20-07-2023
Пограничные сторожевые катера проекта 12200 «Соболь» | |
---|---|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Годы постройки | 2003–н.в. |
Годы в строю | с 2006 |
Запланировано | 30 |
Построено | 18 |
В строю | 18 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 57 т (полное) |
Длина | 27,96 м |
Ширина | 4,40 м |
Высота | 3,27 м (высота борта) |
Двигатели | 2 × дизельных двигателя Deutz TBD616V16 |
Мощность | 1250-1360 кВт |
Движитель | 2 × ЧПВ ASD14 (привод Арнесона) |
Скорость хода | 47-50 узлов (наибольшая) |
Дальность плавания | 500 миль на 40 узлах |
Экипаж | 6 человек |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | система навигации ST60, система местоуказания VNTsU-UV450 |
Артиллерия | 1 × МТПУ 14,5 мм |
Зенитная артиллерия | АК-306 (входит в состав РАК «Вихрь-К» в случае его установки) |
Ракетное вооружение | ПТРК «Вихрь» (4 × ПТУР) (входит в состав РАК «Вихрь-К» в случае его установки) |
Патрульные катера проекта 12200 — серия патрульных катеров, строящихся для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.
Катер предназначен для перехвата быстроходных целей, охраны прибрежной зоны, обеспечения сохранности природных ресурсов, охраны прибрежных коммуникаций, судов, искусственных сооружений.
В целях унификации катера проекта 12200 в перспективе заменят катера всех остальных проектов аналогичного класса, состоящих на вооружении БОХР ПС ФСБ России.
Патрульный катер проекта 12200 «Соболь» разработан в Санкт-Петербургском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз».
Головной патрульный катер проекта 12200 (заводской № 200) был построен в 2006 году на СФ «Алмаз» и сдан на год в опытную эксплуатацию Береговой охране России. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц.
В 2008 году был построен первый серийный катер данного проекта (заводской № 201).
В 2009 году построено шесть единиц: заводские № 202-207.
В 2010 году были спущены на воду два катера проекта: № 208 и 209.
В этом же году было заложено ещё пять катеров: три на СФ «Алмаз» (Санкт-Петербург) — № 210-212 и два на «Восточной верфи» (Владивосток).
Два катера были проданы Туркмении на Каспийское море.
Корпус и надстройка катера выполнены из высокопрочного алюминиевого сплава. Все устанавливаемое оборудование и используемые материалы полностью соответствуют мировым стандартам, применяемым при строительстве высокоскоростных катеров. Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.[1]
Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.
Главные двигатели - 2 дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 (1250-1360 кВт). Два привода Арнесона ASD14. Вспомогательная энергетическая установка - 2 AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 кВт). Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.
Навигационное оборудование:
Катер имеет в качестве своего вооружения:
Для российских пограничников «Соболь» поставляется в варианте, имеющем на вооружении только тумбовую пулемётную установку с 14,5-мм КПВ.
Название | Изготовитель | Заводской № | Заложен | Спуск на воду | Ввод в строй | Место службы | Состояние |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ПКАСС-985 | СФ «Алмаз» | № 200 | 24.01.2003 | сентябрь 2006 | 4.11.2006 | Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ | В строю. |
ПКАСС-986 | СФ «Алмаз» | № 201 | 11.09.2008 | 21.11.2008 | Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ | В строю. | |
ПСКА-307 | ССЗ «Восточная верфь» | № 5001 | 2009 год | 2011 год | Северо-Восточное пограничное управление ПС ФСБ России | В строю. | |
ПСКА-308 | ССЗ «Восточная верфь» | № 5002 | 2009 год | 1.07.2011 | Северо-Восточное пограничное управление ПС ФСБ России | В строю. | |
СФ «Алмаз» | № 202 | 21.09.2009 | 2009 год | Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ | В строю. | ||
СФ «Алмаз» | № 203 | 19.10.2009 | 2009 год | Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ | В строю. | ||
ПСКА-300 | СФ «Алмаз» | № 204 | 9.09.2009 | ноябрь 2009 | Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ | В строю. | |
ПСКА-302 | СФ «Алмаз» | № 206 | 21.10.2009 | 2009 год | Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ | В строю. | |
ПСКА-303 | СФ «Алмаз» | № 207 | 15.11.2009 | декабрь 2009 | Северо-Западное погрануправление ФСБ РФ | В строю. | |
ПСКА-304 | СФ «Алмаз» | № 208 | 8.07.2010 | 21.10.2010 | Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ | В строю. | |
ПСКА-305 | СФ «Алмаз» | № 209 | 2010 год | 3.08.2010 | 19.11.2010 | Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ | В строю. |
ПСКА-306 | СФ «Алмаз» | № 210 | 2010 год | 1.09.2010 | 2.12.2010 | Северо-Западное погрануправление ФСБ РФ | В строю. |
ПСКА-309 | СФ «Алмаз» | № 211 | 6.05.2011 | 28.06.2011 | Северо-Западное погрануправление ФСБ РФ | В строю. | |
ПСКА-310 | СФ «Алмаз» | № 212 | 28.06.2011 | 9.12.2011 | Северо-Восточное пограничное управление ПС ФСБ России | В строю. | |
ПСКА-311 | СФ «Алмаз» | № 213 | 1.09.2011 | 5.06.2012 | Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ | В строю. | |
ПСКА-312 | СФ «Алмаз» | № 214 | 12.04.2012 | август 2012 | Северо-Восточное пограничное управление ПС ФСБ России | В строю. | |
ПСК-313 | СФ «Алмаз» | № 215 | 23.11.2012 | 05.07.2013 | В строю. | ||
ПСК-314 | СФ «Алмаз» | № 216 | 25.04.2013 | 05.07.2013 | В строю. |
Пограничные сторожевые катера проекта 12200.