17-10-2023
Монгольская национальная революция | |
Триумфальные ворота во дворце Богдо-гэгэна, построенные в честь обретения независимости. |
|
Страна | |
---|---|
Дата | |
Причина |
обнищание населения, ассимиляционистская политика империи Цин во Внешней Монголии |
Основная цель |
обретение независимости |
Итог |
провозглашение независимости, организация национального правительства, основание теократии |
Организаторы |
Богдо-гэгэн VIII, Сайн-Нойон-хан Намнансурэн, Тушэту-хан Дашням, Сэцэн-хан Навааннэрэн. |
Движущие силы |
высшая знать, феодалы, духовенство |
Число участников |
нет точных данных |
Противники |
неизвестно |
Погибло |
неизвестно |
Ранено |
неизвестно |
Арестовано |
неизвестно |
Национальная революция 1911 года во Внешней Монголии (монг. 1911 оны Монгол үндэсний хувьсгал), руководимая высшей халхаской знатью при поддержке Российской империи, свергла двухвековой суверенитет маньчжурской империи над Халхой. В результате революции было основано независимое государство (ханство) во главе с теократическим монархом Богдо-ханом, фактически — протекторат Российской империи.
Содержание |
К началу XX века Халха, находившаяся под властью империи Цин, переживала экономический кризис, спровоцированный китайским восстанием тайпинов (1850—1864). Потеря налогов с охваченного восстанием Южного Китая и значительные расходы имперской казны на его подавление заставили Пекин взимать налоги с монголов не скотом, как это было заведено, а серебром.[1] Основным же источником серебра у монголов были займы у китайских ростовщиков. Займы и высочайшие проценты по ним выплачивались скотом, перепродававшимся купцами в Китай. Как результат, катастрофически (практически вдесятеро[2]) сократилось поголовье скота, составлявшего основу жизнеобеспечения для кочевого населения Халхи; так, например, поголовье одного из крупнейших феодалов Халхи — Богдо-гэгэна, с миллиона голов в 1861 году к 1909 году сократилось до 12 тыс.[3] Общая численность крупного рогатого скота в стране оценивалась всего в ~1.5 млн голов.[4]
В начале XX века империя кардинально сменила собственную политику в отношении Халхи, направленную на культурно-национальную изоляцию региона от ханьского Китая.[5] После ряда внешне- и внутриполитических коллизий, как то: германская оккупация Шаньдуна, поражение Японо-китайской войне 1894—1895 годов, Ихэтуаньского восстания и последовавшего захвата Российской империей Ляодунского полуострова и далее — всей Маньчжурии, имперская администрация стала проводить в действие ряд масштабных экономических, политических и военных реформ модернизационного характера, известных как «новая политика» (Xin zheng).
Во Внешней Монголии модернизация была сопряжена с культурной ассимиляцией Халхи, которую предполагалось использовать как заслон от Российской империи с севера. В период с 1901 по 1910 год был проведён ряд соответствующих реформ: отменены старые запреты китайцам селиться в Халхе и монголам разговаривать по-китайски, а также разрешены межнациональные китайско-монгольские браки.[6]
В начале 1910 года Пекин назначил маньчжура Сандо наместником императора во Внешней Монголии. Прибыв в Ургу, Сандо немедленно начал приводить в действие «новую политику»: было организовано десять служб по надзору за войсками, налогообложением, торговлей, правительством и др. Были составлены планы колонизации Монголии китайскими земледельцами. В январе 1911 года в Ургу прибыл полковник Тан Цзайли, занявшийся реорганизацией монгольской армии, доля монголов в которой должна была составить лишь 50 %; близ Урги были построены казармы для 4 сотен китайской пехоты. Бескомпромиссная политика новой администрации вызывала протесты монгольского населения, однако его призывы не менять старых порядков результатов не давали.[7][8]
Одной из ключевых фигур, воплощающих антикитайские настроения монголов, вскоре после своего прибытия в Ургу в 1875 году оказался молодой Богдо-гэгэн VIII. В 1882 году он предоставил на имя цинского императора Гуансюя доклад, в котором потребовал переезда китайского торгового квартала Урги за город, обосновывая это требованиями удалённости буддийских монастырей от торговцев. Китайские власти пошли на уступки и удалили торговцев от монастыря.[9] Богдо-гэгэн активно протестовал против повышения налогов ургинским амбанем Дэ Лином, отказывался от встречи с ним и в конце концов добился его отставки.[10] Последовательные антикитайский акции молодого Богдо-гэгэна даже вызвали попытку цинских властей физически устранить неугодного иерарха посредством отравления.[11]
В 1890 году в Монголии появился калмык Джа-лама, называвший себя воплощением Амурсаны, вождя антикитайского восстания XVIII века, и призывавший к освобождению Монголии от китайцев, за что неоднократно подвергался арестам. В 1900-х годах в Монголии появились первые антикитайские партизанские отряды. В 1910 году Джа-лама в Юго-западной Монголии собрал под своим знаменем несколько тысяч человек.
В течение месяца после прибытия Сандо в 1910 году в одной из китайских плотницких мастерских Урги случилась драка между несколькими ламами и китайцами. Когда Сандо прибыл в центральный ургинский монастырь, Гандантэгченлин, для ареста виновных, ламы закидали его отряд камнями, чем вынудили его отступить. В ответ на требование о выдаче зачинщика беспорядка, одного из учителей Богдо-гэгэна,[10] последний ответил твёрдым отказом. В конечном итоге Сандо наложил на Богдо-гэгэна денежный штраф, уволив главу Шабинского ведомства Бадамдоржа. За этим последовала безуспешная петиция монгольского населения к цинскому правительству об отставке Сандо.[12]
Один из монгольских дворян, баргут Тогтохо-тайджи, поднял антикитайское восстание в 1907–1910 гг., которое началось в хошуне Южный Горлос в Восточной Монголии. После поражения восстания Тогтохо ушёл в Халху и попытался поднять на восстание местных монголов, но это не удалось. Он ушёл обратно во Внутреннюю Монголию, потом в западную Маньчжурию. Здесь он разбил китайцев, в 1911 г. ушёл в столицу Халхи, потом с разрешения российских властей – в Забайкалье.[13]
Весной 1911 года монгольская знать убедила Богдо-гэгэна созвать съезд, на котором было бы обсуждено провозглашение независимости. Формальным поводом к собранию послужил июльский праздник Надом, во время которого было предложено обсудить перераспределение налогов по хошунам. Съезд собрался 10 июля, и Богдо-гэгэн прямо поставил перед князьями вопрос об их намерениях относительно «новой политики». Восемнадцать из них отказались от подчинения Китаю и позднее, встретившись за городом, приняли решение объявить независимость страны. В Санкт-Петербург была отправлена делегация во главе с Сайн-Нойон-ханом Намнансурэном искать поддержки у российского правительства.[14] Письмо к российским властям подписал сам Богдо-гэгэн, а также три халхаских хана: Сэцэн-хан Навааннэрэн, Сайн-Нойон-хан Намнансурэн и Тушэту-хан Дашням; оно включало просьбу о помощи против Китая, включая военную, в обмен на русские концессии в Монголии. 15 августа делегация прибыла в российскую столицу и на следующий день была принята министром иностранных дел С. Д. Сазоновым Российская империя предпочла не полную независимость Монголии, а вариант автономии в составе империи Цин. С целью защиты возвращающейся делегации российская консульская охрана в Урге была увеличена.[15] Российский консул в Пекине уведомил цинское правительство о факте делегации, недовольной китайской колонизацией, административными реформами и увеличением военного присутствия Китая в Халхе. Было объявлено, что Россия не может не быть обеспокоена положением соседнего региона, и сделано предупреждение о возможных последствиях игнорирования требований монголов.[16] Узнав о делегации, ургинский амбань Сандо немедленно вызвал к себе главу Шабинского ведомства Богдо-гэгэна, Эрдэнэ-шандзодбу, и потребовал объяснений. Шандзодба, настаивая на своей непричастности к заговору, раскрыл Сандо планы монгольской знати. Амбань потребовал от Богдо-гэгэна отозвать запрос российскому правительству о введении русских войск в Халху; тот выразил согласие, однако потребовал отмены «новой политики» в Халхе. В ответ на запрос из Пекина в Ургу телеграфировали, что в некоторых частях её можно временно отложить.[17]
Сандо приказал ургинской знати подписать заявление, что лишь некоторые из них ответственны за отправку делегации. Те сделали такое заявление, однако лишь устно. Сандо запретил монголам какие-либо сношения с российским консульством в Урге, угрожая в противном случае дополнительно ввести пять сотен пехоты в Ургу и увеличить её китайское население. Чтобы уведомлять амбаня о визитах русских к Богдо-гэгэну и предотвращать их, вокруг дворца Богдо-гэгэна были организованы китайские караулы, а к границе были высланы войска с целью перехвата возвращающейся делегации.[18]
В начале октября в Ургу стали прибывать российские войска. Богдо-гэгэн, под давлением Сандо, обещал сообщить российскому правительству, что необходимости в этом нет, однако российский контингент в Урге рос и далее.[19] 10 октября в Китае вспыхнуло антиманьчжурское Учанское восстание, переросшее в масштабные антиимперские волнения по всей стране. Сандо, чувствуя неустойчивость своего положения, просил об отставке, но получил из Пекина отказ. Тем временем тайно вернулась делегация Сайн-Нойон-хана и доложила о результатах высшей знати и духовенству, которые составили обращение к Богдо-гэгэну, выражающее необходимость независимости от маньчжурской династии, более не влияющей благотворно на монгольское веру и государство. Богдо-гэгэн огтветил указом (монг. зарлиг), благодарившим составителей обращения и предписывающим монгольским родам (монг. овогтон) объединиться в единое собственное государство (монг. улс).[20]
Высшая монгольская знать сформировала Временное правительство Халхи. 28 ноября была объявлена мобилизация по 1 тыс. солдат от каждого от четырёх аймаков страны. Практически сразу же ок. 500 чел. собралось в Ургу из соседних хошунов. Двумя днями позже Сандо получил письмо за подписями халхаской знати и духовенства, которое утверждало, что в Китае процветает сепаратизм, и что гоминьдановские революционные войска готовят поход на Ургу из Внутренней Монголии. Далее утверждалось, что, дабы халхасы снискали в будущем благоволние императора, Богдо-гэгэн приказал собрать 4 тыс. всадников для защиты императорской власти в Пекине. Сандо должен был обеспечить их вооружением и довольствием. На ответ Сандо давалось три часа, но ответа не последовало. Тогда в резиденцию Сандо явилась монгольская делегация и объявила о своём решении о независимости от Китая и о коронации Богдо-гэгэна как монгольского императора. Сандо было признал, что результаты его правления оказались плачевны из-за его глупости, и обещал выступать за автономию Монголии в Пекине, однако монголы сообщили ему, что они пришли лишь объявить о решении, а не обсуждать его. Сандо было приказано покинуть пределы страны в течение суток.[21]
На следующий день 150 остававшихся в Урге китайских солдат, не дезертировавших из-за отсутствия жалования, были разоружены монгольским ополчением и русскими казаками. Сам Сандо ради своей безопасности перебрался в российское консульство, и 5 декабря под защитой русского эскорта выехал в Маньчжурию, в Мукден.[22] Многие китайские лавки в Урге были разграблены и сожжены; китайцы бежали из столицы, боясь расправ со стороны монголов. Китайская администрация также начала покидать страну. В январе 1912 года военный губернатор Улясутая со свитой и охраной выехал в сопровождении русских казаков; однако губернатор Ховда решил остаться, надеясь на подкрепления из Синьцзяна. Городская гарнизонная крепость Ховда была взята 6 августа 1912 года в ходе штурма, руководимого Джа-ламой, а сам амбань, охраняемый казаками, выехал из Халхи.[23] В целом, в четырёх аймаках гражданское китайское население не подвергалось преследованиям, в отличие от отдельных районов — Ховда и Шара-сумэ, а в Барге, имело место резня китайцев. Оставшимся в Монголии китайцам было предложено принять буддизм школы гелуг.[24]
1 декабря Временное правительство Халхи издало манифест за подписью Богдо-гэгэна, официально объявляющий отмену цинского правления и провозглашающий теократию во главе с Богдо-гэгэном. Сам Богдо-гэгэн 29 декабря был возведён на монгольский престол под титулом Богдо-хан «Многими возведённый» (монг. Олноо өргөгдсөн; Олноо өргөмжлөгдсөн; этот титул использовался и как именование эры правления). Столица (монг. Их хүрээ — великая ставка) была переименована в Нийслэл хүрээ — «столичную ставку». Была воссоздана печать великого хана, — знак высшей государственной власти, который, согласно официальной цинской историографии, был когда-то передан последним североюаньским ханом Эджеем маньчжурскому вождю Абахаю.
Правительство ханства было организовано в пять министерств.[25] Был объявлен ряд реформ: военная, налоговая и геральдическая (созданы национальные флаг и герб). Все долги монголов китайскому ростовщичеству были отменены.
Монгольская национальная революция произошла под влиянием комплекса как внешних, так и внутренних факторов, как то провоцируемый культурной политикой цинской администрации рост национализма.[26][27] Роль Российской империи была хотя и положительной, но пассивной, и определяющего влияния на ход событий не оказала. В результате революции Внешняя Монголия обрела фактическую независимость от империи Цин и Китайской Республики, продолжавшей претендовать на всю территорию бывшей империи. Богдо-ханская Монголия просуществовала до 1924 года.
Богдо-ханская Монголия | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
История |
национальная революция → монголо-тибетский договор → монголо-китайская война (1912—1915) → Кяхтинское соглашение → китайская оккупация → взятие Урги Унгерном → взятие Кяхты → Народная революция → разгром Азиатской дивизии |
||||||||
Правительство |
Богдо-хан • Дондогдулам • Намнансурэн • Ханддорж • Чагдаржав • Навааннэрэн • Гомбосурэн • Дархан-чинван • Шанцав Дашцэвэг • Бадамдорж • Цэрэндорж • Лувсанцэвээн • Галсандаш Сандо • Пу Жунь Палта • Чэнь И • Сюй Шучжэн Дамдинбазар • Максар-Хурц • Цэрэндорж |
||||||||
Военачальники |
Максаржав • Дамдинсурэн • Дамбийжанцан • Гомбо-Идшин • Тогтохо • Бавужав Унгерн-Штернберг • Резухин • Торновский • Семёнов • Кайгородов • Бакич Сухэ-Батор • Хас-Батор • Бумцэнд • Матиясевич • Байкалов • Щетинкин |
||||||||
Революционеры | |||||||||
Культура |
|
||||||||
Путешественники |
Позднеев • Пржевальский • Козлов • Щербатской • Констен • Эндрюс • Ларсон • Гедин |
||||||||
Портал:Монголия |
Монгольская национальная революция.