Lt304888.ru

Туристические услуги

Классификация аккордов

06-10-2023

Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев.

Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального стиля.

Содержание

Элементарная теория музыки

В соответствии с элементарной теорией музыки[1] существуют следующие способы классификации аккордов: по впечатлению на слух, по положению в музыкальной системе, по положению в тональноcти, по положению основного тона.

Впечатление на слух

По впечатлению на слух аккорды делятся на консонирующие и диссонирующие. При этом характер звучания зависит от интервального состава аккорда. Если в состав аккорда входит хотя бы один диссонирующий интервал, аккорд также называется диссонирующим.

Консонирующие аккорды, примерами которых являются мажорные и минорные трезвучия, являлись основой доклассической музыки, однако позднее стали использоваться и диссонирующие аккорды. Сперва диссонирующие аккорды подчинялись консонирующим, но постепенно количество диссонирующих аккордов в музыкальных произведениях стало расти[2].

Положение в музыкальной системе

По положению в музыкальной системе аккорды делятся на диатонические и хроматические. Как и в предыдущем способе классификации, принадлежность аккорда к той или иной категории зависит от его интервального состава.

Основными хроматическими аккордами являются увеличенное трезвучие (а также производные от него большой минорный и увеличенный септаккорды) и уменьшенный септаккорд.

При повышении или понижении любой ступени аккорда, кроме примы или терции, образуются альтерированные аккорды, т. е. аккорды с хроматически измененными ступенями[3].

Положение в тональности

По положению в тональноcти аккорды делятся на устойчивые и неустойчивые. Внутри лада каждый неустойчивый аккорд тянется к разрешению в устойчивый аккорд.

Положение основного тона

По положению основного тона аккорды делятся на основной вид и обращения[4]. Основным критерием в этом случае является внутренний распорядок звуков в аккорде. Основным видом аккорда является тот, при котором тоника совпадает с нижним тоном аккорда.

Иные классификации аккордов

Существует классификации аккордов, отличные от принятой в элементарной теории музыки[5].

Число тонов

В соответствии с числом тонов, входящих в аккорд, аккорды делятся на двузвучия, трезвучия и т. д. Одним из примеров двузвучия является квинтаккорд или пауэр-аккорд (англ. power chord), широко распространенный в рок-музыке[6].

Интервал, определяющий структуру аккорда

Исходя из интервала, определяющего структуру аккорда, существует разделение на аккорды терцового и нетерцового строения. К последним относят созву­чия трех и более звуков, расположенных по квартам или имеющих смешанное строение[7].

Аккорды терцовой структуры в зависимости от нижней терции аккорда делятся на мажорные и минорные.

Аккорды, звуки которых расположены по секундам (тонам и полутонам), а также по интервалам меньше секунды (по четверти, трети тона и т. д.), называются кластерами.

Самый широкий из интервалов аккорда

Возможен способ классификации аккордов по самому широкому из интервалов, входящих в состав аккорда: септаккорды, нонаккорды и т. д.

Положение в тональной системе

Аккорды могут называться в соответствии с контекстом, т. е. с их положением в тональной системе: аккорд I ступени, II ступени и т. д. Также аккорды могут называться по букве, обозначающей основной тон (C, G и т. д.), по слоговому названию основного тона (до, соль и т. д.) или в соответствии с их функциями (тонический аккорд, доминантовый аккорд и т.д.).

Характерные особенности

Некоторые аккорды получают собственные имена. К примеру, мажорный секстаккорд второй ступени с пониженным основным тоном называется «неаполитанским» секстаккордом (первыми его стали использовать композиторы неаполитанской школы)[8]; аккорд, открывающий оперу Вагнера «Тристан и Изольда», получил название «тристанова аккорда»[9], излюбленный аккорд Сергея Васильевича Рахманинова — уменьшенный вводный терцквартаккорд с квартой — получил название «Рахманиновская субдоминанта»[10] и др.

Примечания

  1. Примерная программа по дисциплине «Элементарная теория музыки» (PDF) — Министерство культуры Российской Федерации
  2. Гармония. Музыкальная энциклопедия.
  3. Музыкальный словарь Гроува / Перевод с английского, редакция и дополнения доктора искусствоведения Л. О. Акопяна. — Москва: Издательский дом «Практика», 2001. — 1095 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89816-032-9
  4. Обращение аккорда. Belcanto.Ru.
  5. Теория музыки. Онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
  6. Квинт-аккорды (power-chords). AmDm.ru.
  7. Словарь музыкальных терминов. Новая музыка.
  8. Неаполитанский секстаккорд. Музыкальный словарь.
  9. Гармония. Belcanto.Ru.
  10. Программа по гармонии Государственного музыкального училища имени Гнесиных



Классификация аккордов.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01