Lt304888.ru

Туристические услуги

Полууменьшенный септаккорд

13-05-2023

Полууменьшённый септаккорд
Состав аккорда:
малая септима
уменьшенная квинта
малая терция
прима

Полууменьшённый септаккорд (англ. half-diminished seventh chord), в русской традиции — малый септаккорд[1]септаккорд, образующийся с помощью добавления к уменьшённому трезвучию малой септимы вверху.

Содержание

Общая информация

Строится на VII ступени натурального мажорного лада и является малым вводным септаккордом[2].

Джазовая цифровка

В джазовой и эстрадной цифровке обозначается как минорный септаккорд с добавлением символа пониженной пятой ступени (-5 или b5). Например, полууменьшённый септаккорд от ноты ля обозначается Am7-5 или Am7b5[3]. Ещё одним распространённым обозначением полууменьшённого септаккорда является круг с диагональной линией, например Cø.

Полууменьшённый септаккорд от ноты «до»

Терминология и символы для обозначения этого аккорда отличаются от обычных. Так как Adim обозначает уменьшённое трезвучие, а A7 — мажорное трезвучие с малой септимой, ожидаемым обозначением Adim7 было бы уменьшённое трезвучие с малой септимой. На самом деле Adim7 обозначает уменьшённое трезвучие с уменьшенной септимой (уменьшенный септаккорд), поэтому и были введены термин «полууменьшённое» и символ «ø», а для точного описания входящих в состав интервалов и аккордов стал использоваться неуклюжий термин «малый минорный (септаккорд) с пониженной квинтой»[4].

Обращения

Обращениями полууменьшённого септаккорда являются квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд, состоящие из малых и больших терций, а также большой секунды, являющейся обращением малой септимы.

Интервальное строение обращений полууменьшённого септаккорда
Основной аккорд полууменьшённый септаккорд м. 3 + м. 3 + б. 3
Первое обращение полууменьшённый квинтсекстаккорд м. 3 + б. 3 + б. 2
Второе обращение полууменьшённый терцквартаккорд б. 3 + б. 2 + м. 3
Третье обращение полууменьшённый секундаккорд б. 2 + м. 3 + м. 3

Например, полууменьшённый септаккорд от ноты ля (Am7-5) и его обращения состоят из нот ля, до, ми-бемоль и соль, и звучат как одновременно взятые уменьшённое трезвучие от ноты ля и малое трезвучие от ноты до.

Примечания

  1. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.22.
  2. Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 277. — ISBN 5-7140-0592-7
  3. Полууменьшённые септаккорды. Guitar.ru (13 сентября 2000 г.). — Уроки guitar.ru. Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012. Проверено 24 мая 2010.
  4. Mathieu, W.A. Harmonic Experience: Tonal Harmony from Its Natural Origins to Its Modern Expression (1997), С. 371-372, Inner Traditions International, ISBN 0-89281-560-4  (англ.)



Полууменьшенный септаккорд.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01