Lt304888.ru

Туристические услуги

Дзанабадзар

29-09-2023

Это имя — монгольское; «Гомбодоржийн» — отчество, а не фамилия; личное имя этого человека — «Дзанабадзар».
Дзанабадзар
Гомбодоржийн Занабазар
Танка Дзанабадзара, выполненная на основе его графического автопортрета, сделанного им по просьбе матери
Богдо-гэгэн I
Халха-Джебдзун-Дамба-хутухта
1691 — 1723
Избрание: 1640 Лхаса (тулку)
1650 Лхаса (Джебдзун-Дамба)
1691 Долоннор (Богдо-гэгэн)
Церковь: школа гелуг
Предшественник: Таранатха
Преемник: Лувсандамбийдонмэ
 
Рождение: 1635 25-е 9 лун. мес.
Монголия, Халха, Есензуйлэ
Смерть: 1723 14-е 1 лун. мес.
Империя Цин, Пекин
Отец: Тушэту-хан Гомбодорж
Мать: Хандожамцо
Принятие монашества: 1640
Дзанабадзар на Викискладе

Богдо-гэгэны
1. Дзанабадзар (1635—1723)
2. Дамбийдонмэ (1724—1757)
3. Ишдамбийням (1758—1773)
4. Жигмэджамц (1775—1813)
5. Дамбийжанцан (1815—1841)
6. Чойжижанцан (1842—1848)
7. Пэрэнлайжамц (1849—1869)
8. Данзанванчуг (1869—1924)
9. Чойжижанцан (1932—2012)

Дзанаба́дзар (монг. Гомбодожийн Занабазар, тиб. ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ — ye shes rdo rje; 16351723) — первый монгольский Богдо-гэгэн, правитель Халхи под сюзеренной властью империи Цин; выдающийся скульптор, основатель монгольской портретной живописи, изобретатель письма соёмбо.

Содержание

Биография

Дзанабадзар родился в 1635 году 25-го числа девятого лунного месяца, в местности Есензуйлэ (ныне аймак Уверхангай), в семье халхаского Тушэту-хана Гомбодоржа, принадлежащего к роду Борджигинов. Гэгэн-Сэцэн-хан Шолой, приехавший навестить родителей, высказал мнение, что из него смог бы выйти хороший лама, а также «подарил» ему часть своего собственного титула — «Гэгээн» (монг. светлый, возвышенный).[1] Было решено отправить к Далай-ламе и Панчен-ламе посланника, чтобы прояснить эту возможность.

Признание перевоплощением

Когда посольство прибыло в Лхасу, Далай-лама V и Панчен-лама объявили мальчика перерождением их недавнего политического противника Таранатхи Джебдзун-Дамба-хутухты, после насильственной смерти которого в 1634 году возникли ненужные пересуды. Государственный оракул Тибета, Чойджонг-лама, подтвердил правильность опознания, а сам Далай-лама V обратился по этому поводу к народу со следующей речью:

Джэбдзун-Таранатха был великий святой, помогавший религии и живым существам. Ныне он закончил дело по привлечению народа нашей страны к высшей стезе религии, и наступило время для осуществления им руководства жёлтой религией в северной стране. Его последователи в «нижних» равнинных царствах, имеющие связи с нами, предопределённые древними предсказаниями, ожидают ламу, не сводя своих блестяжих глаз с нашей страны. Мы, сжалившись над этими бедными, слабыми существами, отправляем его святейшество Джэбдзун-Таранатху к его последователям на севере. Кажущиеся раздоры между нашими хутухтами существуют только в водянистых глазах обывателей, в действительности же их нет.[2]

Таким образом, в 1640 году в возрасте 5 лет он был заочно признан в качестве перерождения Таранатхи, получив во время посвящения в монахи имя Джнянаваджра (санскр. ज्ञानवज्र, Jñānavajra IAST — «Алмаз знания»; в монгольской транскрипции — Дзанабадзар (Занабазар)). Примечательно, что широкое употребление получил именно санскритский вариант имени: имя его предшественника, «Таранатха» (санскр. Защищаемый Тарой), — также санскритское.

Контакты с Панчен-ламой и Далай-ламой

Монастырь Панчен-ламы Ташилунпо (1938)

Далай-лама отправил к Дзанабадзару учителя-тибетца Джамбалын-номун-хана, а Панчен-лама IV — Бэнса-хутухту Лубсанданзана. В 13-летнем возрасте, в 1647 году, Дзанабадзар принял участие в освящении кочевого монастыря Брайбунгаджигандан-шаддублин (также Баруун-хурэ, Шанх-хийд) близ основанного его прадедом Абатаем Эрдэни-Дзу, в котором и проучился около года.[3]

В возрасте 15-ти лет, в конце 1649 года, Дзанабадзар отправился в Лхасу. Пробыв в тибетской столице около полугода, Дзанабадзар принял посвящение Ваджрапани у Далай-ламы V, который официально провозгласил его хубилганом Джебзун-Дамбы и даровал ему шелковый балдахин с личной печатью. Затем, в монастыре Ташилунпо в Шигадзе Дзанабадзар был представлен Панчен-ламе IV, который и стал его основным учителем. Также Дзанабадзар посетил монастырь Ганден Пунцоглинг, основанный Таранатхой и в 1642 году захваченный школой гелуг.[4] По окончании визита в Тибет Дзанабадзар в сопровождении многочисленных тибетских и тангутских лам вернулся на родину.

В начале 1653 года Дзанабадзар пересёк Гоби и где-то во Внутренней Монголии встретился с Далай-ламой V, возвращавшимся из цинского Китая после встречи с императором Шуньчжи, а также, предположительно, сопроводил его до Эрдэни-Дзу.[5]

Осенью 1655 года Дзанабадзар вновь отбыл в Тибет к своему коренному учителю, Панчен-ламе. Встретившись с ним, а также с Далай-ламой, осенью 1656 года Дзанабадзар вернулся в Халху.

Участие в подчинении Халхи империи Цин

Смута в Халхе началась из-за конфликта халхаских Тушэту-хана Чимид-Дорджи и Дзасагту-хана Цэнгуна по поводу перебежчиков. В 1684 году цинский император Канси вмешался во внутренний конфликт халхаских князей, отправив письмо на имя Далай-ламы V с просьбой отправить в Халху своего представителя с тем, чтобы примирить враждующие стороны. После двух неудачных попыток примирительного съезда, этот съезд всё же собрался осенью 1686 года; от Далай-ламы прибыл настоятель центрального гелугпинского монастыря Ганден, формальный глава школы Цултрим Даргье. Помимо него, а также высокопоставленного цинского чиновника Арни, присутствовал и Дзанабадзар, специально приглашённый по настоянию Канси и также настаивавший на том, чтобы его старший брат Чимид-Дорджи вернул перебежчиков Дзасагту-хану.[6] Несмотря на возникший протокольный спор о старшинстве Дзанабадзара и Галдан-ширету, спровоцированный присутствовавшим на съезде ойратским ханом Галдан-Бошогту, было принято соглашение о примирении Тушэту-хана и Дзасагту-хана.

Однако практически сразу же Тушэту-ханом, при поддержке Джэбцзун-Дамбы Дзанабадзара, вновь была развязана война, в которой, помимо Дзасагту-хана, погиб и брат ойратского Галдан-Бошогту-хана Дорджежаб. Вину Тушэту-хана в возобновлении войны признавал и Канси. Это вызвало вторжение ойратов в Халху, и тут Тушэту-хан стал терпеть поражения. Галдан-Бошогту разрушил личный монастырь Дзанабадзара, и он бежал сначала в Эрдэни-Дзу, а затем, преследуемый ойратами, перебрался в Унгши.[7] Это вынудило Тушэту-хана вместе с Дзанабадзаром в 1687 году обратиться за военной помощью к цинскому двору. Государственный совет при пекинском дворе решил, что это — удобный случай для признания цинского господства над Халхой.

1 октября 1688 года, после очередного крупного поражения, Тушэту-хан и Дзанабадзар официально обратились к цинским властям с просьбой о принятии их в маньчжурское подданство. В мае 1691 года на Долонноре собрался съезд халхаских ханов, который должен был одобрить включение Халхи в состав империи Цин. Халха была административно включена в Цинскую империю на тех же условиях, что и чахары, ранее покорённые Абахаем (то есть фактически на условиях военного поражения). Джебдзун-Дамба-хутухта был официально признан главой буддистов Монголии.[8]

Смерть

Главный храм, рядом с которым находилась Усыпальница Богдо-гэгэна I Дзанабадзара в монастыре Амарбаясгалант

Дзанабадзар скончался на 89 году жизни во время своего визита в цинскую столицу, в Жёлтом храме близ Пекина 14-го числа первого весеннего месяца 1723 года. Его тело было перевезено сначала в Их-Хурэ, а затем помещено в «Монастырь безмятежной радости», специально построенный в качестве его усыпальницы по приказу очередного цинского императора Юнчжэна и по предварительно сделанному самим Богдо-гэгэном проекту в 1726 году.

Богдо-гэгэн II, внучатый племянник Дзанабадзара, также был найден также в семье Тушэту-хана.

Религиозная деятельность

Основание монастырей в Халхе

  • По возвращении на родину после первого визита в Тибет Дзанабадзар объявил, что не желает далее жить около монастыря, связанном со школой сакья — Эрдэни-Дзу, и для него была организована кочевая резиденция-монастырь Их-Хурэ, которой придали в подчинение семь аймаков. Кочевой монастырь, неоднократно переезжавший с места на место, в конечном итоге осел и впоследствии стал столицей Халхи. Также вскоре после возвращения в Халху Дзанабадзар основал храмы Базардара-хурэ и Табун-идзаагурту.[9]
  • В 1654 году в горах Хэнтэй (совр. аймак Туве) Дзанабадзар основал монастырь Рэбугежээгандан-шадувлин-номын их-хурэ.
  • В том же 1654 году, в местности Шивэт-Уул (совр. аймак Уверхангай), на девятнадцатилетие Дзанабадзара был основан «Храм счастливого одиночества, место творчества Ундур-гэгэна» (Товхон-хийд), ставший его личным затвором и мастерской.

Разработка письма Соёмбо

Имя Дзанабадзара на изобретённом им письме Соёмбо

В 1686 году Дзанабадзар разработал новое письмо, названное «Соёмбо», основываясь на индийском парадном шрифте «ланча», тибетском письме и на «квадратном письме» Пагба-ламы. Новое письмо, призванное в полной мере отражать фонетические особенности трёх языков — санскрита, тибетского и монгольского, до сих пор используется, в том числе и в декоративных целях, монгольскими буддистами. Сам же символ, давший название этой системе письменности, с конца XVII века стал символом монгольской государственности, и по сей день присутствует на государственном флаге Монголии.

Скульптура

Дзанабадзар, Белая Тара

Дзанабадзар известен литыми скульптурными изображениями будд, бодхисаттв и деятелей буддизма. Скорее всего, впервые Дзанабадзар познакомился с техникой литья скульптур во время своего пребывания в Лхасе в 1650 году, наблюдая за работой непальских скульпторов на строительстве дворца Поталы.[10] Исследователями неоднократно отмечалось сходство работ Дзанабадзара именно с непальской, а не тибетской скульптурной традицией. Наиболее широко известны его Белая и Зелёная Тары, будда Ваджрадара. Женственность и чувственность в изображении Зелёной Тары, которая считается одной из лучших работ скульптора, роднит Дзанабадзара со скульпторами европейского Возрождения; так, проф. Б. Ринчен называл Дзанабадзара «монгольским Микеланджело». Шедевры Ундур-гегена дважды подвергались опасности уничтожения и частично были повреждены. Первый раз это было во время джунгарского нашествия в Халху в конце XVII века, второй — в 30-е годы XX века во время чойбалсановских репрессий против духовенства.

Впоследствии специфический стиль Дзанабадзара получил развитие в рамках т. н. «школы Дзанабадзара».

Дань памяти

Библиография

  • Цултэм Н. Выдающийся монгольский скульптор Дзанабадзар. — Улан-Батор: Госиздательство, 1982.

Примечания

  1. Жизнь Занабазара — первого монгольского Богдо-гэгэна  (англ.)
  2. Цит. по: Эрдэнипэл Г. Конечная причина религий в Монголии //История в трудах учёных лам. М., КМК, 2005. - с. 243
  3. Кронер Д. Жизнь Занабазара — первого монгольского Богдо-гэгэна  (англ.)
  4. Жизнь Занабазара — первого монгольского Богдо-гэгэна  (англ.)
  5. Кронер Д. Жизнь Занабазара — первого монгольского Богдо-гэгэна  (англ.)
  6. Джамбадорджи. «Хрустальное зерцало» // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2005. — с. 118
  7. Джамбадорджи. «Хрустальное зерцало» // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2005. — с. 119
  8. Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета в древнейших времён до наших дней — М., Вост. лит., 2005 ISBN 5-02-018365-2 — сс. 140—141
  9. Кронер Д. Жизнь Занабазара — первого монгольского Богдо-гэгэна  (англ.)
  10. Кронер Д. Жизнь Занабазара — первого монгольского Богдо-гэгэна  (англ.)
  11. Эргэн төрсөн энэ цагийн уран Занабазар // «УЛААНБААТАР ТАЙМС» 2008.09.24 ¹194
  12. Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М., Тов-во научных изданий КМК, 2006. — ISBN 5-87317-302-8 — c. 282
  13. Монголын хамгийн том соёмбо бүтээнэ

Ссылки

Ундур Геген Дзанабадзар

Дзанабадзар.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01