17-10-2023
Септакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.
С точки зрения классической музыки, добавление к трезвучию четвёртого звука делает весь аккорд неустойчивым и диссонирующим, поэтому септаккорды часто использовались для придания музыке динамизма. В современной музыке септаккорды используются гораздо шире.
Звуки, или тоны, образующие септаккорд, называются основным, или «примой» терцией, квинтой и септимой, в соответствии с интервалом, который каждый из них образует с основным тоном (в элементарном расположении септаккорда).
Септаккорды различаются по типам трезвучий, лежащих в их основе, и по виду септимы между двумя крайними звуками. По этому признаку различаются следующие основные виды септаккордов.
Название | Трезвучие | Септима | Пример | Обозначение |
---|---|---|---|---|
Большой мажорный | мажорное | большая | до — ми — соль — си | Cmaj7, CΔ |
Малый мажорный | мажорное | малая | до — ми — соль — си-бемоль | C7 |
Малый минорный | минорное | малая | до — ми-бемоль — соль — си-бемоль | Cm7 |
Большой минорный | минорное | большая | до — ми-бемоль — соль — си | Cmmaj7, CmΔ |
Малый уменьшенный (полууменьшенный) |
уменьшенное | малая | до — ми-бемоль — соль-бемоль — си-бемоль | CmØ, Cm5-/7 |
Уменьшенный | уменьшенное | уменьшенная | до — ми-бемоль — соль-бемоль — си-дубль-бемоль | C° |
Увеличенный (большой увеличенный) |
увеличенное | большая | до — ми — соль-диез — си | C5+/maj7 |
Наиболее часто используемыми септаккордами в ладу являются:
Септаккорды I, III, IV (в мажоре и в миноре без альтерации) и VI ступеней в классической гармонии используются редко и носят название побочных.
При переносе нижнего тона вверх на октаву последовательно получаются обращения септаккорда, которые называются:
Аккорды | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По типу |
|
||||||||
По функции |
|
||||||||
Именованные |
Септаккорд.