Японские партнёры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе — компании Mitsubishi и Nippon Oil — получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ был направлен не на сжигание, а на перерабатывающие мощности компании СИБУР. В обмен за высвободившиеся и предоставленные партнёрам квоты «Газпромнефть» получила от японских компаний технологии и оборудование. По оценкам агентства Reuters, стоимостной эквивалент высвободившихся и переданных в рамках этой сделки квот составлял около €3,3 млн[28].
В сентябре 2022 года МИД РФ оценивал необходимый объём закупок углеродных единиц компаниями, поставляющими российские углеводороды на азиатские рынки (если до половины российского экспорта, ранее отправлявшегося в Европу, удастся переориентировать на Азию), в $3-4 млрд[29].
Первые в России биржевые торги углеродными единицами прошли в конце сентября 2022 года на Национальной товарной бирже (входит в группу Московской биржи). На них прошло две сделки - два лота по 10 углеродных единиц были куплены по цене 1 тыс. руб за единицу[30]. Продавцом углеродных единиц в рамках первой сделки стала Сахалинская область, покупателем - компания «Тамак»[31].
Специальные технологии в агросекторе (система нулевой обработки почвы) позволяют превратить российские агропредприятия с большими посевными площадями в доноров - продавцов углеродных единиц и поглотителей избыточного CO2[32].
В России обширные территории Сибири и Дальнего Востокапокрыты лесами, при этом активной хозяйственной деятельности, связанной с выделением больших объёмов парниковых газов, там не ведётся. Это создаёт хорошие предпосылки для проведения межрегиональный трансферов и зачётов углеродных единиц. Так, в сентябре 2022 года было объявлено, что Республика Алтай может стать первым национальным донором в части поставок углеродных единиц, в том числе для соседней Кемеровской области[33].
Первым опытным полигоном в достижении углеродной нейтральности (англ.) (рус. в РФ планирует стать Сахалинская область. Местные власти разработали необходимые подзаконные документы и 1 сентября 2022 года официально запустили программу, рассчитанную до 31 декабря 2028 года и направленную на достижение углеродной нейтральности к 2025 году (за счёт развития возобновляемых источников энергии и водородной технологии, а также торгов углеродными единицами)[34][10]. В конце ноября была утверждена «Программа проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области»[35].
Под эксперимент на Сахалине попадает около 40 организаций, каждая из которых генерирует парниковых газове не менее 20 тыс тонн в СО2-эквиваленте. Эти компании и организации по итогам 2022 года должны будут до 1 июля 2023 года предоставить первую верифицированную отчетность о выбросах. На её базе для каждого эмитента парниковых газов будет установлена отдельная квота. Далее эти квоты будут ежегодно устанавливаться для всех участников эксперимента[36].
Первые углеродные единицы, зарегистрированные в российском реестре углеродных единиц 21 сентября 2022 года, были сгенерированы климатическим проектом сахалинской компании «Дальэнергоинвест»[37]. Первым продавцом углеродных единиц на Национальной товарной бирже стала Сахалинская область[31].
Критика
Некоторая часть учёных и экспертов считает, что изменения климата носят, в основном, не анпропогенный характер, а значит механизмы Киотского протокола, Парижского соглашения и все меры по их реализации (в том числе - технология учёта и торговли углеродными единицами) не принесут никакой пользы природе и никак не повлияют на изменение климата[38][39].
Кроме того, после вторжения России на Украину в феврале 2022 года значительная часть мировой инфраструктуры, связанной с торговлей углеродными единицами, с квотами, международной сертификацией/валидацией выбросов СО2, для России стала малодоступна, а её быстрая интеграция в условный «западный» сегмент формирующегося общемирового рынка маловероятной[40].
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 790 "Об утверждении Правил создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц"(рус.). Официальный интернет-портал правовой информации (5 мая 2022). Дата обращения: 2 октября 2022. Архивировано 2 октября 2022 года.
Российский реестр углеродных единиц (неопр.). Дата обращения: 1 октября 2022. Архивировано 6 октября 2022 года.
Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2006 № 215-р (неопр.). Дата обращения: 2 октября 2022. Архивировано 27 января 2020 года.
Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2006 г. № 1741-р (неопр.). Дата обращения: 2 октября 2022. Архивировано 8 марта 2022 года.
Порядок формирования и ведения российского реестра углеродных единиц (утв. приказом МПР РФ и Минэкономразвития РФ от 7 мая 2007 г. № 121/148) (неопр.). Дата обращения: 1 октября 2022. Архивировано 28 января 2020 года.
ТАСС. — 2021. — 30 сентября. — Дата обращения: 03.10.2022.
Архивировано 5 октября 2022 года.
Программа проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области. Разработана министерством экологии и устойчивого развития Сахалинской области(рус.). Нормативно-правовые акты Губернатора и Правительства Сахалинской области (28 ноября 2022). Дата обращения: 7 марта 2023.
Архивировано 8 марта 2023 года.
Архивировано 8 октября 2022 года.
Архивировано 4 октября 2022 года.
Архивировано 4 октября 2022 года.
Архивировано 3 октября 2022 года.
Ссылки
Алексей Дуэль.Аргументы и факты» (19 сентября 2023). Дата обращения: 12 ноября 2023.
Гогунская Оксана; АО «Контур», Генеральный директор.: Реестр углеродных единиц. Панельная дискуссия «Низкоуглеродная энергетика – перспективы дальнейшего развития»(рус.) (pdf). Татарстанский международный форум по энергетике и энергоресурсоэффективности (6 апреля 2023). Дата обращения: 26 сентября 2023.
Максим Башкатов, Элеонора Витоль, Дмитрий Федоров, Юлия Леоне, Илья Зикун, Роман Шугаев.Правовая природа углеродных единиц в России(рус.) (pdf). Фонд «Центр стратегических разработок» (апрель 2023). Дата обращения: 26 сентября 2023.
Максим Александрович Корытцев, Серафим Андреевич Морозов. 10.22394/2079-1690-2023-1-1-89-96.
Вячеслав Вековцев. Углеродный рынок не работает без независимой экспертизы (рус.) // ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022 : Ежегодный доклад. — Москва: Экспертное агентство «Открытые коммуникации», 2023. — С. 46-47.
Кристина Мирошниченко, Виктория Конева.ТАСС (28 декабря 2022). Дата обращения: 26 сентября 2023.
Евгений Аниськов.РБК (2 декабря 2022). Дата обращения: 12 ноября 2023.
Максим Башкатов, Элеонора Витоль, Дмитрий Федоров, Юлия Леоне, Илья Зикун, Роман Шугаев.Подходы зарубежных стран к определению правовой природы углеродных единиц(рус.) (PDF). Фонд «Центр стратегических разработок» (декабрь 2022). Дата обращения: 7 марта 2023.
РБК (2022). Дата обращения: 7 октября 2022.
Татьяна Дмитракова.Российская газета» (28 сентября 2022). Дата обращения: 29 сентября 2022.
ТАСС (28 сентября 2022). Дата обращения: 29 сентября 2022.
Анна Королева.Эксперт» (27 сентября 2022). Дата обращения: 29 сентября 2022.
Харитон Галицкий.Известия» (1 сентября 2022). Дата обращения: 3 октября 2022.
Что происходит на рынке углеродных единиц?(рус.)«Энергетика и промышленность России» (11 февраля 2022). Дата обращения: 7 марта 2023.
Коммерсантъ» (9 августа 2021). Дата обращения: 29 сентября 2022.
Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов"(рус.). Официальный интернет-портал правовой информации (2 июля 2021). Дата обращения: 29 сентября 2022.
Валерий Емельянов.BCS EXPRESS (30 июня 2021). Дата обращения: 29 сентября 2022.
Ведомости» (30 июня 2022). Дата обращения: 29 сентября 2022.
Евгения Филиппова.Парламентская газета» (1 июня 2021). Дата обращения: 29 сентября 2022.