24-07-2023
Михаэль Лайтман | |
מיכאל לייטמן | |
Имя при рождении: |
Михаил Семёнович Лейтман |
---|---|
Дата рождения: |
31 августа 1946 (66 лет) |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Сайт: |
Каббала, наука и смысл жизни — блог Михаэля Лайтмана |
Михаэль Лайтман (тж. Михаил Семёнович Лайтман; имя при рождении — Михаил Семёнович Лейтман[1]; род. 31 августа 1946 года, Витебск) — основатель и руководитель Международной Академии Каббалы и Института исследования Каббалы им. Й. Ашлага (ARI — Ashlag Research Institute),[2] член Всемирного Совета Мудрецов[3]. Ученик каббалиста Баруха Ашлага. Кандидат философских наук. Аттестат профессора онтологии и теории познания[4] выдала общественная организация.[5]
Содержание |
Родился 31 августа 1946 г., в г. Витебск (Белоруссия).
В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику.[1][6][7] В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».
В 1974 году репатриировался в Израиль, работал на базе ВВС Израиля, занялся бизнесом в медицинской области.
В 1975-м осознал себя верующим. Разочаровавшись в способности науки раскрыть источник жизни, начал посещать раввинов и каббалистов, пытаясь получить ответ на этот вопрос у них.
В 1978 году стал учеником каббалиста Баруха Ашлага и оставался таковым в течение 12 лет до его кончины.
В 1991 году после смерти рава Баруха Ашлага вместе с группой бывших учеников рава занимается каббалой самостоятельно.
В 1994 году основал группу Бней Барух.
В www.kabbalah.info. В 2000 году этот сайт был отмечен Энциклопедией Британника, как один из крупнейших сайтов интернета по числу посетителей и по количеству учебно-образовательного и информативного материала по каббале.
В 2001 году на базе Бней Барух открыл «Международную Академию Каббалы» с очной и заочной формами обучения для всех желающих. Отделения Академии открыты в более чем 25-и странах мира. Академия существует на отчисления 10 % от доходов учеников, которые Лайтман считает обязательными,[8] и на добровольные пожертвования[9]. Все учебные материалы — лекции, книги, фильмы и т.д — выкладываются в интернете в свободном доступе[10]. Академия также ведёт бесплатные заочные курсы[11].
В 2004 году Лайтману решением диссертационного совета Института философии Российской академии наук присуждена степень кандидата философских наук[12][неавторитетный источник?]. В сентябре 2004 года негосударственная организация сомнительной репутации[5][неавторитетный источник?] — высшая межакадемическая аттестационная комиссия «Международного межакадемического союза» выдала Лайтману аттестат профессора[4]. В интервью газете Едиот Ахронот Лайтман рассказал, что получил профессорское звание условно и должен был для его подтверждения поработать в «академии, в России», чего не произошло. «Теперь, осталась только корочка», заявил Лайтман[13]. Несмотря на это, он продолжает утверждать на своём сайте, что имеет «докторскую степень по философии и каббале» от «московского института философии» Российской академии наук[14] и добавляет к своему имени «рав» и PhD[15].
В Всемирного Совета Мудрецов (World Wisdom Council)[3].
В Dropping knowledge» на Бебельплац (Берлин).
Последние 30 лет занимается изучением каббалы и популяризацией своего к ней подхода. Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.
Главным аспектом деятельности Лайтмана является распространение «науки Каббала» всем желающим. Лайтман отмечает, что «чувствует себя обязанным продолжать следовать пути Бааль Сулама и РАБАШа в распространении каббалы в массах, без каких либо ограничений»[16]. Целью Лайтмана, по его словам, является популярное разъяснение книг Ашлагов, которые были написаны специально для нашего поколения. Таким образом он надеется раскрыть и распространить каббалу в широких массах.
Трактуя различные высказывания каббалистов прошлого как прямое указание необходимости распространения Каббалы всем желающим, Лайтман принимает участие в конгрессах, семинарах, научных конференциях по всему миру. По его словам, ради этого он защитил кандидатскую диссертацию
, и на это направлена вся его деятельность.Основные книги | |
Тора • Сефер Йецира Сефер ха-зогар • Сефер ха-бахир Сефер ха-разим • Сефер Разиэль ха-малах Книга Эц Хаим • Талмуд эсэр сфирот Тания • Сефер ха-илан Кадош |
|
Святые места | |
Основы | |
Основы Каббалы • Древо Жизни • Сфирот |
|
Каббалисты | |
Авраам • Моисей • Рабби Акива |
|
РАШБИ • АРИЗАЛЬ • Хаим Виталь |
|
Миры Абеа | |
Адам Кадмон • Ацилут • Брия |
|
Подход Лайтмана кардинально отличен от устоявшихся представлений о каббале, как о мистическом направлении в иудаизме. Лайтман считает каббалу наукой о действительности, не имеющую отношения к мистике и определяющую религии и верования, как частные случаи несовершенного описания существующей реальности.[17] Лайтман утверждает, что каббалу могут изучать все желающие, вне зависимости от возраста, религиозной, национальной, расовой, половой принадлежности и сексуальных предпочтений [18][неавторитетный источник?]. Также, по словам Лайтмана, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, отказа от религиозной или национальной принадлежности . Подобные взгляды вызывают резкое неприятие со стороны последователей традиционного подхода к каббале (см.раздел «Критическое отношение к деятельности Лайтмана»).
Лайтман отвергает[19] общепринятое представление о Творце. Согласно Лайтману, Творец — это свойство «отдачи» — более высокая, по отношению к нему, ступень. Творец — это причина относительно следствия (человека). Кроме того, Творец — это «общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создаёт нашу вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели — поднять творения в развитии до своего уровня».[20] Лайтман также нередко заявляет о себе, что он атеист[21], хотя при этом он не отвергает идею бога-творца, создавшего мир и людей.
Лайтман — автор нескольких десятков книг по каббале, в которых излагаются базовые понятия Каббалы. Книги Лайтмана переведены и изданы на множество языков мира.
Также под руководством Лайтмана издается основная масса трудов, писем и комментариев каббалистов Йегуды Ашлага (Бааль Сулама) и его сына Баруха Ашлага (РАБАШа), включая комментарий «Сулам» к книге Зоар, а также статьи Бааль Сулама для начинающих: «Введение в науку Каббала» («Птиха»), «Предисловие к книге Зоар» и др.
Свободно транслируются в ежедневном прямом эфире на сайте Международной Академии каббалы и на 66-м канале израильского кабельного телевидения.
Деятельность Лайтмана вызывает крайнее неприятие и критику со стороны религиозных и светских последователей классического подхода к каббале. Критики Лайтмана обвиняют его в сектантстве[22] и в профанации каббалы. Ортодоксы категорически отвергают утверждения Лайтмана об отсутствии связи между каббалой и иудаизмом, на основании того, что все каббалисты прошлого и настоящего являлись и являются ортодоксальными иудеями, скрупулёзно соблюдающими галахические предписания.[23][24][25]
Несмотря на то, что все его сотрудники и ученики называют его «рав», Лайтман, носящий бороду, большую чёрную кипу и одетый, как ультраортодоксальный еврей, на самом деле не является раввином. «На иврите учителей называют Рав», утверждает Лайтман[26].
Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС), объединяющая региональные общественные организации,[27] работающие по проблеме сектантства на территории постсоветского пространства и возглавляемая Александром Дворкиным, перечисляет «Школу Михаэля Лайтмана» в своём списке тоталитарных сект[28].
При прокурорской проверке в Саратове, проведённой в августе 2007 года, из книжных магазинов была изъята книга Лайтмана «Богоизбранность»[29]. По словам сотрудника прокуратуры, лингвистическая экспертиза установила, что «издания содержат признаки экстремизма — пропаганду исключительности и превосходства людей по признаку расовой принадлежности, обоснование и оправдание превосходства по расовому признаку, а идейное содержание книг способствует возбуждению расовой и национальной розни».
На вопрос, являлся ли Гитлер, уничтоживший шесть миллионов евреев, «инструментом божьим», Лайтман ответил, что римляне, Гитлер и Осама бен Ладен — это «марионетки Господа»[26].
На реплику А.Проханова: «Вы — советский раввин, Михаил», Лайтман ответил: «Я — не раввин абсолютно. Нет! Ну, что вы?! Я — абсолютный безбожник.»[30]
Библиотека
Лайтман, Михаэль Семёнович.