25-07-2023
Дрогон Чогьял Пагба (тиб. འགྲོ་མགོན་ཆོས་རྒྱལ་འཕགས་པ་, Вайли: Gro mgon Chos rgyal 'Phags pa, Шаблон:Lang-zh-ип, Шаблон:Lang-zh-туп, Шаблон:Lang-zh-ип, Шаблон:Lang-zh-туп; монг. Пагва лам Лодойжанцан) (1235—1280), известный как Пагба-лама — пятый глава тибетской буддийской школы Сакья. Он стал первым теократическим монархом Тибета и на столетия вперёд задал политико-религиозную роль Тибета в регионе. Он был духовным наставником Хубилай-хана и государственным наставником (го-ши) империи Юань в Китае и Монголии.
Содержание |
• Бурханы шашин Монголд • Буддизм в Монголии |
|
---|---|
Персоналии | |
Карма-бакши • Пагба-лама Сакья-пандита • Ёндонжамц Дзанабадзар • Данзанравжа Богдо-гэгэн VIII • Дамдинбазар Жамсранжав • Цэрэндондов Богдо-гэгэн IX • Бакула Ринпоче Сонинбаяр • Пурэвбат |
|
Учения | |
Красная вера • Жёлтая вера Сачжа • Дзогчен • Чод | |
Духовенство | |
Богдо-гэгэн • Донкор-Манджушри Джалхандза • Бамбар-Эрдэни Догшин-Ноён • Дилова • Джанджа
Хубилган • Хутухта • Цорджи |
|
Гандантэгченлин • Эрдэни-Дзу Амарбаясгалант • Манзушир Храм Чойджин-ламы • Шанх | |
Цаган сар • Дончод • Зул • Цам Чотрул Дючен • Майдари-хурал | |
Культ |
|
Ма́ни • Итгэл • Микчжи́м
Бурхан • Хадак • Обо́ • Очир • Субурган • Тарни • Хий-морин • Аршан • Шарил • Эрих |
|
В 1244 году дядя Пагба-ламы, Сакья-пандита отправился из Тибета ко двору монгольского полководца Годана, чингизида, контролировавшего Северо-Западный Китай, чтобы добиться невмешательства монгольских завоевателей в дела Тибета. Сакья-пандиту сопровождали два его племянника: десятилетний Пагба и шестилетний Чхагна (Чхагна впоследствии опубликовал собрание сочинений Сакья-пандиты).
По пути они остановились в Лхасе. Здесь, в монастыре Джокханг, перед статуей Джово, привезённой принцессой Вэньчен, китайской супругой царя Сронцзан Гампо, Пагба принял начальные монашеские обеты.[1] Сакья-пандита по пути давал посвящения, и прибыл ко двору Годана в Ланьчжоу в современной провинции Ганьсу в 1245 году. По неясным сообщениям ранних источников можно заключить, что Сакья-пандита с помощью Пагбы занялся адаптацией уйгурского письма для перевода буддийских сутр на монгольский язык.[2] В вознаграждение он получил временный ярлык на правление «тринадцатью туменами центрального Тибета».
После смерти Сакья-пандиты в 1251 году Пагба остался при дворе Годана и изучил монгольский язык. Через пять лет Годан направил Пагба-ламу, которому было 23 года, ко двору Хубилай-хана. Пагба-лама стал наставником Хубилая, и обратил его в буддизм. Вскоре после этого Хубилай с боем завоевал трон, оставленный его братом Мункэ, и провозгласил себя всемонгольским ханом, а в дальнейшем императором империи Юань, охватывавшей Монголию и Китай (включая впервые присоединённые к Китаю территории в Юньнани и др). В 1260 году Хубилай провозгласил Пагба-ламу «наставником государства» (Шаблон:Lang-zh3)[3]. В тибетско-китайских и тибетско-монгольских отношениях открылся принцип взаимоотношений «наставник и милостынедатель».[1][4] При поддержке Хубилая Пагба-лама возглавил весь Тибет в составе Уя, Цзана и Кхама. При этом отношение Пекина к Тибету отличалось от прямого подчинения: так как глава Тибета — наставник императора, а учитель выше ученика, Тибет оказывался на положении резиденции Учителя, и юаньские императоры выделяли значительные средства на ремонт монастырей. Также была установлена цепочка ямских станций на территории страны, проведено несколько переписей и т. д.[5]
Хубилай поставил перед Пагба-ламой задачу создать новую систему письменности для унификации письма в многоязычном мире Монгольской империи. Пагба-лама модифицировал тибетский шрифт и создал так называемое монгольское квадратное письмо, или письмо Пагба-ламы. Работа над ним завершилась в 1268 году. Хубилай провозгласил это письмо официальным письмом империи, в том числе во время вступления на императорский престол в 1271 году — взамен китайских иероглифов.[1] Алфавит пробыл в активном использовании 110 лет, и некоторые исследователи считают, что на его основе был создан корейский алфавит хангыль[6]. Однако после падения династии Юань в 1368 году он вышел из употребления в Китае, а в дальнейшем и в Монголии (хотя отдельные случаи использования его как декоративного шрифта и дублирующего алфавита для заголовков и печатей продолжались в Монголии и Тибете в XX веке).[1][4]
Дневник Пагба-ламы в 1271 году отмечает иностранного друга Хубилай-хана. Им мог бы быть один из венецианских купцов Поло или сам Марко Поло, хотя Пагба-лама не называет его имени.[7]
Связь императорского двора и Пагба-ламы создала мощный союз. Данса (gDan-sa), центральный монастырь Сакья, превратился в столицу Тибета. Правление школы Сакья продолжалось до середины XIV века.[8][9]
В историческом минисериале «Марко Поло» в эпизодах 1.4 (1982), 1.5, 1.7, 1.8 (1983) появляется Пагба-лама, роль которого исполняет Джеймс Хонг.[10]
Школы тибетского буддизма |
Гелуг | Джонанг | Кагью | Ньингма | Сакья |
Империя Юань | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Предыстория | |||||||||
Императоры |
Хубилай • Тэмур • Хайсан • Аюрбарибада • Шидэбала • Есун-Тэмур • Раджапика • Хошила • Туг-Тэмур • Иринджибал • Тогон-Тэмур |
||||||||
Внутренняя политика | |||||||||
Экспансия |
Мьянма • Корея (Коджон • Тогто-Буха) • Тибет (Карма-бакши • Пагба-лама) • Дали • Вьетнам (Чан Нян Тонг • Чан Хынг Дао) • Ява • Япония |
||||||||
Наука |
Диетологическая энциклопедия «Иньшань-чжэнъяо» Ху Сыхуэя • Медицинская энциклопедия «Шии-дэсяофан» Вэй Илиня • Словарь рифм «Чжунъюань-иньюнь» Чжоу Дэцина • Хозяйственная энциклопедия «Нун-шу» Ван Чжэня |
||||||||
Историография |
«Цзинь-ши», «Ляо-ши» и «Сун-ши» Оуян Сюаня и Тогто (подготовка: Юань Цзюэ) • Энциклопедия государственности «Вэньсянь-тункао» Ма Дуаньлиня |
||||||||
Философия | |||||||||
Религия | |||||||||
Искусство |
|
||||||||
Путешественники |
Баттута • Монтекорвино • Поло • Саума и Ябалаха |
||||||||
Падение | |||||||||
Хроники о Юань | |||||||||
Портал:Китай |
Пагба-лама.