22-10-2023
Корабе́льная по́чта (иногда также судова́я по́чта, морска́я по́чта, парохо́дная по́чта, во́дная по́чта) имеет следующие значения:
|
Регулярная корабельная почта появилась в середине XIX века сначала в Австрии для Адриатики, а также в Северной Атлантике на маршрутах Великобритания — США и Бремен — Гамбург — США. Однако известно много штемпелей корабельной почты домарочного периода (до 1840 года).
Разгрузка рождественских отправлений с «Лузитании» на почтовую лодку в одном из портов США (между 1906 и 1915)
Почтовая комната на корабле-музее «Белфаст»
В России первая морская почта была организована в 20-х годах XVIII века в Петербурге. Для осуществления регулярных перевозок почты из Петербурга в важнейшие порты Балтийского моря использовались два русских фрегата, базировавшихся на первой в мире почтовой пристани на Неве.
Много лет на борту советских теплоходов и дизель-электроходов (например, «Украина», «Россия», «Адмирал Нахимов», «Иван Франко», «Грузия», «Абхазия»), ледоколов (например, атомоход «Ленин») использовались календарные почтовые штемпели с их названиями.
Отправления корабельной почты являются особой отраслью филателистического коллекционирования. В XIX веке в некоторых странах (Мексике, Франции, России) выпускались специальные марки морской (пароходной) почты, которые стали филателистической редкостью.
В соответствии с международными почтовыми правилами корабельная почта может оплачиваться марками страны, под флагом которой плавает судно, либо марками страны, в порту которой оно находится. Поэтому на письмах можно встретить и смешанную франкатуру, и гашение марок одних стран штемпелями других. На многих судах дальнего плавания есть почтовые агенты или почтовые отделения, которые принимают и обрабатывают корреспонденцию.
Корабельную (судовую) почту следует отличать от флотской почты (специальной почты военно-морских сил разных стран)[1].
Портал «Филателия» | |
Проект «Филателия и почта» |
Морская почта.