20-10-2023
Опыт взаимодействия (англ. User Experience, UX) — это ощущения, возникающие у человека при непосредственном взаимодействии с объектами окружающего мира. В более узком смысле, опыт взаимодействия характеризует личное восприятие человеком функциональных и эмоциональных характеристик продукта или услуги в процессе использования.
Содержание |
Международный cтандарт ISO 9241-210[1] определяет опыт взаимодействия как «ощущение и реакцию человека, вследствие использования или предполагаемого использования продукта, системы или услуги» (англ. a person’s perceptions and responses that result from the use or anticipated use of a product, system or service).
Данный термин широко применяется в инфомационных технологиях (ИТ) для описания субъективного отношения, возникающего у пользователя в процессе использования, как информационной системы в целом так отдельной ее части (веб-сайта, приложения и пр.). Опыт взаимодействия в ИТ связан с таким понятием, как юзабилити, применяемым при разработке и анализе пользовательских интерфейсов и приложений. Разработчики уделяют значительное внимание изучению и проектированию опыта взаимодействия на всех этапах создания продукта, начиная с самого раннего — этапа планирования.
Еще более важную роль опыт взаимодействия играет в интернете. Во многом это обусловлено спецификой глобальной сети и тем, каким образом пользователи с ней взаимодействуют. С точки зрения пользователя, минимальной структурной единицей сети интернет является веб-страница, которая часто является инструментом самообслуживания. В данном контексте, это означает, что пользователь лишен какой-либо посторонней помощи (инструкций, учебных семинаров, возможности обратиться в службу поддержки и пр.).
Пять уровней — это концептуальная модель, предложенная Дж. Гарреттом для проектирования опыта взаимодействия веб-приложений. Модель предлагает основу для обсуждения проблем, связанных с опытом взаимодействия, а также возможных путей и средств их решения. Разработка приложения начинается с нижнего уровня (стратегии), на котором достаточно абстрактно описывается будущий веб-сайт с точки зрения ожиданий, как пользователей так и разработчиков. В ходе работы над проектом — т.е. продвижения вверх по уровням — решения, связанные с опытом взаимодействия становятся конкретнее и обретают более высокую степень детализации. Каждый последующий уровень тесно связан с предыдущим (нижним) и предполагает строгую согласованность решений. Очевидно, что при таком подходе диапазон возможных решений значительно сокращается с переходом на каждый последующий уровень. Впрочем, это не означает, что все решения на конкретном уровне должны быть приняты до перехода на следующий уровень. Между уровнями существует как прямая, так и обратная зависимость — т.е. проблемы, с которыми разработчики сталкиваются на верхних уровнях, порой требуют переоценки и изменения решений, принятых на более низких уровнях. Следует отметить, что процесс разработки и планирования опыта взаимодействия начинается с нижнего уровня (стратегии) и постепенно проходит через все уровни до самого верхнего (поверхности).
Веб и веб-сайты | |
---|---|
Глобально | |
Локально | |
Виды сайтов и сервисов |
Виртуальный атлас • Баннерная сеть • Блог (платформа) • Видеохостинг • Вики (список движков • список сайтов) • Сайт-визитка • Вопрос-ответ • Закладки • Службы знакомств • Каталог ресурсов • Интернет-магазин • Микроблог • Тамблелог • Новостной сайт • Поисковая система (список) • Порносайт • Социальная сеть • BitTorrent-трекер • Файлообменник • Форум (Сервис • Имиджборд) • Фотохостинг • Чат |
Создание и обслуживание |
Разработка • Мастер • Дизайн • Вёрстка • Программирование • Юзабилити • Модератор • Системный администратор • Поисковая оптимизация (SEO) • Продвижение сайта • Опыт взаимодействия • Регистрация пользователя |
Типы макетов, страниц, сайтов |
|
Техническое | |
Маркетинг | |
Социум и культура |
Опыт взаимодействия.