Lt304888.ru

Туристические услуги

Катастрофа Як-40 под Нижневартовском

09-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Авиакатастрофа в Нижневартовске

Як-40 компании Аэрофлот
Общие сведения
Дата

24 января 1988 года

Время

16:50

Характер

Отказ двигателей,
столкновение с землёй

Место

близ аэропорта Нижневартовск (Югра, РСФСР, СССР)

Воздушное судно
Модель

Як-40

Авиакомпания

Аэрофлот (Приволжское УГА, Бугульминский авиаотряд)

Пункт вылета

Нижневартовск

Остановки в пути

Тюмень

Пункт назначения

Бугульма

Бортовой номер

СССР-87549

Пассажиры

27

Экипаж

4

Погибшие

27

Выживших

4

В воскресенье 24 января 1988 года в окрестностях Нижневартовска при взлёте потерпел катастрофу Як-40 компании Аэрофлот, в результате чего погибли 27 человек.

Катастрофа

Як-40 с бортовым номером СССР-87549 (заводской — 9531442, серийный — 42-14, выпущен Саратовским авиазаводом в 1975 году[1]) выполнял рейс из Нижневартовска в Бугульму с первой промежуточной остановкой в Тюмени (аэропорт Рощино). Пилотировал самолёт экипаж, состоящий из командира Наиля Мурадымова, второго пилота С. Уварова и бортмеханика Н. Нагуманова. В салоне работала стюардесса Земфира Мубаракшина. Всего на борту находились 27 пассажиров[2].

В 16:50 ночью самолёт начал взлёт из Нижневартовского аэропорта. Но уже при разгоне по ВПП при скорости 150 км/ч бортмеханик заметил, согласно речевому самописцу, что сработало табло «воздушный стартер открыт». Затем сразу после отрыва от полосы, упали обороты КВД в двигателях № 2 и 3 (средний и правый соответственно), а ещё через секунду и в двигателе № 1 (левый). далее двигатели № 1 и 3 отключились, а у двигателя № 2 оборот сперва упали до 74 %, а затем он вновь перешёл во взлётный режим. Як-40 в это время поднялся до высоты 35 метров. Потеряв тягу 2 из 3 двигателей, авиалайнер начал терять скорость и уходить в крен. Через 91 секунду с момента отрыва от полосы он в 1800 метрах от её торца и в 18 метрах правее её оси врезался в склон оврага, а затем в ЛЭП и полностью разрушился[2].

Температура воздуха в это время составляла −31°С. При этом аварийно-спасательные работы проводились неудовлетворительно и место падения было найдено только спустя 5 часов. К тому времени в живых остались только 4 пассажира. Остальные 4 члена экипажа и 23 пассажира погибли[2].

Причины

Комиссия не установила точную причину, почему оборотов двигателей упали меньше необходимого для полёта по горизонтальной траектории во взлётной конфигурации. Есть лишь две основных версии[2]:

  1. Когда бортмеханик обнаружил сработку табло «воздушный стартер открыт», то он перевел РУД всех двигателей на малый газ, выключив затем крайние двигатели установкой РУДов на «стоп», либо в данной ситуации двигатели сами отключились из-за резкого изменения параметров работы. Так как в этот момент взлёт прерывать было нельзя, то командир дал команду бортмеханику переместить РУДы во взлётный режим, либо сам это сделал.
  2. В топливной системе из-за попадания воздуха возникла воздушная пробка. Это либо привело к падению оборотов двигателей, а затем их самовыключению, либо экипаж заметив отказ двигателей сам переместил РУДы, что также привело к самовыключению двигателей.

Примечания

  1. Яковлев Як-40 Бортовой №: CCCP-87549. Russianplanes.net. Проверено 25 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 1 мая 2013.
  2. ↑ Катастрофа Як-40 Приволжского УГА в районе Нижневартовска. airdisaster.ru. Проверено 25 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 1 мая 2013.

Катастрофа Як-40 под Нижневартовском.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01