30-09-2023
Рейс 6263 Аэрофлота | |
Ан-24 компании Аэрофлот |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
23:56 (21:56 МСК) |
Причина |
Столкновение в воздухе с неизвестным объектом (вероятно, радиозонд) |
Место |
д. Петухово, Большесосновский район Пермской области (РСФСР, СССР) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Северо-Кавказское УГА, Краснодарский ОАО) |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
6263 |
Бортовой номер |
CCCP-46276 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
34 |
Экипаж |
5 |
Погибшие |
39 (все) |
В воскресенье 21 января 1973 года в Пермской области потерпел катастрофу Ан-24Б компании Аэрофлот, в результате чего погибли 39 человек.
Ан-24Б с бортовым номером CCCP-46276 (заводской — 77303609) был выпущен заводом Антонова 31 августа 1967 года. На момент катастрофы авиалайнер имел 10 623 часа налёта и 11 419 посадок[1].
Самолёт выполнял рейс 6263 по маршруту Краснодар—Волгоград—Саратов—Казань—Пермь. Пилотировал его экипаж из 241 лётного отряда, состоявший из командира Е. Я. Дегтярёва, второго пилота П. Р. Урюпина, штурмана К. С. Дорошкевича и бортмеханика Ю. А. Виноградова. В салоне работала стюардесса Н. А. Шинкаренко. В 20:46 МСК рейс 6263 вылетел из Казанского аэропорта и после набора высоты занял эшелон 5700 метров. На борту находились 34 пассажира: 31 взрослый и 3 ребёнка[1].
Ночное небо было покрыто слоисто-кучевыми облаками высотой 500—1900 метров с верхней кромкой 4200 метров, в которых наблюдалась слабая болтанка и слабое обледенение, а ветер на эшелоне был сильный северо-северо-восточного направления (азимут 20°). В 23:36 (21:36 МСК) экипаж связался с диспетчером на вышке Пермского аэропорта Большое Савино и доложил пролёт Ижевска. В ответ диспетчер дал указание следовать по маршруту на ДПРМ. В 23:48 самолёт находился уже в 130 километрах от аэропорта по азимуту 240°. В 23:54 передал диспетчеру о расчётном времени начала снижения, в ответ на что получил разрешение снижаться до высоты 4500 метров с докладом. Экипаж подтвердил получение информации. Эта была последняя радиопередача с самолёта, который на последующие вызовы уже не отвечал[1].
Ан-24 летел по магнитному курсу 60° на приборной скорости 350—370 км/ч, когда экипаж при выключенном автопилоте начал осуществлять снижение со средней вертикальной скоростью около 10 м/с. Авиалайнер разогнался до скорости 460 км/ч, после чего режим работы двигателей был уменьшен, а давление масла в гидросистемах снизилось с 50—55 до 30—35 кг/см¹. В это же время в 23:55:20 по неустановленным причинам самолёт стал крениться вправо, а его поступательная и вертикальная скорости начали расти. За 20—25 секунд крен достиг прямого угла (90°), из-за чего подъёмная сила упала до нуля и Ан-24 начал круто снижаться, разогнавшись до приборной скорости 860 км/ч и вертикальной 200—250 м/с. На высоте 2500 метров из-за колоссальных аэродинамических перегрузок возникла сильная вибрация и начали разрушаться крыло и хвостовое оперение, но при этом экипаж не предпринимал никаких мер по предотвращению данного падения, лишь незначительно были отклонены элероны на левый крен. В 23:56:40 перевёрнутый авиалайнер с приборной скоростью 220 км/ч и вертикальной 45 м/с плашмя рухнул в поле на глубокий снег[1].
На следующий день в 14:00 место падения было найдено в 900 метрах северо-северо-западнее деревни Петухово (ныне не существует) Большесосновского района Пермской области в 91 километре от КТА Большое Савино по азимуту 240°. Правые и левые части крыла были обнаружены в 550—800 метрах от самолёта, части хвостового оперения — в 300—900 метрах, а вот люк радиоотсека и отражатель антенны радиолокатора находились примерно в 2 километрах, а части обтекателя радиолокатора и куски звукоизоляционного материала — аж в 5 километрах от основного места падения. Среди обломков был найден выживший пассажир, но по пути в больницу он умер от ран. Таким образом, все 39 человек на борту самолёта погибли[1].
Согласно предварительным выводам, причиной катастрофы стал быстро развивающийся правый крен, который привёл к резкому снижению Ан-24 и увеличению скорости выше запредельной, что привело к разрушению в воздухе. Среди возможных причин возникновения крена рассматривались[1]:
Разрушение носового обтекателя вероятно произошло уже на высоте 3000 метров и его могли вызвать либо упругая деформация стыкового кольца из-за колоссальных динамических нагрузок, либо удар посторонним предметом в полёте, приведший к локальному повреждению обтекателя и дальнейшему разрушению на больших скоростях. Но однозначно установить факт того, что самолёт столкнулся с посторонним предметом было невозможно, так как при ударе о землю его конструкция полностью разрушилась[1].
По результатам расшифровки данных бортового самописца МСРП-12 и изучения обломков было установлено, что автопилот во время снижения был выключен, а отказов рулевого управления не было, как и разрушения фонаря кабины и разгерметизации самолета. Электрические системы, пилотажно-навигационные приборы и двигатели также были исправны. Признаков взрыва или пожара эксперты не обнаружили. Состояние здоровья членов экипажа исключало возможность потери работоспособности в полете[1].
Зато на внешней поверхности носового обтекателя было найдено отверстие 230 на 285 миллиметров, при этом соответствующий данному отверстию кусок обшивки обнаружить не удалось. Также в районе этого отверстия на внутренней части обшивки имелось ещё одно продолговатое отверстие, хотя и меньше размерами, а разрывы направлялись в разные стороны, что свидетельствовало о пробое. На внутренней части обшивки эксперты нашли следы краски оливкового цвета, а на щёчке капота двигателя были следы краски тёмно-зелёного цвета. В наружной обшивке обтекателя в краях отверстия были найдены два хлопковых волокна и мелкие волокна чёрного цвета. Министерство обороны заявило, что никаких полётов, стрельб и запусков беспилотных аппартатов в этом районе не было. По данным Гидрометеослужбы запусков метеозондов в данном районе не было, а метеозонды, запущенные в других районах, не могли оказаться в этом районе[1].
Заключение: Истинную причину катастрофы определить не представляется возможным.
Вероятной причиной катастрофы является столкновение самолета в воздухе с посторонним предметом, который либо вызвал нарушение работоспособности системы управления, либо нарушил работоспособность экипажа.
Носовой обтекатель фюзеляжа имеет достаточную статическую и динамическую прочность и не разрушается при нагрузках, превышающих расчетные. Вероятной причиной его полного разрушения является воздействие аэродинамических нагрузок, значительно превышающих предельно допустимые, при наличии на обтекателе существенных повреждений.
Ранее имелись случаи столкновения самолетов МГА с радиозондами (последний — 23.11.71 с самолетом Ан-2 № 47687 Туркменского УГА, который столкнулся с радиозондом при наборе высоты после взлета в а/п Красноводск).
Установить, какой предмет был окрашен краской, следы которой были найдены на деталях самолета, не представляется возможным в связи с широким применением данной нитрокраски во всех отраслях народного хозяйства.— [1]
|
Катастрофа Ан-24 под Пермью.