Lt304888.ru

Туристические услуги

Книга ангела Разиэля

08-08-2023

Отрывок из Сефер Разиэль ха-малах, показывающий различные магические сигилы, или сегулот (др.-евр. סגולות) на древнееврейском

Каббала

Основные книги
ТораСефер Йецира
Сефер ха-зогарСефер ха-бахир
Сефер ха-разимСефер Разиэль ха-малах
Книга Эц ХаимТалмуд эсэр сфирот
ТанияСефер ха-илан Кадош
Святые места

ИерусалимЦфатХевронТверия

Основы

Основы КаббалыДрево ЖизниСфирот
КетерХохмаБинаДаат
ХеседГвураТиферетНецах
ХодЕсодМалхут

Каббалисты
АвраамМоисейРабби Акива

РАШБИАРИЗАЛЬХаим Виталь
РамбанБааль СуламБарух Ашлаг
Рав Ицхак Гинзбург
Йегуда БрандвайнИцхак Кадури
Филлип БергМихаэль Лайтман

Миры Абеа

Адам КадмонАцилутБрия
ЕцираАсия

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Сефер Разиэль ха-малах (др.-евр. ספר רזיאל המלאך — «Книга ангела Разиэля») — средневековый каббалистический гримуар, изначально написанный на древнееврейском и арамейском языках, известный также и в латинском переводе, как Liber Razielis Archangeli — «Книга Архангела Разиэля», рукописи XIII века, переведенной при Альфонсо X. Известна также, как «Сефер Разиэль» (др.-евр. ספר רזיאל — «Книга Разиэля») и «Разиэль ха-малах» (др.-евр. רזיאל המלאך — «Тайный ангел»).

Содержание

Путаница

Сефер Разиэль ха-малах часто путают с другой каббалистической книгой Сефер ха-разим, при этом Сефер ха-разим является книгой самостоятельной, однако влияние Сефер ха-разим находит свое отражение в шестом разделе большинства списков Сефер Разиэль ха-малах.

Путаница вероятно возникла благодаря Джеймсу Фрэзеру, написавшему в своей книге «Фольклор в Ветхом Завете», что «Ной о том как строить ковчег, узнал из святого писания. Это писание было дано Адаму ангелом Разиэлем и в нём все знания человеческие и божественные.»

Путаница однако могла возникнуть и потому, что имя Разиэль (др.-евр.  — «тайны Бога») из Сефер Разиэль ха-малах и слово разим (др.-евр. «тайны») из Сефер ха-разим восходят к одному и тому же корню: «раз» (др.-евр. רז). Слово Сефер (др.-евр. ספר) на еврейском языке означает «книга» и часто входит в названия средневековых гримуаров. Ха-малах (др.-евр. המלאך) означает «ангел».

Наконец путаница возможно основана на непонимании содержания. В Сефер ха-разим Ной нашел инструкции по строительству ковчега, но с другой стороны именно Сефер Разиэль ха-малах по легенде Ной взял на кочег. В самой же Сефер Разиэль ха-малах о ковчеге нет ничего.

История текста

Книга по всей видимости создана не ранее XIII века, но возможно в некоторых своих частях восходит к временам Поздней Античности. Наряду с прочими неясными древними текстами, как например Сефер ха-бахир и Сефер Йецира, Сефер Разиэль ха-малах сохранилась в ряде различающихся между собой в той или иной степени версиях.

Поскольку цитаты из неё начинают появляться только в XIII веке, большинство критически настроенных историков расценивают Сефер Разиэль ха-малах, как средневековую работу, вероятно происходящую из среды Хасидей Ашкеназ.

Традиция, сложившаяся вокруг книги, приписывает её авторство ангелу Разиэлю.

Вместе с тем, книга представляет собой компиляцию эзотерических писаний, собранных вероятно одним и тем же компилятором, но являющихся изначально работами не одного а многих авторов. Это видно из того факта, что книга противоречит сам себе в отношении лиц, которым, как утверждается было сообщено её содержание. Первая часть гласит, что она была Разиэлем Адаму (), третья часть (34а) говорит, что она была передана Рафаэлем Ною, прежде чем последний построил и вошёл в ковчег. Книга была выгравирована на сапфировом камне, передававшемся из поколения в поколение, пока он, вместе со многими другими писаниях тайн, перешел во владение Соломона (15, 34а).[1].

На авторство по мнению исследователей могут претендовать либо Исаак Слепой (1160—1235), возможный автор Сефер ха-бахир, либо Элеазар из Вормса[2] (1176—1238), компилятор одной из средневековых версий Книги Разиэля — «Сефер Соде Разия», которая со временем видимо переросла в текст, известный нам, как «Сефер Разиэль ха-малах», «обростя» множеством разнообразных писаний авторов, придерживавшихся различных теологических убеждений, либо Авраам Абулафия (1240—после 1291), известный комментатор Сефер Йецира и автор Сефер ха-Яшар.

Латинский перевод книги Liber Razielis Archangeli выполнен в Толедской школе переводов, учрежденной Альфонсо X Мудрым (1221—1284).

Первый печатный экземпляр Книги Разииля издан в Амстердаме в 1701 году под названием «Это книга Адама Кадмона, данная ему ангелом Разиэлем, и книга эта есть врата, через которые праведники проходят дорогой мира к обители Бога, чтобы разделить божественную благодать» и сразу же был «изгнан» из города.

Структура

Книга во многом основывается на Сефер Йецира и Сефер ха-разим. Известно несколько рукописных списков, содержащих до семи трактатов. Между тем печатный список Сефер Разиэль ха-малах разделен на пять книг, изложенных в форме мистического мидраша о творении. Книга предлагает читателю тщательно продуманную ангелологию, способы магического применения зодиака, гематрию, имена Бога, защитные заклинания и методики составления магических целебных амулетов.

Шестая книга из Liber Razielis Archangeli основана на Сефер ха-разим, с различными дополнениями, включая так называемую «Молитву Адама» из Сефер Адам.

Леопольд Цунц[3] в печатной версии выделяет три основные части:

  • Сефер ха-малбуш («Книга покровов») — 2b-7a
  • Разиэль ха-гадоль («Великий Разиэль») — 7b-33b
  • Сефер ха-разим или Сефер Ноах («Книга тайн» или «Книга Ноя») — 34a и b.

После следуют две короткие части: Творение и Шиур Комах («Измерение высоты»), а после 41а приводятся формулы для амулетов и заклинаний. Первая часть «небольшая по объёму, но весьма туманна по содержанию приписываемая ангелу Разиэлю, описывает всю структуру небес»[4], была составлена самое раннее в одиннадцатом веке, на что указывает содержание и язык, выдуманные слова и имена ангелов, которых насчитывается несколько тысяч[5].

Библиографические ссылки

Ранние гуманисты, такие как аббат Тритемий (1462—1516) и Агриппа Неттесгеймский (1486—1535), в своих работах использовали обширные цитаты из Книги Разиэля.

«Молитва Адама» перефразирована Николаем Кузанским (1401—1464) в двух своих проповедях (Sermo I, 4, 16.25; Sermo XX, 8, 10-13), а позднее использована Иоганом Рейхлином (1455—1522) в его «De arte cabbalistica libri V»[6]. С книгой был знаком и Гийом Постель (1510—1581).

Существует обширная библиографическая информация о Сефер ха-Разиэль, это в первую очередь упоминание в «Мече Моисея», другой магической книге Поздней Античности. В период немецкого магического ренесанса, наряду с арабским трактатом Пикатрикс, упоминается Джоханнсом Хартлибом, как одна из самых отвратительных негромантических работ. В XV столетии Конрад Боллстаттер также показывает знание латинской версии «Молитвы Адама» интерполировав её в «Cgm 252», заменив при этом фигуру Разиэля Рафаэлем, а Сифа Симом.[7][8]

Сефер ха-Разиэль упоминается в двадцати пяти изданиях различных книг XIX века. Упомянута Джеймсом Гастингсом в «Энциклопедии религии и этики», в «Словаре ангелов» Густава Давидсона и в приложениях к переводу Сефер Йецира Арье Каплана. Йошуа Трахтенберг пишет в своей книге «Еврейская магия и суеверия», что существует немецкое издание Сефер ха-Разиэль, значительно отличающееся от версии, изданной в Амстердаме[9].

Издание еврейских списков книги, а также латинской версии «Sefer ha-Razim» осуществили Билл Ребиджер и Петер Шэфер (Sefer ha-Razim I und II — Das Buch der Geheimnisse I und II, Mohr Siebeck Verlag: Tübingen 2009).

Легенды

После изгнания Адама и Евы из рая, первые люди осознали последствия своего греха. Адам молился Богу и в своей молитве принес извинения за непослушание Евы (др.-евр. חוה), которая обманом была понуждена вкусить от «Дерева Познания» (др.-евр. עץ הדע). Согласно Книге Разиэля, Бог услышав молитву первочеловека послал высочайшего из ангелов Разиэля, чтобы научить Адама законам природы и жизни на Земле, в том числе знаниям о планетах, звездах и духовным законам мироздания, и знания эти должны были привести первых людей обратно в рай.

Ангел Разиэль также преподал Адаму знания власти слова и энергии содержащейся в 22 буквах еврейского алфавита, их комбинациям и значениям имен, также учил знаниям силы мысли и силы человеческого духа в пределах физического тела и мира материального, в основном обучив знаниям с помощью которых можно гармонизировать физическое и духовное существование в физическом мире.

В некоторых иудейских легендах говорится, что ангел пришел у Адаму, когда последнему было 130 лет. В других же вариантах легенды, Адаму было в момент встречи с ангелом 635 лет. Святое письмо, даное ангелом Адаму, по легенде было высечено на стелле из цельного сапфира.

Согласно раввинской традиции, книга была выкрадена херувимами, несогласными с передачей таких знаний Адаму, и брошена ими в морскую глубину. Тогда Бог повелел ангелу Рехабу нырнуть и подняв книгу с глубины, снова передать её снова Адаму.

После Адама книга попала в руки Ноя. Она сохранила семейство Ноя от потопа[10] и впоследствии досталась Аврааму, а много веков спустя, сорок лет скитавшемуся с евреями в пустыне Моисею, была открыта ангелом Метатроном (Енох). Через Моисея, перешла к царю Давиду и затем к царю Соломону[11].

В народе считалось, что Книга Разиэля защищала от пожара дом в котором хранилась, по всей видимости это суеверие связано с одной из функций Разиэля, защищающего ангелов служения от пылающих хайот [12][13].

Издания

  • Amsterdam (1701)
  • Steve Savedow, Sepher Rezial Hemelach: The Book of the Angel Rezial, Red Wheel/Weiser (2000), ISBN 978-1-57863-193-3.
  • Giovanni Grippo, Sepher Raziel: Das Buch des Erzengels Raziel (German/Hebrew), G. G. Verlag (2009), ISBN 978-3-9810622-4-3.
  • Giovanni Grippo, Sepher Raziel ha Malakh: Book of Raziel (English/Hebrew), G. G. Publisher (2010), ISBN 978-3-9810622-7-4.

Гептамерон

Книга-справочник по церемониальной магии Гемтамерон или магические элементы (наиболее раннее издание видимо: Venice, 1496), ложно[14] приписываемая Петру Абанскому (1250—1316), основана на Книге Разиэля.[15]

Liber Salomonis

Liber Salomonis[16], английский гримуар XVI века из т. н. «Соломоновой серии» известен также под названием Сефер Разиэль, и также разделен на семь разделов, текст тесно связан с Сефер Разиэль ха-малах, хотя кажется, непосредственно не основан на последнем.[17]

Примечания

  1. Raziel, Book of at jewishencyclopedia.com
  2. The Hebrew goddess — Jewish folklore and anthropology. 3rd enl./ Ed. Detroit, Mich.: Wayne State University Press, 1990. — p.237
  3. Zunz L. Die gottesdienstlichen Vorträge der Juden historisch entwickelt («G.V.»). — 2d ed. — Frankfurt am Main: Kauffmann, 1892. — pp. 176 et seq.
  4. Zunz L. Die gottesdienstlichen Vorträge der Juden historisch entwickelt («G.V.»). — 2d ed. — Frankfurt am Main: Kauffmann, 1892. — pp. 176 et seq.
  5. Zunz L. Die gottesdienstlichen Vorträge der Juden historisch entwickelt («G.V.»). — 2d ed. — Frankfurt am Main: Kauffmann, 1892. — pp. 176 et seq.
  6. Wilhelm Schmidt-Biggemann, Reuchlin-Tagung Pforzheim, 2001
  7. Cgm 252, f. 142r-144r
  8. Encyclopaedia Judaica 1, 777
  9. Joshua Trachtenberg Jewish magic and superstition: a study in folk religion (Première édition 1939), University of Pennsylvania Press, 2004, pp. 90-100,
  10. The Legends of the Jews, Volume 1, Chapter IV, at sacred-texts.com
  11. Raziel, Book of at jewishencyclopedia.com
  12. Davidson, Gustav (1967), A Dictionary of Angels, Including The Fallen Angels, Entry: Galizur, p. 120, Library of Congress Catalog Card Number: 66-19757
  13. Hebrew Visions of Hell and Paradise (1893), Journal of The Royal Asiatic Society, London, The Royal asiatic Society, at sacred-texts.com
  14. Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science, vol. II. — New York: Columbia University press, Macraiilan, 1923. — 1038 pp. — p. 912. ISBN 0-231-08795-0
  15. Peter de Abano: Heptameron, or Magical Elements / Digital edition Joseph H. Peterson, 1998, 2008
  16. Liber Salomonis: Cephar Raziel. (British Library Sloane MS 3826: 2r−57r) / Transcribed, annotated, and introduced by Don Karr, 2002-6
  17. Sepher Raziel (Sl. 3846). Book of the Angel Raziel / Digital edition Joseph H. Peterson, 1999, 2006

Литература

  • Avilés, A.G., Alfonso X y el Liber Razielis: imágenes de la magia astral judía en el scriptorium alfonsí. // Bulletin of Hispanic Studies, Volume 74, № 1, 1 January 1997. — pp. 21-39
  • Avraham Yaakov Finkel Kabbalah: selections from classic kabbalistic works from Raziel hamalach to the present day Torah Classics Library, Targum Press, 2002

Книга ангела Разиэля.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01