29-09-2023
Дзанабадзар Гомбодоржийн Занабазар |
||
Танка Дзанабадзара, выполненная на основе его графического автопортрета, сделанного им по просьбе матери | ||
|
||
---|---|---|
1691 — 1723 | ||
Избрание: | 1640 Лхаса (тулку) 1650 Лхаса (Джебдзун-Дамба) 1691 Долоннор (Богдо-гэгэн) |
|
Церковь: | школа гелуг | |
Предшественник: | Таранатха | |
Преемник: | Лувсандамбийдонмэ | |
Рождение: | 1635 25-е 9 лун. мес. Монголия, Халха, Есензуйлэ |
|
Смерть: | 1723 14-е 1 лун. мес. Империя Цин, Пекин |
|
Отец: | Тушэту-хан Гомбодорж | |
Мать: | Хандожамцо | |
Принятие монашества: | 1640 | |
Дзанабадзар на Викискладе
|
Богдо-гэгэны |
---|
1. Дзанабадзар (1635—1723) |
2. Дамбийдонмэ (1724—1757) |
3. Ишдамбийням (1758—1773) |
4. Жигмэджамц (1775—1813) |
5. Дамбийжанцан (1815—1841) |
6. Чойжижанцан (1842—1848) |
7. Пэрэнлайжамц (1849—1869) |
8. Данзанванчуг (1869—1924) |
9. Чойжижанцан (1932—2012) |
Дзанаба́дзар (монг. Гомбодожийн Занабазар, тиб. ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ — ye shes rdo rje; 1635—1723) — первый монгольский Богдо-гэгэн, правитель Халхи под сюзеренной властью империи Цин; выдающийся скульптор, основатель монгольской портретной живописи, изобретатель письма соёмбо.
Содержание |
Дзанабадзар родился в 1635 году 25-го числа девятого лунного месяца, в местности Есензуйлэ (ныне аймак Уверхангай), в семье халхаского Тушэту-хана Гомбодоржа, принадлежащего к роду Борджигинов. Гэгэн-Сэцэн-хан Шолой, приехавший навестить родителей, высказал мнение, что из него смог бы выйти хороший лама, а также «подарил» ему часть своего собственного титула — «Гэгээн» (монг. светлый, возвышенный).[1] Было решено отправить к Далай-ламе и Панчен-ламе посланника, чтобы прояснить эту возможность.
Когда посольство прибыло в Лхасу, Далай-лама V и Панчен-лама объявили мальчика перерождением их недавнего политического противника Таранатхи Джебдзун-Дамба-хутухты, после насильственной смерти которого в 1634 году возникли ненужные пересуды. Государственный оракул Тибета, Чойджонг-лама, подтвердил правильность опознания, а сам Далай-лама V обратился по этому поводу к народу со следующей речью:
Джэбдзун-Таранатха был великий святой, помогавший религии и живым существам. Ныне он закончил дело по привлечению народа нашей страны к высшей стезе религии, и наступило время для осуществления им руководства жёлтой религией в северной стране. Его последователи в «нижних» равнинных царствах, имеющие связи с нами, предопределённые древними предсказаниями, ожидают ламу, не сводя своих блестяжих глаз с нашей страны. Мы, сжалившись над этими бедными, слабыми существами, отправляем его святейшество Джэбдзун-Таранатху к его последователям на севере. Кажущиеся раздоры между нашими хутухтами существуют только в водянистых глазах обывателей, в действительности же их нет.[2] |
Таким образом, в 1640 году в возрасте 5 лет он был заочно признан в качестве перерождения Таранатхи, получив во время посвящения в монахи имя Джнянаваджра (санскр. ज्ञानवज्र, Jñānavajra IAST — «Алмаз знания»; в монгольской транскрипции — Дзанабадзар (Занабазар)). Примечательно, что широкое употребление получил именно санскритский вариант имени: имя его предшественника, «Таранатха» (санскр. Защищаемый Тарой), — также санскритское.
Далай-лама отправил к Дзанабадзару учителя-тибетца Джамбалын-номун-хана, а Панчен-лама IV — Бэнса-хутухту Лубсанданзана. В 13-летнем возрасте, в 1647 году, Дзанабадзар принял участие в освящении кочевого монастыря Брайбунгаджигандан-шаддублин (также Баруун-хурэ, Шанх-хийд) близ основанного его прадедом Абатаем Эрдэни-Дзу, в котором и проучился около года.[3]
В возрасте 15-ти лет, в конце 1649 года, Дзанабадзар отправился в Лхасу. Пробыв в тибетской столице около полугода, Дзанабадзар принял посвящение Ваджрапани у Далай-ламы V, который официально провозгласил его хубилганом Джебзун-Дамбы и даровал ему шелковый балдахин с личной печатью. Затем, в монастыре Ташилунпо в Шигадзе Дзанабадзар был представлен Панчен-ламе IV, который и стал его основным учителем. Также Дзанабадзар посетил монастырь Ганден Пунцоглинг, основанный Таранатхой и в 1642 году захваченный школой гелуг.[4] По окончании визита в Тибет Дзанабадзар в сопровождении многочисленных тибетских и тангутских лам вернулся на родину.
В начале 1653 года Дзанабадзар пересёк Гоби и где-то во Внутренней Монголии встретился с Далай-ламой V, возвращавшимся из цинского Китая после встречи с императором Шуньчжи, а также, предположительно, сопроводил его до Эрдэни-Дзу.[5]
Осенью 1655 года Дзанабадзар вновь отбыл в Тибет к своему коренному учителю, Панчен-ламе. Встретившись с ним, а также с Далай-ламой, осенью 1656 года Дзанабадзар вернулся в Халху.
Смута в Халхе началась из-за конфликта халхаских Тушэту-хана Чимид-Дорджи и Дзасагту-хана Цэнгуна по поводу перебежчиков. В 1684 году цинский император Канси вмешался во внутренний конфликт халхаских князей, отправив письмо на имя Далай-ламы V с просьбой отправить в Халху своего представителя с тем, чтобы примирить враждующие стороны. После двух неудачных попыток примирительного съезда, этот съезд всё же собрался осенью 1686 года; от Далай-ламы прибыл настоятель центрального гелугпинского монастыря Ганден, формальный глава школы Цултрим Даргье. Помимо него, а также высокопоставленного цинского чиновника Арни, присутствовал и Дзанабадзар, специально приглашённый по настоянию Канси и также настаивавший на том, чтобы его старший брат Чимид-Дорджи вернул перебежчиков Дзасагту-хану.[6] Несмотря на возникший протокольный спор о старшинстве Дзанабадзара и Галдан-ширету, спровоцированный присутствовавшим на съезде ойратским ханом Галдан-Бошогту, было принято соглашение о примирении Тушэту-хана и Дзасагту-хана.
Однако практически сразу же Тушэту-ханом, при поддержке Джэбцзун-Дамбы Дзанабадзара, вновь была развязана война, в которой, помимо Дзасагту-хана, погиб и брат ойратского Галдан-Бошогту-хана Дорджежаб. Вину Тушэту-хана в возобновлении войны признавал и Канси. Это вызвало вторжение ойратов в Халху, и тут Тушэту-хан стал терпеть поражения. Галдан-Бошогту разрушил личный монастырь Дзанабадзара, и он бежал сначала в Эрдэни-Дзу, а затем, преследуемый ойратами, перебрался в Унгши.[7] Это вынудило Тушэту-хана вместе с Дзанабадзаром в 1687 году обратиться за военной помощью к цинскому двору. Государственный совет при пекинском дворе решил, что это — удобный случай для признания цинского господства над Халхой.
1 октября 1688 года, после очередного крупного поражения, Тушэту-хан и Дзанабадзар официально обратились к цинским властям с просьбой о принятии их в маньчжурское подданство. В мае 1691 года на Долонноре собрался съезд халхаских ханов, который должен был одобрить включение Халхи в состав империи Цин. Халха была административно включена в Цинскую империю на тех же условиях, что и чахары, ранее покорённые Абахаем (то есть фактически на условиях военного поражения). Джебдзун-Дамба-хутухта был официально признан главой буддистов Монголии.[8]
Дзанабадзар скончался на 89 году жизни во время своего визита в цинскую столицу, в Жёлтом храме близ Пекина 14-го числа первого весеннего месяца 1723 года. Его тело было перевезено сначала в Их-Хурэ, а затем помещено в «Монастырь безмятежной радости», специально построенный в качестве его усыпальницы по приказу очередного цинского императора Юнчжэна и по предварительно сделанному самим Богдо-гэгэном проекту в 1726 году.
Богдо-гэгэн II, внучатый племянник Дзанабадзара, также был найден также в семье Тушэту-хана.
В 1686 году Дзанабадзар разработал новое письмо, названное «Соёмбо», основываясь на индийском парадном шрифте «ланча», тибетском письме и на «квадратном письме» Пагба-ламы. Новое письмо, призванное в полной мере отражать фонетические особенности трёх языков — санскрита, тибетского и монгольского, до сих пор используется, в том числе и в декоративных целях, монгольскими буддистами. Сам же символ, давший название этой системе письменности, с конца XVII века стал символом монгольской государственности, и по сей день присутствует на государственном флаге Монголии.
Дзанабадзар известен литыми скульптурными изображениями будд, бодхисаттв и деятелей буддизма. Скорее всего, впервые Дзанабадзар познакомился с техникой литья скульптур во время своего пребывания в Лхасе в 1650 году, наблюдая за работой непальских скульпторов на строительстве дворца Поталы.[10] Исследователями неоднократно отмечалось сходство работ Дзанабадзара именно с непальской, а не тибетской скульптурной традицией. Наиболее широко известны его Белая и Зелёная Тары, будда Ваджрадара. Женственность и чувственность в изображении Зелёной Тары, которая считается одной из лучших работ скульптора, роднит Дзанабадзара со скульпторами европейского Возрождения; так, проф. Б. Ринчен называл Дзанабадзара «монгольским Микеланджело». Шедевры Ундур-гегена дважды подвергались опасности уничтожения и частично были повреждены. Первый раз это было во время джунгарского нашествия в Халху в конце XVII века, второй — в 30-е годы XX века во время чойбалсановских репрессий против духовенства.
Впоследствии специфический стиль Дзанабадзара получил развитие в рамках т. н. «школы Дзанабадзара».
• Бурханы шашин Монголд • Буддизм в Монголии |
|
---|---|
Персоналии | |
Карма-бакши • Пагба-лама Сакья-пандита • Ёндонжамц Дзанабадзар • Данзанравжа Богдо-гэгэн VIII • Дамдинбазар Жамсранжав • Цэрэндондов Богдо-гэгэн IX • Бакула Ринпоче Сонинбаяр • Пурэвбат |
|
Учения | |
Красная вера • Жёлтая вера Сачжа • Дзогчен • Чод | |
Духовенство | |
Богдо-гэгэн • Донкор-Манджушри Джалхандза • Бамбар-Эрдэни Догшин-Ноён • Дилова • Джанджа
Хубилган • Хутухта • Цорджи |
|
Гандантэгченлин • Эрдэни-Дзу Амарбаясгалант • Манзушир Храм Чойджин-ламы • Шанх | |
Цаган сар • Дончод • Зул • Цам Чотрул Дючен • Майдари-хурал | |
Культ |
|
Ма́ни • Итгэл • Микчжи́м
Бурхан • Хадак • Обо́ • Очир • Субурган • Тарни • Хий-морин • Аршан • Шарил • Эрих |
|
Ундур Геген Дзанабадзар
Дзанабадзар.