Lt304888.ru

Туристические услуги

Опыт взаимодействия

20-10-2023

Опыт взаимодействия (англ. User Experience, UX) — это ощущения, возникающие у человека при непосредственном взаимодействии с объектами окружающего мира. В более узком смысле, опыт взаимодействия характеризует личное восприятие человеком функциональных и эмоциональных характеристик продукта или услуги в процессе использования.

Содержание

Определение

Международный cтандарт ISO 9241-210[1] определяет опыт взаимодействия как «ощущение и реакцию человека, вследствие использования или предполагаемого использования продукта, системы или услуги» (англ. a person’s perceptions and responses that result from the use or anticipated use of a product, system or service).

Опыт взаимодействия в IT

Данный термин широко применяется в инфомационных технологиях (ИТ) для описания субъективного отношения, возникающего у пользователя в процессе использования, как информационной системы в целом так отдельной ее части (веб-сайта, приложения и пр.). Опыт взаимодействия в ИТ связан с таким понятием, как юзабилити, применяемым при разработке и анализе пользовательских интерфейсов и приложений. Разработчики уделяют значительное внимание изучению и проектированию опыта взаимодействия на всех этапах создания продукта, начиная с самого раннего — этапа планирования.

Еще более важную роль опыт взаимодействия играет в интернете. Во многом это обусловлено спецификой глобальной сети и тем, каким образом пользователи с ней взаимодействуют. С точки зрения пользователя, минимальной структурной единицей сети интернет является веб-страница, которая часто является инструментом самообслуживания. В данном контексте, это означает, что пользователь лишен какой-либо посторонней помощи (инструкций, учебных семинаров, возможности обратиться в службу поддержки и пр.).

Пять уровней

Пять уровней — это концептуальная модель, предложенная Дж. Гарреттом для проектирования опыта взаимодействия веб-приложений. Модель предлагает основу для обсуждения проблем, связанных с опытом взаимодействия, а также возможных путей и средств их решения. Разработка приложения начинается с нижнего уровня (стратегии), на котором достаточно абстрактно описывается будущий веб-сайт с точки зрения ожиданий, как пользователей так и разработчиков. В ходе работы над проектом — т.е. продвижения вверх по уровням — решения, связанные с опытом взаимодействия становятся конкретнее и обретают более высокую степень детализации. Каждый последующий уровень тесно связан с предыдущим (нижним) и предполагает строгую согласованность решений. Очевидно, что при таком подходе диапазон возможных решений значительно сокращается с переходом на каждый последующий уровень. Впрочем, это не означает, что все решения на конкретном уровне должны быть приняты до перехода на следующий уровень. Между уровнями существует как прямая, так и обратная зависимость — т.е. проблемы, с которыми разработчики сталкиваются на верхних уровнях, порой требуют переоценки и изменения решений, принятых на более низких уровнях. Следует отметить, что процесс разработки и планирования опыта взаимодействия начинается с нижнего уровня (стратегии) и постепенно проходит через все уровни до самого верхнего (поверхности).

Краткое описание уровней

  1. Уровень поверхности представляет собой внешний вид веб-сайта с точки зрения конечного пользователя, то есть набор текста, картинок, ссылок, форм, вкладок, кнопок и прочего.
  2. Под поверхностью находится уровень компоновки, представляющей конкретную реализацию абстрактной структуры сайта. На этом уровне решаются вопросы наиболее эффективного расположения различных элементов веб-сайта.
  3. На уровне структуры описывается взаимное расположение страниц веб-сайта, то есть отвечает на вопросы “откуда”, “куда” и “как” сможет перемещаться пользователь. Эффективная структура облегчает навигацию и делает ее интуитивно понятной для пользователей.
  4. Уровень набора возможностей представляет из себя простое перечисление набора функциональных возможностей, которые будут доступны для пользователей. Способ реализации и взаимной организации этих возможностей будет описан детальнее, уже на уровне структуры.
  5. Уровень стратегии — это самый низкий и наиболее абстрактный уровень представленной модели. На этом уровне необходимо получить ответы на вопросы, касающиеся желаний и ожиданий относительно будущего сайта, как со стороны потенциальных пользователей, так и разработчиков. Ответы на эти вопросы будут сформированы и представлены в виде конкретного списка на уровне набора возможностей.

Примечания

  1. ISO FDIS 9241-210:2009. Ergonomics of human system interaction — Part 210: Human-centered design for interactive systems (formerly known as 13407). International Organization for Standardization (ISO). Switzerland.

Литература

  • Гарретт Д. Веб-дизайн: книга Джесса Гарретта. Элементы опыта взаимодействия = The Elements of User Experience: User-Centered Design for the Web. — Символ-Плюс, 2008. — С. 192. — ISBN 5-93286-108-8


Опыт взаимодействия.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01