12-10-2023
Пенза I
|
|
Куйбышевская железная дорога | |
Привокзальная площадь
|
|
Отделение ж. д.: |
Пензенский регион |
---|---|
Дата открытия: | |
Прежние названия: |
Сызрано-Вяземский вокзал |
Тип: |
пассажирская |
Количество платформ: |
4 |
Количество путей: |
7 |
Тип платформ: |
прямая |
Форма платформ: |
Прямоугольная |
Ширина платформ, м: |
5 |
Выход к: | |
Расположение: |
Центр города Пенза |
Пересадка на: | |
Расстояние до Москвы: |
710 км |
Работающие операторы сотовой связи: |
Мегафон, Билайн, НСС, МТС. |
Код в «Экспресс-3»: |
2024120 |
Пе́нза I — железнодорожная станция Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги, центральный железнодорожный вокзал города Пенза, обслуживающий как пригородные поезда, так и поезда дальнего следования. Станция стыкования постоянного (со стороны Рузаевки и Сызрани) и переменного (со стороны Ртищево) тока. Линия на Моршанск не электрифицирована.
Содержание |
Первоначально станция принадлежала Моршано-Сызранской, затем Сызрано-Вяземской железной дороге. По первоначальной договорённости с пензенской городской думой вокзал должен был быть построен в конце Селиверстовской улицы с тем, чтобы дать толчок развитию этой магистрали: по замыслу думы, Селиверстовская улица должна была сравняться по своему градостроительному и торговому значению с Московской. Но эта договорённость была нарушена, и вокзал был сооружён близ Ярмарочной площади[1].
Торжественная закладка станции состоялась 19 августа 1873. Работами по её сооружению руководил инженер Пётр Борейша. 1 сентября следующего года через станцию прошёл пробный поезд, а 7 сентября прошло испытание моста через Суру. Регулярное движение по Моршанско-Сызранской дороге открылось 11 октября 1874[1].
В 1909 старый деревянный вокзал был снесён, а на его месте началось возведение нового кирпичного здания с отапливаемым залом ожидания и церковью. Только в 1923 работы по возведению и отделке нового вокзала были полностью завершены[2].
В 1935—1937 в Пензе действовала городская узкоколейная железная дорога, для которой под путями станции Пенза I был сооружён тоннель, переоборудованный после закрытия узкоколейки в автомобильный, а затем в пешеходный. Ныне тоннель соединяет Привокзальную площадь с улицей Луначарского, через него осуществляется пересадка с главного вокзала Пензы на пензенский автовокзал.
В начале 1970-х историческое здание было снесено, в 1975 на его месте построен нынешний вокзал[3]. При новом пассажирском терминале имеется вокзальная гостиница.
Пенза I.