Lt304888.ru

Туристические услуги

Куракин, Сергей Сергеевич

20-10-2023

Куракин Сергей Сергеевич
Kurakin Sergey

Куракин Сергей в апреле 2011 г.
Имя при рождении:

Куракин Сергей

Дата рождения:

19 сентября 1958(1958-09-19) (54 года)

Место рождения:

Москва, Россия

Гражданство:

 СССР →  Россия

Жанр:

иконопись, портрет, реставрация

Учёба:

Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова Москва

Стиль:

символизм

Известные работы:

«Новорусская икона Богоматери» «Портрет в бандане», «Девушка у окна». Х./ф. «Крестьянский сын».

Влияние:

Рублёв, Дионисий, Микеланджело.

Кура́кин Серге́й Серге́евич — (род. 19 сентября 1958(19580919), Москва) — российский художник, иконописец, реставратор древнерусской живописи. Автор иконы «Новорусская Богоматерь», посвящённой истории храма Христа Спасителя, также портретист, исполняющий работы темперными красками на досках.

Содержание

Биография

«Портрет в бандане» доска, темпера, (28х21 см.) 2002 г.

Куракин Сергей Сергеевич родился в Москве 19 сентября 1958 года в «Зарядье», в семье автокрановщика Сергея Куракина и медсестры Валентины Куракиной (Кулюхиной), переехавших в 1950-е гг. в Москву из Рязанской обл. Сначала семья жила в Елецком пер., на месте будущей гостиницы Россия. С рождением дочери Нины, двойняшек Сергея, Бориса, семья переехала в новый район Черёмушки. По окончании МСХШ (1977 г.), Куракин служил в армии (1977—1979 гг.)[1], обучался в МГХИ им. В. И. Сурикова (1980—1986 гг.), где учился под руководством известного иллюстратора и графика Б. А. Дехтерёва, состоявшего, в своё время, в переписке с писателем М.Горьким.[2] У Куракина трое детей: Константин, Анастасия, Прохор.

МСХШ

С.Куракин на съёмочной площадке «Крестьянского сына», 1975 г.
«Девушка у окна» доска, темпера, (22х18 см.) 2002 г.

В Новых Черёмушках Куракин обучался в школе № 104, ходил во «Дворец Пионеров» в кружок рисования. В комнате, сдаваемой родителями, жил московский поэт Олег Богданов[3]. Он увидел рисующих братьев Бориса, Сергея и посоветовал поступать в МСХШ[4]. Художественная школа выходила окнами на Третьяковскую галерею, что сыграло важную роль в развитии. В перерывах между специальными предметами[K 1], мальчик знакомился с картинами русских художников, впервые познакомился с иконами Ф. Грека, А. Рублёва, Дионисия, оказавшими влияние на будущее иконописание. Образование в худ. школе указало на три точки опоры в искусстве: композицию, воображение, цвет.[5][6]

Х./ф. Крестьянский сын

«Проша» доска, темпера, (13х15 см.) 2002 г.

В 1975 году С.Куракин был приглашён сниматься в х./фильме «Крестьянский сын» (киностудии М. Горького). Съёмки проходили на Сиверском озере в окрестностях г. Кириллова. В перерывах между работой С.Куракин писал пейзажи, делал зарисовки — Кирилло-Белозерского, Ферапонтова монастырей, на съёмочной площадке учился конной езде, выполнял трюки под руков. каскадера В. Кудрявцева мосфильмовской группы П. Д. Тимофеева[7]. Знакомство с режиссёром И. Тарковской открыло новый взгляд на творчество художника. За период съёмок С.Куракин узнал, что художник должен быть одновременно сценаристом, режиссёром и актёром, а искусство должно черпаться из жизни. Когда в заключительной сцене «Крестьянского сына» не ладился кадр, известный рассказчик, актёр Г. Бурков,[8] сыгравший в фильме роль «комиссара», рассказал Куракину, как во время съёмок х./фильма «Они сражались за Родину», войдя в каюту к В.Шукшину, он нашёл его мёртвым и, положив руку, сказал ему: «Вася…!».[9] Аналогия просматривается в последнем кадре «Крестьянского сына», когда Костя, исполняемый С.Куракиным, находит убитым «комиссара Петракова» и кладёт на него руку со словами: «Дядя Андрей!..». После съёмок в фильме С.Куракин получал приглашение сниматься в х./ф. «Красный чернозём», от которого отказался.

Вернисаж, реставрация икон

Духовный перелом в сторону русского искусства дала встреча с иконой. В 1993 году Куракин пришёл на Вернисаж в Измайлово[10], где находился рынок икон, благодаря чему увлёкся русской иконой и стал заниматься реставрацией. Сначала Куракин занимался «антикварной реставрацией»[11], перешедшей со временем в «музейную»[12]. В задачу первой входило — придать иконе коммерческую ценность. Второй — сохранить первозданность иконы[13]. Предпочтение последнему был отдано не сразу. Социальные условия жизни 1990-х годов предлагали путь коммерсанта или художника. Предметы старины, привозимые на Вернисаж из Ярославля, Рыбинска, Новгорода, Пскова, Рязани, Твери, Невьянска и других провинциальных уголков России, наполняли жизнь самобытными сведениями о ремесле реставратора[14], знакомили Куракина с культурой местного мира, наследовавшего традиции дореволюционной офенщины[K 2]. Со временем структура рынка определила круг внимания Куракина. Предпочтение отдавалось иконам доникониа́нского времени, XV, XVI вв., имевшим коллекционное значение. В процессе открытия икон[15][14][16] Куракин делал копии , персонифицировал сюжеты и образы , калькировал редкие изводы . На творческое мировоззрение оказали влияние московская[17], псковская[18] и новгородская[19] школы.

Расчистка иконы от записей (С. Куракин) Лик Спасителя XIV в. (до открытия) Лик Спасителя XIV в. (после открытия) «Благовещение» XVII в. (до открытия) «Благовещение» XVII в. (после открытия) Снятие оклада с иконы (С. Куракин)

Коллекционирование

«Юдифь» доска, темпера, (25X18,5 см) 2002 г.

С одной стороны приобретение древних икон явилось толчком к коллекционированию, с другой стороны возникавший вопрос в душе художника-христианина: «можно ли покупать предметы религиозного культа, измеряя „серебром“ то, что измеряется богом» (из записок С.Куракина по иконописанию[20]), вёл к начинавшимся признакам душевной хандры. Значительные колекционные работы этого периода: «Никола Зарайский в житиях», кон. XV в.[21], (в коллекции В. Бондаренко[22]), «Василий Блаженный», кон. XVI в., в собрании (ГТГ), Праздники «Рождество Христово» и «Рождество Богородицы», пол. XVIII в. (ГТГ), «Страстная Богоматерь», XVII в.,[23] «Преображение», XVI в.,[24] «Походная церковь», XIX в.,[25] и мн. другие (в частных коллекциях).

«Никола Зарайский в житиях», XV в., частн. коллекция «Преображение», XVI в. частн. коллекции «Рождество Христово», XVIII в., ГТГ «Рождество Богородицы», XVIII в., ГТГ «Василий Блаженный», XVI в. (деталь), ГТГ «Воскресение с праздниками», XVI в., частн. коллекция

После пятилетнего пребывания на Вернисаже[26] С.Куракин оставил реставрацию.

Портреты на досках

Работа с иконами не могла не сказаться на живописи. В 2002 г. была написана серия портретов, выполненная Куракиным в промежутках между иконописанием. Техника нанесения темперных красок на доски, открытая во время реставрации икон, легла в основу написания портретов. На залевкашенных для эскизов к Новорусской Богоматери досках, Куракин исполнил портреты современников: «Девушка у окна», «Портрет в бандане», «Проша», «Вирсавия», «Юдифь» — небольшого размера, написаны в стиле «интимный кабинетный портрет»[K 3], наполнены аллегориями, символами, знаками. Портреты исполнялись по иконописной технологии[27] и опираются на традиции фламандской живописной школы XV в., представители которой черпали истоки иконописного опыта[28]. В неоконченном портрете «Проша» можно проследить ход работы. На доску наклеена — паволока. На паволоку положен — левкас. На левкасе процарапана — графья[K 4]. На графье лежит — имприматура[K 5]. На имприматуру положено — охрение, списанное плавями[K 6]. В 2004 г. изд-вом «Белый город» был выпущен альбом «Большая коллекция. Портрет. Русская живопись.», в который наряду с художниками-классиками вошли работы С.Куракина.[29]

Публикации

  • 30-й Российский Антикварный салон. ЦДХ, апрель 2011 г.
  • YouTube. Видео-клеймы иконы «Новорусская Богоматерь»
  • Священная история. Проект «Уроки истории». Международный историко-просветительский и правозащитный фонд «Мемориал»
  • В. Иванченко, О. Кобылкина. «Молодежная Москва»
  • И. Овчарова. «Зарубежный коллекционер». Из России утекают не только «мозги», но и культурное достояние

Комментарии

  1. [1], акварели — В.Ф. Денисов (1931 г.) [2], масляной живописи и композиции — В.И. Завгородний (1920-1992) [3], Д.П. Черняев (1931-1992) [4], преподававшие в духе реалистического искусства.
  2. Тарасов О. Ю. Русские иконы XVIII — начала XX в. на Балканах // Советское славяноведение. — 1990. — № 3. — М., 1990. — С. 52
  3. Глоссарий. Интимный портрет. Зачатки означенного стиля зародились в России в нач. «Аргунов». Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
  4. «Графья эта облегчала работу живописцу, так как в ее присутствии нельзя было сбить или потерять первоначальный контур.». Д.И. Киплиг. Техника живописи. — М.: «СВАРОГ и К», 1998. — С. 139
  5. «Однако предварительно следует приготовить смесь сохнущих красок, <...>, эту смесь размазывают по доске, <...>; многие называют это имприматурой». Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих. Т. I. / под ред. А.Г. Габричевского. — М.: «Астрель». 2001, — С. 116-117
  6. ФГУК «Государственный Русский музей». Дионисий и мастерская (около 1440 – после 1503)

Примечания

  1. Чернышевские казармы, в./ч. № 83420
  2. «На этих листах оживает история». К 40-летию краевого музея изоискусств / «Ставропольская правда» от 7 декабря 2001 г
  3. Евгений В. Харитоновъ. СТИХИ МИЛЛЕНИУМА. Современная Русская Поэзия в XXI веке (2000 и далее). Материалы к библиографии. «Дети РА» — Литературно-художественный журнал, № 11 (49), 2008
  4. «Описание». Московский академический художественный лицей РАХ
  5. «Историческая справка о создании, жизни и деятельности Московской средней художественной школы». Московский академический художественный лицей РАХ
  6. Н. Н. Волков. Цвет в живописи. — М.: «Искусство», 1985
  7. Алмазов Б.А. Прощайте и здравствуйте, кони! — Ленинград: «Детская литература», 1978
  8. Георгий Бурков. Хроника сердца. — М.: «Вагриус», 1998
  9. Журнал «Советский экран» № 20. — М.: «Правда». 1976
  10. «Антикварный ряд». Центр ремесел «Русское подворье», 2003—2008
  11. Баранов В. В., Кочеткова И. А. Практика реставрации икон в мастерской С. П. Рябушинского. Проект ARTconservation
  12. [5]
  13. Смирнова Л. М. Методы современной реставрации
  14. ↑ Открытие иконы. 2 часть «Многочастник XIX в.».
  15. С.Куракин. Открытие иконы. 1 часть «Знамение XIX в.»
  16. С.Куракин. Открытие иконы. 4 часть «Спас XIV в.»
  17. «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…»
  18. Тамже
  19. Тамже
  20. С.Куракин. Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.
  21. С.Куракин. Открытие иконы. 3 часть «Открытие Никола Зарайский XV в.»
  22. Каталог икон коллекции В. А. Бондаренко. «И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV—XX веков из собрания Виктора Бондаренко». И.: «Военный Парад», М. 2003
  23. С.Куракин. Открытие иконы. 5 часть «Страстная Богоматерь XVII в.»
  24. «Преображение», XVI в.
  25. С.Куракин. Открытие иконы. 6 часть «Походная церковь XIX в.»
  26. «Вернисаж в Измайлово». Центр ремесел «Русское подворье», 2003—2008
  27. [6], 2) Ф. И. Буслаев. Литература русских иконописных подлинников. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. II. — СПб., 1861 [7], 3) Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до конца XVII века. 1866 [8], 4) Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Описание фейерверков и иллюминаций. 1903 тамже, 5) «Найди ящерицу живую жёлтую и положи её в ртуть…». С. А. Белобородов. (Сборники рецептов для художественных работ из собрания Лаборатории археографических исследований УрГУ) [9]
  28. Мемлинг (1435—1494 гг.), Кампен, Робер (ок. 1378—1444 гг.), Рогир ван дер Вейден (ок. 1400—1464 гг.)
  29. А. Астахов: Портрет. Русская живопись (в футляре). Белый город. 2004 г. Перечень художников

Куракин, Сергей Сергеевич.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01