23-10-2023
Рейс 2420 Аэрофлота | |
Борт 42505 сразу после посадки |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
15:09 |
Характер |
Взрыв бомбы |
Причина |
Попытка угона самолёта |
Место | |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО) |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
2420 |
Бортовой номер |
СССР-42505 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
51 |
Экипаж |
6 |
Погибшие |
2 |
Выживших |
55 |
В понедельник 23 апреля 1973 года в Ленинграде при попытке угона потерпел катастрофу Ту-104Б компании Аэрофлот, в результате чего погибли 2 человека.
Содержание |
Ту-104Б с бортовым номером 42505 (заводской — 021903, серийный — 19-03) был выпущен Казанским авиазаводом в 1960 году, а к 23 июля был передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его в 1-й Ленинградский авиаотряд Северного территориального управления гражданского воздушного флота. Салон авиалайнера имел пассажировместимость на 100 мест, но позже был уплотнён до 105 мест[1].
Самолёт выполнял рейс 2450 из Ленинграда в Москву, а пилотировал его экипаж, состоящий из командира (КВС) В. М. Янченко, второго пилота В. М. Кривулина, штурмана Н. Ф. Широкова и бортмеханика В. Г. Грязнова. В салоне работали стюардессы Л. Ерёмина и М. Хохрева. Ранее экипаж уже выполнил рейс в Москву и обратно, а рейс 2450 был для них третьим за день. Всего на борт сел 51 пассажир (50 взрослых и 1 ребёнок), которых стюардессы разместили во втором и третьем салонах. В 14:23 Ту-104 занял позицию в начале ВПП, а в 14:25 вылетел из аэропорта Пулково[2][3].
На 9-й минуте полёта к стюардессе Ерёминой подошёл пассажир возрастом около 50 лет, ранее сидевший в 13-м ряду, и заявил о желании сесть в первом салоне, что ему было разрешено. Затем этот же пассажир через пару минут подозвал стюардессу и передал ей письмо, которое после потребовал передать пилотам. Ту-104 уже поднялся до высоты 7800 метров, когда в кабине сработал сигнал «Вызывает бортпроводник». Командир Янченко дал указание бортмеханику Грязнову: «Веня, посмотрите, что там у них…». Бортмеханик вышел в салон, а вскоре вернулся с запечатанным в конверте письмом от пассажира и вручил его командиру[2][4]. Письмо было написано на четырёх листах, ниже приведены некоторые выдержки из него:
Для чтения 5 минут! Командиру и экипажу самолёта. Уважаемые лётчики! Прошу Вас направить самолёт в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное понимание моей просьбы сохранит Вашу жизнь и мою, а за это будут отвечать те, кто своими злодеяниями вынудил меня пойти на этот поступок. После благополучной посадки, я возможно возвращусь на Родину, но только после личной беседы с представителями высшей власти СССР. В руках у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит этот заряд в действии, разъяснять вам не надо. Поэтому не обходите мою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самолёта. В этом твёрдо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и провокации будет взорван без предупреждения…
Я много лет испытываю на своей шкуре когти кровожадных сверхзверей и в противном случае смерть для меня не печаль, а убежище от хищных, алчущих моей жизни зверей…
— [3]
На тот момент никаких инструкций по поводу сложившейся ситуации не существовало, поэтому командир Янченко приянл решение возвращаться в Ленинград и нажал сигнал бедствия[4].
42505 | Ленинград! Вы слышите меня? Я борт 42505. Вы меня слышите? |
Ленинград-Пулково | Слышу хорошо |
42505 | Прошу посадку у вас. Разворачиваюсь… |
Командир передал бортмеханику табельное оружие, чтобы тот попытался обезвредить преступника, а сам со вторым пилотом выполнил разворот и начал выполнять снижение; штурман при этом занял позицию у входной двери в кабину. Бомба, которую бандит держал в руках, имела механизм обратного действия, то есть срабатывала при отпускании кнопки, при этом бандит пытался усердно проникнуть в кабину. В сложившейся ситуации бортмеханик не мог его обезвредить и начал уговаривать, что самолёт уже направляется в Швецию[2].
42505 | Ленинград! Я 42505. Включите дальний привод на курсе 310. Выполняю разворот. |
Ленинград-Пулково | Борт 42505! Вас понял. Заходите на посадку |
С целью не выдать, что самолёт вернулся в Ленинград, пилоты не стали сразу выпускать шасси. Находясь на глиссаде, экипаж доложил о нахождении на посадочном курсе 310° и лишь на высоте 150 метров наконец выпустил шасси. Услышав характерный шум и увидев в иллюминаторы аэродром, преступник понял, что его обманули и сразу активировал бомбу. Взрывом пробило перегородку кабины, а также вырвало входную дверь. Оторванной балкой пола заклинило рули высоты, а также была повреждена гидросистема. Последнее привело к тому, что передняя стойка шасси не успела зафиксироваться. Также авиалайнер начал опускать нос, но неимоверными усилиями пилотов был быстро выровнен[2][4].
В 15:05 Ту-104 приземлился на ВПП аэропорта Пулково. Незафиксированная передняя стойка сложилась, и фюзеляж носом опустился на полосу и заскользил по бетону. Затем пилоты отвернули авиалайнер вправо, тот выехал на боковую полосу безопасности и остановился. В носовой части возникло задымление, поэтому пассажиры в панике побежали к хвостовой двери, но стюардессы оттеснили их, поскольку хвостовой выход из-за наклона самолёта оказался в 7 метрах над землёй, и направили к переднему выходу, так как аварийные службы аэропорта быстро ликвидировали пожар[2]
В результате взрыва погибли 2 человека: бандит и отвлекавший его бортмеханик Грязнов. Больше никто из пассажиров и членов экипажа не погиб[4].
За проявленные мужество и отвагу, закрытым указом Президиума Верховного совета СССР от 6 июня 1973 года всем членам экипажа были присвоены награды[3]:
← 1972 · Авиационные происшествия и инциденты 1973 года · 1974→ | |
---|---|
Рейс 6263 Аэрофлота (21 января) — Катастрофа в Кано (22 января) — Катастрофа под Чиили (6 февраля) — Рейс 141 Аэрофлота (19 февраля) — Рейс 114 Libyan Arab Airlines (21 февраля) — Рейс 630 Аэрофлота (24 февраля) — Рейс Х-167 Аэрофлота (28 февраля) — Рейс 307 Balkan (3 марта) — Рейс 2420 Аэрофлота (23 апреля) — Рейс 6551 Аэрофлота (11 мая) — Рейс 109 Аэрофлота (18 мая) — Катастрофа Ту-144 в Ле-Бурже (3 июня) — Рейс 512 Аэрофлота (30 июня) — Рейс 5385 Аэрофлота (9 июля) — Рейс 820 Varig (11 июля) — Рейс 816 PanAm (22 июля) — Рейс А-547 Аэрофлота (8 августа) — Рейс А-13 Аэрофлота (18 августа) — Рейс 3932 Аэрофлота (30 сентября) — Рейс 10178 Ф Аэрофлота (2 октября) — Рейс 964 Аэрофлота (13 октября) — Рейс 964 Аэрофлота (7 декабря) — Рейс 2022 Аэрофлота (16 декабря) — Рейс 5398 Аэрофлота (23 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Катастрофы Санкт-Петербурга | |
---|---|
Природные: Наводнения (Дамба • Система наблюдения) • Землетрясения • Техногенные: Пожар в гостинице «Ленинград» • Размыв • Авария энергосистемы • Гуманитарные: Кировский поток • Блокада Ленинграда • Транспортные: Столкновение поезда и трамвая (1930) • Падение троллейбуса в Фонтанку (1937) • Падение Ту-104 (1963) • Приводнение Ту-124 (1963) • Падение Ил-18 (1970) • Угон Ту-104 (1973) • Падение Ил-18 (1974) • Падение Ан-24 (1976) • Падение Л-410 (1979) • Падение Ту-104 (1981) • Падение Ан-2 (1985) • Падение Ту-154 (1991) • Падение Ан-24 (1991) • Падение Ми-2 (1992) • Выезд электропоезда на перрон (2002) |
Катастрофа Ту-104 в Ленинграде.