23-10-2023
Масонский устав является согласованным набором масонских ритуалов и практик.
В семнадцатом веке, масонские ритуалы, были гораздо проще, чем в следующие столетия, они обязательно выполнялись в рукописной форме и никогда не печатались. Они приобрели известность в наши дни только через очень небольшое количество рукописных заметок в качестве исключения из правил, и в ходе того, что некоторые тайны были раскрыты. Изучение этих документов показывает, что они развились довольно значительно с течением времени[1].
В восемнадцатом веке, после реорганизации практики, после основания первой Великой Ложи, древние и современные практики ритуала снова стали очень похожи, и сейчас отличаются только небольшим относительно числом важных моментов, такими, как отводимая роль определенным символическим элементам, как сообщение паролей или отсылки к более или менее важным аспектам христианской религии[1].
Однако, с 1740-х годов, появляются новые различия. Кроме традиционных ритуалов первых трёх градусов, появляется большое количество сотен дополнительных степеней известных как «высшие градусы», многие из которых были только вариантами друг друга, или остались в стадии проекта, или, на самом деле, никогда не практиковались. Это умножение масонских ритуалов привело к различным инициативам по стандартизации практик и установлению их в определённой последовательности и стабильности[2].
Масонскими уставами наиболее популярными на сегодняшний день во всём мире являются:
Все остальные имеют гораздо более ограниченное распространение. Многие из них сейчас не используются[1].
Этот устав присутствует здесь как напоминание. Он не был действительно уставом приёма в ложу масонов. Есть название, которое дано некоторыми авторами, такими как Патрик Негрие[3]. Устав приёма в корпорацию каменщиков до семнадцатого века без передачи тайного слова. Эта практика сейчас исчезла.
Это название устава, некоторые авторы, такие Патрик Негрие[3], датируют 1637 годом, что свидетельствует о первых шотландских масонах, в том числе и о материнской ложе Килвиннинг. Устав на данный момент считается умершим.
Это название было дано противниками устава, который практиковался масонской Великой Ложей Лондона во время Конституций Андерсона, в 1723 году[4]. Сформированный из «Устава Древних Обязанностей» и из «Устава Слово Масона» Мейсон, впоследствии, в 1813 году, был объединён с «Уставом Древних»[1].
Этот масонский устав практикуется Великой Ложей Древних с 1756 года, в том числе ложами Йорка[4]. Конституции Древних были опубликованы под названием Ахиман Резон. Объединены в Великобритании с «Уставом Современных» в 1813 году. Сейчас некоторые положения «Устава Древних» используются в Йоркском уставе в Северной Америке[1].
«Устав принятия» является одним из уставов, появившихся в XVIII веке во Франции, где он практиковался женщинами, которых принимали по нему в ложи принятия. Из-за своей особой символики он очень отличается от других уставов, в частности, он не относится к строительству Храма Соломона, поскольку это нереально из-за каменщической специфики символизма. Он почти полностью исчез с конца Первой Империи и больше нигде не сохранился сегодня кроме ложи Космос в составе Великой женской ложи Франции[5].
Из-за экспансии в Северной Америке «Великой ложи Древних» этот устав практикуется во многих ложах, в основном в США[6].
Появившийся около 1759 года, этот устав с очень христианизированной символикой практикуется в большинстве скандинавских лож, а также в Германии[2][7].
Циннендорфский устав — масонский устав, который практикуется регулярно в Германии и является наиболее распространённым в Австрии. Он, безусловно, самый популярный устав в Великой земельной ложе вольных каменщиков Германии. Также Циннендорфский устав в сочетании со Шведской системой практиковался в России до 1822 года[8]. Этот устав состоит из 7 градусов и является христианизированным масонским уставом, основывающимся на вере в Троицу[9].
Также называется «Совершенным уставом». Точное происхождение этого устава, который берёт своё начало в 1762 году, по-прежнему обсуждается среди историков. Его 25 градусов были реформированы в 1801 году в 33 градуса Древнего и принятый шотландского устава. Сейчас устав не используется.
Устав строгого соблюдения был одним из уставов масонства, имевшим ряд прогрессивных градусов, которые присваивались «Орденом строго соблюдения», масонской организацией 18-го века[10].
Барон Карл Готтхельф фон Хунд (1722—1776) ввёл новый Шотландский устав в Германии, который он переименовал в «Исправленное масонство», а после 1764 года в «Строгое соблюдение»[11]. Ссылаясь на английскую систему масонства, как на «Позднее соблюдение».
Исправленный шотландский устав (фр. Rite écossais rectifié) (ИШУ) является масонским христианизированным уставом появившемся в 1778 году в Лионе, во Франции[12][13].
Главным теоретиком и разработчиком ИШУ был Жан-Батист Виллермоз. Этот известный масон осуществил лионские реформы французского филиала «Устава строгого (тамплиерского) соблюдения» на Конвенте в Галлии, в 1778 году[12]. В новом уставе были задействованы элементы Устава избранных коэнов-масонов Вселенной и были убраны любые упоминания о тамплиерах[14].
В уставе была синтезирована христианская доктрина, лежащая в основе «Трактата о реинтеграции существ в их первоначальных качествах и силах, духовных и божественных», Мартинеса де Паскуалиса[15].
Появление устава может быть датировано около 1786 года, во Франции[16]. Вдохновленный некогда «Уставом Современных», он всё ещё ритуал, который практикуется во Франции, особенно в Великом востоке Франции и Бразилии. Он также присутствует во многих ложах в Европе и мире. Существуют различные его вариации, например, «французский восстановленный устав»[17].
Древний и принятый шотландский устав (ДПШУ) — это один из наиболее широко распространенных масонских уставов. Он был основан в 1801 году в Чарльстоне (США)[18] братьями Джоном Митчеллом и Фредериком Дальхо на базе Великих конституций 1786 года, приписываемых Фридриху II Прусскому[19]. Первоначально устав предназначался для градусов выше степени Мастера, начиная с 4 градуса. Хотя он был составлен из 33 степеней, обычно он практиковался в рамках двух организаций — взаимодополняющих, но отличных друг от друга: Великой ложи (1-3 градус) и Верховного совета (с 4 по 33 градус). Устав практикуется тысячами символических лож в Европе, а также несколькими тысячами лож высших градусов в мире[20].
Устав Мемфис-Мицраим (фр. Rite ancien et primitif de Memphis et Misraïm, англ. Ancient and Primitive Rite of Memphis-Misraïm) — мистическое и герметическое[21] направление масонства, известное с XVIII века[1][22] и реорганизованное путем слияния Восточного Устава Мемфиса и Египетского Устава Мицраима под влиянием Гарибальди в 1881 году[23]. Наибольшая система масонских степеней за всю историю масонства[24]. УММ активно развивался Папюсом, и наследовавшим ему Констаном Шевийоном. После Второй мировой войны устав возглавил Робер Амбелен, и управлял им до 1985 года. УММ продолжает работу и в наше время во многих странах мира[25].
Кодифицирован в Англии 1823 году[26], по итогам объединения Великих лож Древних и Современных. Этот ритуал практикуют сегодня тысячи лож, в основном в Великобритании и в бывших британских колониях[27].
Это название было дано канадскими ложами одной из разновидностей «Устава эмулейшн».
Этот устав был основан во Флоренции в 1909 году масоном Фросини, управляющим инспектором по Италии «Испанского национального устава». Устав включает в себя семь градусов, и части степеней ДПШУ и ДИУММ[28][29].
Не так давно созданный во Франции, в 1974 году[30], этот устав практикуется 75 ложами, в основном во Франции, в масонском «Ордене традиционного посвящения в Королевское Искусство».
Устав Шрёдера был создан Фридрихом Людвигом Шрёдером и являлся обновлённым уставом в котором были существенно исключены упоминания о рыцарских и тамплиерских степенях. Устав также был очищен от оккультизма и эзотерики[31].
Система Шрёдера (как её ещё называли) была самой демократичной из всех уставов практикуемых в Германии перед Второй мировой войной, которая и принесла ей успех[32].
В настоящее время «Устав Шрёдера» практикуется в «Великой ложе древних и принятых масонов Германии», «Великой ложе Австрии», Венгрии и в некоторых ложах «Великой ложи Швейцарии Альпина», в последний, однако, с незначительными изменениями[32].
Согласно масону и оккультисту Роберу Амбелену, который «пробудил» устав в 1985 году, данный устав существовал и практиковался якобитами-изгнанниками в Сен-Жермен-ан-Ле, в 1688 году. Никакие известные исторические документы, дошедшие до наших дней, не подтверждают в полной мере данный факт. Этот устав практикуется небольшим количеством лож во Франции.
Это официальный устав предложенный Великой ложи Шотландии, в настоящее время практикуемый на всех континентах. Он относится к англосаксонскому семейству уставов эмулейшн. Устав берёт своё начало из шотландской часовни Девы Марии (датированной 1599 годом). Слово «стандарт» означает «традиционной» или «общий», потому что каждая ложа в Шотландии имеет свои особенности. В каком-то смысле, название устава используется как наименьший общий знаменатель.
Масонские уставы.