04-06-2023
Патриа́рх Мака́рий III (в миру Юсеф Заим ум. 1675) — церковный деятель XVII века, предстоятель Антиохийской Православной Церкви (1648—1667, по другим данным − 1647—1672). Полный титул «Его Божественное Блаженство, Блаженнейший Патриарх Великого Божия града Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока».
По происхождению араб из Алеппо (Халеб) в Сирии, во время крещения был назван Мелетием. Женился и в супружестве имел детей. После смерти жены был рукоположён в священники, а затем был возведён в сан митрополита Верии. Возведён в сан патриарха в 1648 году, под именем Макария III. Родным сыном у Макария был Павел Алеппский, который был архидиаконом при своем отце и сопровождал его в поездках.
Дважды посетил Россию. В первое своё путешествие был вместе с сыном Павлом в 1654-56 годах; участвовал в Московском соборе 1655 году и в Московском соборе 1656 году[1]. Это путешествие подробно описано Павлом Алепским в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву». Во второй раз в 1666 Макарий III принял участие в Большом Московском соборе 1666—1667 годах, осудившим и низложившим патриарха Никона, куда был специально приглашен для суда над Никоном. В ходе Собора выступил против Никона, собор изверг Никона из священства, за канонические преступления: по решению собора, Никон стал простым монахом.
Патриарх Макарий явился одним из главных идеологов и участников церковных реформ средины XVII века в Московской церкви. В 1655-56 годах он проклял двоеперстие; анафема была принята поместным собором Русской церкви. В 1667 анафема против двоеперстия и против древних русских чинов была повторена Макарием на Большом Московском соборе. Согласно изложению в Православной энциклопедии, «Вместе с Александрийским Патриархом Паисием и др. вост. иерархами Патриарх Макарий содействовал устранению канонических нарушений, связанных со статусом Патриарха, к-рые существовали в практике Русской Церкви; участвовал в выработке принципов взаимоотношений между светской и духовной властью.»[2]
Макарию Антиохийскому, вместе с также участвующим в работе Собора Паисием, патриархом Александрийским, удалось навязать чрезвычайно жёсткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые фактически сделали необратимым раскол в Русской Церкви.
Предпринимал Макарий III эти путешествия с целью сбора средства для покрытия долгов антиохийской церкви, положение которой было в момент принятия управления Макарием очень бедственное.
Во время путешествия в 1654—1656 из Дамаска (через Анатолию, Стамбул и Констанцу) в Москву дважды побывал на территории нынешней Украины. Посетил Умань, Киев, Прилуки, Смелу, Чигирин и другие города. В июне 1654 встречался с гетманом Богданом Хмельницким.
Макарий, как и его предшественники антиохийские патриархи, был в близких отношениях с Римским папою, в самой Антиохии беспрепятственно вели проповедь католические миссионеры; в 1662 году Макарий III отправил признание своего тайного подчинения Риму, а в следующем, в 1663 году публично приветствовал папу как своего святого отца на обеде во французском консульстве Дамаска.[3]
Макарий — автор 15 сочинений.
Макарий III (патриарх Антиохийский).