04-07-2023
Патриа́рх Меле́тий (греч. Πατριάρχης Μελέτιος; в миру Эммануил Метаксакис греч. Εμμανουήλ Μεταξάκης; 21 сентября 1871, Крит — 28 июля 1935, Цюрих, Швейцария) — 261-й Константинопольский Патриарх (1921—1923 как Мелетий IV); ранее Архиепископ Афинский и всея Эллады (1918—1920 как Мелетий III); впоследствии Папа и Патриарх Александрийский (1926—1935 как Мелетий II). В 1910—1916 годы состоял в епископате Кипрской Церкви.
Был единственным в истории Православной Церкви лицом, последовательно возглавлявшим 3 различные поместные автокефальные Церкви.
Содержание |
В 1889 году поступил в семинарию Святого Креста в Иерусалиме. В 1892 году принял монашеский постриг с именем Мелетий и рукоположён во иеродиакона.
В 1900 году, по завершении богословского образования, Патриархом Иерусалимским Дамианом назначен секретарём Священного Синода Иерусалимской Патриархии. В 1908 году тот же Патриарх Дамиан изгнал Мелетия вместе с архимандритом Хризостомом, будущим Архиепископом Афинским, из Святогробского Братства за «деятельность против Святого Гроба»[1].
В 1910 году — митрополит Китийский (Кипр).
По смерти 13 ноября 1912 года Патриарха Константинопольского Иоакима III, выдвигал свою кандидатуру на Константинопольский престол, но его кандидатура была отклонена.
В 1916 году переехал в Грецию, где, при поддержке Венизелоса, находившегося во главе греческого правительства, был избран в 1918 году Архиепископом Афинским. После ухода в 1920 году Венизелоса из власти, 20 ноября был смещён с кафедры и в феварале 1921 года отбыл в США. Пользуясь признанием в качестве законного Архиепископа Афинского (которому в 1908 году поручалось управление греческими общинами в Северной Америке) со стороны клира в США, руководил преобразованием их 15 сентября 1921 года в «Греческую Архиепископию», в 1922 году официально признанную штатом Нью-Йорк.
Был избран на вдовствовавшую более 3-х лет Вселенскую Патриаршую кафедру 27 ноября 1921 года — без согласия турецкого правительства; прибыл в Константинополь на корабле под византийским флагом[2].
Одним из первых его актов 1 марта 1922 года было упразднение томоса Патриарха Иоакима 1908 года, что возвращало приходы в Америке в юрисдикцию патриархии (официально оформлено 11 мая 1922 года). Акт не был признан в Греции, откуда был назначен альтернативный епископ для осуществления контроля над архиепископией, что крайне расстроило течение церковной жизни в греческой общине США — вплоть до 1931 года.
С 10 мая по 8 июня 1923 года, по его инициативе и под его председательством в Константинополе проходил «Всеправославный конгресс» (присутствовали также представители поместных Церквей: Греции, Кипра, Румынии и Сербии), который принял решения об «исправлении» календаря и пасхалии Православной Церкви, второбрачии клириков и ряд других. На конгресс были также приглашены (без полномочий представлять Московский Патриархат) российские архиепископ Александр (Немоловский) и архиепископ Анастасий (Грибановский), высказавшийся против реформ и вскоре покинувший конгресс.
Томосом от 7 июля 1923 года принял в свою юрисдикцию Православную Церковь в Эстонии (ранее Ревельская епархия Российской Церкви) — как автономный округ под именем «Эстонская Православная Митрополия».
8 июля 1923 года возглавил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава (Российская Церковь), который вскоре стал 1-м предстоятелем автономной (в юрисдикции Вселенского престола) Финляндской Православной Церкви; ещё ранее, 6 июля, Церкви Финляндии дан томос о её новом статусе, против чего протестовали как Московская Патриархия (постановление от 14 ноября 1923 года), так и Собор РПЦЗ (4 — 6 июня 1923)[3].
Как предстоятель Константинопольской Церкви, с осуждением относился к начавшемуся весной 1922 года в России движению обновленцев[4] — позиция, которая сохранялась некоторое время и при его преемнике на Вселенской кафедре Григории VII.
10 июля 1923 года был вынужден, под предлогом болезни, ввиду недовольства им со стороны клира и мирян, покинуть Константинополь и удалиться на Афон; 20 сентября того же года, под давлением правительства Греции и Архиепископа Афинского Хризостома I, ушёл в отставку, что также совпало по времени с крахом военной кампании греков в Малой Азии.
20 мая 1926 года был избран на Александрийскую Патриаршую кафедру, на которой пребывал до своей смерти.
В его патриаршество в Александрийской Церкви были составлены документы, продолжающие быть основой её устройства: «Положение о священническом служении» (15.V.1930), «Положение о Синоде» (13.XI.1931), «Органический закон Греко-православной Александрийской Патриархии» (27.VI.1934). Мелетий укрепил за Александрийским Патриархатом юрисдикцию надо всей Африкой, и, объезжая континент, учредил кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии. Для подготовки клира он основал Свято-Афанасиевское духовное училище в 1928 году, преобразованное в 1934 году в высшую духовно-педагогическую семинарию. В период его предстоятельства велось активное строительство новых храмов и благотворительных учреждений.
После тяжелой шестидневной агонии, 28 июля 1935 года он скончался в Цюрихе (Швейцария); был похоронен в Каире с большими почестями.
В руководстве Московского Патриархата всегда господствовала крайне негативная оценка деятельности Вселенского Патриарха Мелетия: критике подвергаются как его поспешные реформы, так и та предположительно новая роль, которая при нём была воспринята Вселенской Патриархией в отношении диаспоры[5].
«Журнал Московской Патриархии» (1947): «<…> Проявилось это стремление в виде новоизмышленной теории об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного „рассеяния“ (Вас. Вел. пр. 85), под которым греки стали понимать не только отдельных лиц, но и все православные приходы и даже епархии, находящиеся вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви. <…> Творцом этой теории является горячий панэллинист Китийский, а затем Афинский Митрополит, <…> Александрийский Патриарх Мелетий (Метаксакис 1871—1935), и теория эта не осталась на бумаге, но энергично и усиленно проводилась в жизнь как творцом теории, так и его преемниками по Константинопольской кафедре.»[6]
«Журнал Московской Патриархии» (1953)[7]: «Близкий друг Венизелоса, он всецело разделял политические устремления панэллинистов и своей бурной, но печальной памяти карьерой дал образец „иерарха-новатора“, безраздельно подчиняющего интересы Единой Церкви духу времени».
Предшественник: Герман V |
Патриарх Константинопольский 27 ноября 1921 — 20 сентября 1923 |
Преемник: Григорий VII |
Мелетий Метаксакис.