21-04-2023
Ледокольные суда проекта 97 | |
---|---|
Ледокол «Садко» проекта 97АП, сентябрь 1991 года.
|
|
Проект | |
Страна | |
Подтипы |
|
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 2055 (стандартное), 3200 (полное) |
Длина | 67,7 м |
Ширина | 18,06 м |
Осадка | 6 м |
Двигатели | 3 дизеля 10Д20,7/2×25,4, 2 × ЭД ПГ-147, 1 × ЭД ПГ-146 |
Мощность | 3 × 1800 л. с., 2 × 2400 л. с., 1 × 1600 л. с. |
Движитель | 3 ВФШ (2 кормовые + 1 носовой) |
Скорость хода | 14 (полный ход) |
Дальность плавания | 5500 миль (12,5 уз) |
Автономность плавания | 17 суток |
Экипаж | 39 человек |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | НРЛС «Дон», РП СРП-5 |
Зенитная артиллерия | 1 × 2 — 57-мм, 1 × 2 — 25-мм (на всех единицах проекта впоследствии демонтированы) |
Изображения на Викискладе | |
Ледоколы проекта 97 — серия судов специальной постройки для работы в сложной ледовой обстановке. Она стала наиболее массовой серией построенной в СССР. Первоначально они строились для обслуживания портов с тяжёлой ледовой обстановкой. Показали отличные качества, и на их основе были созданы пограничные сторожевые корабли (97П), вспомогательные (патрульные) ледоколы для ВМФ (97АП), а также гидрографические (97Б) и научно-исследовательские (97Н) суда. Всего в период c 1960 года по 1981 год было построено 32 ледокола девяти различных модификаций[1].
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 17 октября 2017 года. |
После окончания Великой Отечественной войны для проводки судов сквозь льды, обеспечения портов и нужд военно-морского флота, в частности по охране границ в арктической зоне, требовались новые ледокольные суда. На Техническом совете Министерства морского флота СССР (ММФ СССР) в июле 1955 года началось обсуждение проекта судов которые смогли бы выполнять эти функции[2]. Позже заместитель руководителя Группы наблюдения за проектированием и постройкой судов М. Я. Роговский вспоминал[3]:
… требовалось создать ледокол, удовлетворяющий основным положениям технического задания, и совместить требования с военно-морскими силами, и одновременно некоторые положения технического задания диктовали необходимость в дальнейшем проектировании таких элементов, которые чрезвычайно трудно совместить… Например, необходимость работы в портовых водах с осуществлением буксировки, с морскими переходами. Это наложило отпечаток на весь проект. |
Согласно приказу Министерства судостроительной промышленности СССР № 0111 в обеспечение Постановления Совета министров СССР от 18 мая 1957 года № 538-272 по договору с Управлением кораблестроения Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР) от 19 декабря 1957 года приступили к разработке проекта в Центральном конструкторском бюро № 15 (ЦКБ-15, ныне — ЦКБ «Айсберг»)[4]. Проект получил номер 97. Работы начались под руководством главного конструктора А. Н. Василевского и проектировщиков Н. А. Сенькина и В. А. Пахомова[2]. В основу лёг принцип строения ледокольных судов «американского» типа, при котором добавляется носовой винт. При отработке теоретического чертежа был взят корпус ледокола «Илья Муромец», построенного в Швеции, и первоначально носившего имя Eisbar. В проекте обводы этого судна были измены и выполнены без плоских участков[3]. Весомый вклад в проект внёс опыт строительства и эксплуатации сторожевого корабля «Пурга». Эксплуатационные качества новых ледокольных судов обеспечивались за счёт прочности корпуса, толщины обшивки, особой формы форштевня и наличием носовых, кормовых и бортовых цистерн, с помощью которых можно было бы изменять дифферент и крен судна. Гребные винты со съёмными лопастями изготавливались из стали[2].
На основе проекта (пр. 97 — ледоколы для Военно-Морского Флота СССР) были созданы модификации[3]:
На всех модификациях проекта 97 были применены усовершенствования[6]:
Значение | 97 | 97А | 97К | 97Е | 97Н | 97Б | 97Д | 97АП | 97П | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Водоизмещение, т | стандартное | 2305 | — | 2253 | — | — | — | — | 2785 | |
полное | 2935 | — | — | 3700 | 3450 | — | — | 3710 | ||
Дедвейт, т | 1141 | — | 1118 | — | — | — | — | — | ||
Длина, м | габаритная | — | — | 67,7 | 73 | 70,1 | — | 70 | 70,1 | |
по КВЛ | 62 | — | 62 | — | — | — | — | 62,0 | ||
Ширина, м | габаритная | 18 | — | 18,3 | 18,6 | 18,1 | — | 18,1 | 18,1 | |
по КВЛ | — | — | — | — | 17,5 | — | — | 17,5 | ||
Осадка, м | 5,35 | — | 5,35 | 6,6 | 6,4 | — | 6,14 | 6,3 |
Экипаж составляли 54 человека, а научная группа включала до 30 сотрудников. На борту было оборудовано 14 лабораторий для различных работ по океанологии, гидрохимии, гидрологии и метеорологии[5].
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 17 октября 2017 года. |
3-вальная дизель-электрическая на постоянном токе:
Схема электроснабжения позволяет обеспечить следующие режимы:
Вспомогательная энергетическая установка (ВЭУ) — вспомогательный источник энергии, не предназначенный для приведения судна в движение, обеспечивающий питанием его системы боевой и повседневной жизнедеятельности. ВЭУ на ледоколах проекта 97 общей мощностью 600 кВт включала в себя[8]:
Предназначен для снабжения электроэнергией повседневных систем жизнедеятельности судна при якорной стоянке на рейде или швартовах у необорудованного пирса. На ледоколах проекта 97[8]:
2-вальная дизель-электрическая на постоянном токе[К 1]:
Кроме того на «Дунае» и «Неве»: 2 × 4 — ПУ ЗРК (16 ЗУР)[10][К 5].
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 17 октября 2017 года. |
На ледоколах проекта 97 имелось достаточно совершенное на время проектирования навигационное оборудование и оборудование связи[8]:
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 17 октября 2017 года. |
Суда строились в Ленинграде на Адмиралтейском ССЗ № 194, с 1962 года переименован в «Адмиралтейский ССЗ», с 31 января 1972 года переименован в «Ленинградское адмиралтейское объединение». От Военно-Морского Флота СССР приёмкой судов занимались: капитан 3-го ранга А. Е. Яковлев (проект 97) и майор В. Н. Нестеров (проект 97АП и 97Б)[3]. Ответственный сдатчик Е. Н. Питонов (проект 97АП)[3]. Ответственный сдатчик Е. Н. Литвинов (проект 97А).
Название | Проект | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Списание | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Добрыня Никитич» | 97 | 760 | 20.12.1959 | 10.05.1960 | 31.12.1960 | 1998 | Утилизировано.
Служба в составе Северного флота → |
«Пурга» | 97 | 761 | 31.05.1960 | 10.12.1960 | 23.10.1961 | 01.06.2012 | Служба в составе Балтийского флота →
2 января 2013 года получило течь и легло на грунт, позже поднято. |
«Василий Прончищев»,
до 1966 года — «Ледокол-1» |
97А | 762 | 13.12.1960 | 28.04.1961 | 30.12.1961 | 1989 | Утилизировано.
Северное морское пароходство ММФ СССР |
«Вьюга» | 97 | 763 | 05.05.1961 | 20.01.1962 | 16.07.1962 | 1991 | Утилизировано.
Служба в составе Тихоокеанского флота |
«Афанасий Никитин»,
до 1966 года — «Ледокол-2», IMO 6500791 |
97А | 764 | 01.11.1961 | 31.05.1962 | 01.11.1962 | 28.05.1995 | Утилизировано в Аланге[en] (Индия).
Черноморское морское пароходство:
|
«Харитон Лаптев»,
до 1966 года — «Ледокол-3», IMO 6500806 |
97А | 765 | 10.02.1962 | 11.08.1962 | 25.12.1962 | Современный статус не установлен. | |
«Пояр» (перегонное название), до 1966 года — «Ледокол-4», до 1988 года — «Василий Поярков», IMO 6500777 |
97А | 766 | 13.08.1962 | 16.03.1963 | 26.07.1963 | 1988 | Утилизировано.
Дальневосточное морское пароходство ММФ СССР |
«Ерофей Хабаров»,
до 1966 года — «Ледокол-5», IMO 6500789 |
97А | 767 | 05.04.1963 | 24.08.1963 | 07.12.1963 | 1993 | Утилизировано. |
«Иван Крузенштерн»,
до 1966 года — «Ледокол-6», IMO 6501496 |
97А | 768 | 20.01.1964 | 29.04.1964 | 27.10.1964 | Балтийское морское пароходство → С 2008 года — Росморпорт:
|
|
Vlad,
до 1966 года — «Ледокол-7», до 1986 года — «Владимир Русанов», IMO 6508171 |
97А | 769 | 30.03.1964 | 25.07.1964 | 28.12.1964 | 1988 | Утилизировано.
Одесский экспедиционный отряд АСПТР |
Semyon Chelyuskin,
до 1966 года — «Ледокол-8», до 12.09.1988 — «Семён Челюскин», IMO 6514522 |
97А | 770 | 12.12.1964 | 28.02.1965 | 11.08.1965 | н/д | Утилизировано.
Северо-Восточное управление ММФ СССР В 1990-х годах списано из состава ВМС Вьетнама. |
«Илья Муромец» | 97К | 771 | 10.03.1965 | 30.06.1965 | 28.12.1965 | 06.1993 | Утилизировано.
Заложено по проекту 97А, дооборудовано по проекту 97К. |
«Юрий Лисянский»,
до 1966 года — «Ледокол-9», IMO 6521850 |
97А | 772 | 30.06.1965 | 31.08.1965 | 30.12.1965 | Балтийское морское пароходство → С 2008 года — Росморпорт:
|
|
«Буран» | 97К | 773 | 21.01.1966 | 16.05.1966 | 24.10.1966 | Заложено по проекту 97А, дооборудовано по проекту 97К. Служба в составе Балтийского флота → |
|
Prabhavi (название перегонное на разделку), до 1966 года — «Ледокол-10», до 1971 года — «Пётр Пахтусов», до 1975 года — «Менделеев», до 1997 года — «Пётр Пахтусов», IMO 6614358 |
97Д | 774 | 21.05.1966 | 08.08.1966 | 30.12.1966 | 15.01.1998 | Утилизировано в Аланге (Индия).
Гидрографическое предприятие ММФ СССР |
Stephan Jantzen[de],
до 2005 года — Stephan Jantzen до 2006 года — Stephan, до 2008 года — King Ice, IMO 7117486 |
97Е | 775 | 15.09.1966 | 30.12.1966 | 30.11.1967 | 2008 | BBB[de] (Росток) С 1990 года — WSA Stralsund[de] (Штральзунд) С 2009 года — судно-музей (Росток) |
«Георгий Седов»,
IMO 7117137 |
97Д | 776 | 12.1967 | 1992 | Утилизировано.
Гидрографическое предприятие ММФ СССР |
||
«Садко» | 97АП | 777 | 22.06.1967 | 28.06.1968 | 06.11.1968 | Служба в составе Тихоокеанского флота → | |
«Пересвет» | 97АП | 778 | 10.07.1968 | 29.01.1969 | 28.07.1970 | 23.04.2011 | Современный статус не установлен. |
ПКЗ-86,
до 03.2012 — «Владимир Каврайский» |
97Б | 779 | 25.02.1969 | 31.10.1969 | 31.12.1969 | Современный статус не установлен. | |
«Фёдор Литке»,
IMO 7020085 |
97А | 780 | 12.01.1970 | 29.07.1970 | 14.12.1970 | 2013 | Утилизировано в июне 2014 года. |
«Иван Москвитин»,
IMO 7117383 |
97А | 781 | 02.11.1970 | 25.03.1971 | 01.09.1971 | 1997 | Утилизировано.
Черноморское морское пароходство ММФ СССР |
«Семён Дежнёв»,
IMO 7119446 |
97А | 782 | 30.03.1971 | 31.08.1971 | 28.12.1971 | Балтийское морское пароходство → С 2008 года — Росморпорт:
|
|
«Иван Сусанин» | 97П | 02650 | 31.07.1972 | 28.02.1973 | 30.12.1973 | Служба в составе Тихоокеанского флота → | |
«Айсберг» | 97П | 02651 | 17.10.1973 | 27.04.1974 | 25.12.1974 | 20.06.2006 | Утилизировано.
Служба в составе: |
«Руслан» | 97П | 02652 | 26.12.1973 | 28.05.1974 | 26.09.1975 | Служба в составе Северного флота → | |
«Анадырь»,
до 1976 — «Днепр», до 11.04.1992 — «Имени XXV съезда КПСС» |
97П | 02653 | 16.07.1975 | 14.02.1976 | 30.09.1976 | Служба в составе: | |
«Дунай» | 97П | 02654 | 24.12.1976 | 05.08.1977 | 31.12.1977 | Служба в составе: | |
«Нева» | 97П | 02655 | 23.11.1977 | 28.07.1978 | 27.12.1978 | Служба в составе: | |
«Волга» | 97П | 02656 | 27.12.1979 | 19.04.1980 | 26.12.1980 | Служба в составе: | |
«Мурманск»,
до 11.04.1992 — «Имени XXVI съезда КПСС» до 05.1996 — «Иртыш» |
97П | 02657 | 22.04.1980 | 03.07.1981 | 25.12.1981 | Служба в составе: | |
«Отто Шмидт» | 97Н | 27.12.1977 | 27.12.1978 | 30.08.1979 | 1996 | Утилизировано в Аланге (Индия).
Мурманское управление гидрометеослужбы СССР С 11.11.1991 по 08.08.1996 стояло в Мурманске, далее продано частной компании и утилизировано в Индии. |
Изображение ледокола «Василий Прончищев» проекта 97А на марке СССР, 1978 год.
Ледокол «Илья Муромец» проекта 97К во Владивостоке, 1978 год.
Пограничный сторожевой корабль «Имени XXV съезда КПСС» проекта 97П в районе гибели южнокорейского самолёта, 17 сентября 1983 года.
«Иван Сусанин» проекта 97П, 1 мая 1985 года.
Гидрографическое судно «Владимир Каврайский» проекта 97Б, 9 апреля 1992 года.
Пограничный сторожевой корабль «Нева» проекта 97П в порту города Кодьяк (Аляска), 12 апреля 2003 года.
Пограничный сторожевой корабль «Волга» проекта 97П на рейде Петропавловска-Камчатского, 18 сентября 2007 года.
Ледокол «Буран» проекта 97К в Кронштадте, 12 августа 2010 года.
Судно-музей Stephan Jantzen проекта 97Е в порту города Росток (Восточная Германия), 30 июня 2012 года.
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 17 октября 2017 года. |
Ледоколы проекта 97.