Lt304888.ru

Туристические услуги

Тристан-аккорд

14-08-2023

Тристан-аккордаккорд f-h-dis1-gis1, выполняющий роль лейтгармонии в опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Тристан-аккорд — визитная карточка гармонического стиля Вагнера и символ позднеромантической гармонии в целом.

Содержание

Краткая характеристика

Начало прелюдии к опере «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера (клавир). «Тристан-аккорд» выделен цветом.

Особенность структуры этого созвучия (малый септаккорд) делает его тональный контекст неопределённым, двусмысленным. Вагнер применяет Тристан-аккорд в опере начиная с самых первых тактов (см. нотный пример) и, используя структурную неопределённость и фоническую мягкость этого диссонанса, намеренно оставляет его без разрешения[1]. Эта характерная «вопросительность», или «недосказанность», или «эмоция томления», сосредоточенная в неразрешённом Тристан-аккорде, далее эксплуатируется на протяжении сочинения, включается (в числе других средств музыкальной выразительности) в целостную музыкально-драматическую концепцию как символический и легко опознаваемый слухом её элемент.

Музыкально-теоретическая трактовка

По Ю.Н.Холопову, Тристан-аккорд — яркий пример «функциональной инверсии»[2]. Само созвучие Холопов трактует (см. аналитическую цифровку в нотном примере) как периферийное созвучие a-moll, а именно терцквартаккорд (второе обращение) двойной доминанты с апподжиатурой (gis1 — неаккордовый звук, переходящий в аккордовый a1)[3]. В других местах партитуры «Тристана» то же созвучие намеренно помещается в иной гармонический контекст и имеет другое ладофункциональное значение.

Примечания

  1. Колебание сонантного напряжения при переходе от одного мягкого диссонанса к другому, характерное для гармонии Вагнера в целом, Ю.Н.Холопов считает особенностью формы тональности, обозначенной им (по этому признаку) как «колеблющаяся» (см. подробней в статье Тональность).
  2. В классической тональности все гармонии прямо или опосредованно стремятся к центру-тонике. В расширенной тональности поздних романтиков наблюдается тенденция к акцентированию ладового неустоя (фонически — мягкого диссонанса), вплоть до придания ему статуса полной автономности. Эту тенденцию Холопов называет «функциональной инверсией», то есть «обращением» тонального тяготения, поворотом его в обратную сторону. См. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988, с.375 et passim.
  3. См. Холопов Ю.Н. Тристан-аккорд // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990, с.553.

Литература

  • Vogel M. Der Tristan-Akkord und die Krise der modernen Harmonielehre. Düsseldorf, 1962.
  • Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера. М.: Музыка, 1975.

Тристан-аккорд.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01