Lt304888.ru

Туристические услуги

Катастрофа Ил-18 под Минеральными Водами (1961)

14-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Катастрофа под Минводами

Ил-18В компании Аэрофлот
Общие сведения
Дата

31 декабря 1961 года

Время

17:58

Характер

Столкновение с холмом,
прерванная посадка

Причина

Ошибка экипажа и диспетчера

Место

близ Минеральных Вод, Ставропольский край (РСФСР, СССР)

Воздушное судно
Модель

Ил-18В

Авиакомпания

Аэрофлот (Армянская отдельная авиагруппа ГВФ)

Пункт вылета

Внуково, Москва (РСФСР)

Остановки в пути

Ереван (АрмССР)
Тбилиси (ГССР)

Пункт назначения

Минеральные Воды (РСФСР)

Бортовой номер

CCCP-75757

Дата выпуска

1961 год

Пассажиры

110

Экипаж

9

Погибшие

32

Выживших

77

В воскресенье 31 декабря 1961 года близ города Минеральные Воды потерпел катастрофу Ил-18В компании Аэрофлот, в результате чего погибли 32 человека.

Самолёт

Ил-18В с бортовым номером CCCP-75757 (заводской — 181003202, серийный — 032-02) был выпущен ММЗ «Знамя Труда» в 1961 году и 17 июня передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его в Армянскую отдельную авиагруппу ГВФ. Салон самолёта имел вместимость на 84 места. На момент катастрофы авиалайнер имел 593 часа налёта[1][2].

Предшествующие обстоятельства

Данный самолёт выполнял пассажирский рейс из Москвы (Внуково) в Ереван. Однако с 29 по 31 декабря в Кавказском регионе сложились неблагоприятные погодные условия и многие аэропорты были закрыты. В данном случае Ереванский аэропорт также был закрыт, поэтому борт 75757 был вынужден совершить посадку в запасном аэропорту — Тбилиси. Так как аэропорты были закрыты в течение длительного времени, то многие пассажиры предпочли сдать билеты и добираться наземным транспортом. К 31 декабря в Тбилисском аэропорту скопилось уже около полутысячи пассажиров[2].

Катастрофа

К вечеру 31 декабря был открыт аэропорт в Минеральных Водах, поэтому руководство Грузинского управления ГВФ связалось с руководством Армянской отдельной авиагруппы и спросило у них разрешения использовать два армянских Ил-18, простаивающих в Тбилиси, для организации дополнительных рейсов в Минеральные Воды, что могло бы разгрузить тбилисский аэровокзал. Руководство ответило отказом, однако узнав, что ереванский аэропорт в ближайшее время не откроется, было вынуждены согласиться с таким предложением[2].

Одним из выбранных самолётов и стал борт 75757. Хотя о посадке на дополнительный рейс не сообщалось, пассажиры неорганизованной толпой стали набиваться в самолёт. В таких условиях даже не вёлся контроль билетов, а трап пришлось отгонять с ещё стоящими на нём людьми. После отгонки трапа выяснилось, что на борт не успели сесть два члена экипажа — бортмеханик и одна из стюардесс, поэтому для них спустили приставную лестницу, по которой также в самолёт забрались ещё несколько пассажиров[2].

В 16:55 Ил-18 вылетел из аэропорта Тбилиси. Пилотировал его экипаж, состоящий из командира А. Б. Оганесяна, второго пилота А. Н. Шабоняна, штурмана В. Г. Шахбазяна, бортмеханика Г. Г. Будурова, бортрадиста Р. А. Мхитаряна и бортрадиста-стажера Г. К. Никогосяна. В салоне работали стюардессы, А. О. Шахатуни, А. М. Проскурина и М. Х. Астатрян. Всего на борту 84-местного авиалайнера находились 110 пассажиров, причём 26 из них, которым не хватило мест, стояли или сидели в проходах, а многие также забрались в гардероб и буфет. Самолёт был перегружен в задней части, из-за чего нарушилась задняя центровка, которая составляла 24,5 % САХ (превышение на 1 %), хотя в графике была указана 19 % САХ[2].

До Минеральных Вод Ил-18 долетел без осложнений. В это время небо над аэропортом было полностью затянуто облаками с нижней границей 120 метров, горизонтальная видимость составляла 2000 метров и шёл слабый снег. После выхода из четвёртого разворота (на предпосадочную прямую), самолёт был в 20 километрах от аэропорта, при этом отклонившись вправо от курса на 800—900 метров. Когда расстояние до полосы сократилось до 8 километров, диспетчер ПРЛ вывел их на посадочный курс, благодаря чему ДПРМ (в 3850 метрах от полосы) самолёт прошёл по посадочному курсу 117° и на высоте 250 метров, то есть на глиссаде. Но после этого диспетчер спросил у пилотов, видят ли они огни старта. Ответ был отрицательным, в связи с чем экипаж принял решение уходить на второй круг[2]..

При уходе на второй круг, Ил-18 значительно отклонился вправо. В 17:58 летящий в темноте по курсу 188° на высоте 90 метров относительно аэропорта самолёт врезался в лесистый склон холма в 3 километрах юго-западнее аэропорта. Авиалайнер пронёсся по лесу около 280 метров, затем его развернуло влево и он загорелся. В катастрофе погибли бортрадист-стажёр (Никогосян), стюардесса (Шахатуни) и 30 пассажиров[2].

Причины

Причиной катастрофы стало нарушение экипажем требований инструкции по взаимодействию между членами экипажа при заходе на посадку ночью в сложных метеоусловиях. Пилоты значительно уклонились вправо, при этом оставаясь на высоте 90 метров, в результате чего вскоре и врезались в холм. Этому способствовала значительно ухудшившаяся погода, последняя информация о которой передавалась ещё за полчаса до этого, а также отвлечение экипажа диспетчером, так как последний своим запросом о видимости старта отвлёк экипаж от наблюдения за приборами[2].

Также стоит отметить неудовлетворительную организацию посадки пассажиров в аэропорту Тбилиси, которые садились в самолёт неорганизованно, в результате чего произошло перенаселение самолёта на 26 человек. С учётом длительной задержки с вылетом это привело к значительному повышению нервозности экипажа[2].

Примечания

  1. Ильюшин Ил-18В Бортовой №: CCCP-75757. Russianplanes.net. Проверено 21 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 1 мая 2013.
  2. ↑ Катастрофа Ил-18В Армянской отд авиагруппы ГВФ близ а/п Минеральных Вод. airdisaster.ru. Проверено 21 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 1 мая 2013.

См. также

Катастрофа Ил-18 под Минеральными Водами (1961).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01