Lt304888.ru

Туристические услуги

Поезд наркома Троцкого

23-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Поезд Предреввоенсовета Троцкого

Лев Троцкий (справа) в вагоне своего штабного поезда, 1920 год
Принадлежность

РСФСР РСФСР

Эксплуатация

1918—1921

Технические данные
Скорость

70 км/ч

Бронирование

дифференцированное

Экипаж

до 250

Вооружение
Лёгкое вооружение

пулемёты

Командиры
Известные командиры

С. Чикколини, Петерсон

На Викискладе

Поезд наркома Троцкого — личный железнодорожный состав, сформированный по приказу наркомвоенмора Льва Троцкого в 1918 году. Включал в себя телеграфную станцию, библиотека, типографию, радиоузел, автомобильный гараж и даже небольшой авиаотряд; в штат его сотрудников входило множество военных и гражданских специалистов-снабженцев. В поезде издавалась собственная газета «В пути», служившая для агитации среди красноармейцев. За время Гражданской войны состав посетили многие известные большевистские деятели, включая Иосифа Сталина. «Поезд победы» способствовал формированию Красной армии и последующему закреплению власти большевиков в Советской России.

Формирование и история

Приказ сформировать личный поезд Лев Троцкий отдал в начале августа 1918 года — сразу же после возвращения в Москву из Петрограда, где он участвовал во II съезде Советов Северной области; состав был сформирован в ночь с 7 на 8 августа. В свежесформированном поезде Троцкий отправился в Свияжск, к главкому Вацетису, находившемуся в тот момент на Восточном фронте Гражданской войны[1][2].

Секретарь Троцкого М. С. Глазман оставил неопубликованные воспоминания о том, в какой спешке формировался этот железнодорожный состав[3][4]:

...Выезжаем на Казанский вокзал. Там полная неразбериха. Поезд не составлен. Вагоны разбросаны по путям. Никто не знает, что нужно делать, куда грузить вещи, машины, куда садиться. Наконец, находим места, рассаживаемся

Отдельные сложности были связаны с необходимостью разместить людей и оборудование в ограниченном пространстве: Рудольфу Петерсону, отвечавшему за связь, с трудом удалось поместить в двух купе семь телефонисток и одну стенографистку. Состав был вооружён: на крышах вагонов были поставлены пулемёты[5], позже они появились на площадках всех вагонов и паровозов[6].

Начальником поезда, которому ещё только предстояло «стать знаменитым»[7], был назначен Сергея Чикколини (Шиколини), член ВЦИКа — он недолго занимал эту должность и вскоре был отправлен в Москву. Позже Чикколини стал председателем ревтрибунала Южного фронта. Следующим начальником поезда стал Петерсон: в этой должности он пробыл почти всю Гражданскую войну. Биографы Троцкого отмечали, что Петерсон, служивший во время Первой мировой войны телефонистом, был человеком только с начальным образованием, но с «организаторской и военной сметкой» — в поле зрения Троцкого он попал во время своего пребывания в Московском военном комиссариате[5].

С 8 августа 1918 года, когда состав Троцкого впервые покинул московский Казанский вокзал, он совершил тридцать шесть рейсов, только официально пройдя свыше ста тысяч километров[8] — то есть, он два с половиной раза «обогнул» земной шар[9][10]. Причём, реальный пройденный путь, скорее всего, был в разы больше[11][12]. Маршруты штабного поезда[13] держались большевиками в строжайшем секрете: их составляли таким образом, чтобы максимально затруднить для противника понимание на какой конкретно участок фронта Гражданской войны отправляется нарком[5]:

Тогда я не думал, что в этом поезде мне придётся провести два с половиной года

Безопасность и бой под Свияжском

В ночное время все вагоны — кроме того, в котором размещалась охрана — тщательно запирались. Железнодорожные станции, на которых останавливался состав, очищались от людей сотрудниками ВЧК незадолго до прибытия поезда[5]. Можно отметить, что уже в 1918 году поезд и его команда оказались в бою под Свияжском[14]: получив информацию о том, что в городе находится один из крупных большевистских руководителей, белые решили совершить рейд; когда больше тысячи белогвардейцев нанесли внезапный удар, красноармейцы запаниковали — они бросили другой бронепоезд, «Свободная Россия», и разбежались. Однако отряд наркомовского поезда, вместе с обслуживающим персоналом, оказал упорное сопротивление и дождался помощи[15][16].

Другие происшествия

В 1919 году Троцкий в своём поезде был почти пленён войсками Колчака[6]. Кроме того, 16 мая 1919 года на станции Насвятевич Екатерининской железной дороги произошло крушение поезда Троцкого: жертв не было[17]. За годы гражданской войны противники большевиков неоднократно подвергали наркомовский состав артиллерийским и авиационным налётам[18]:

Поезд завоевал себе ненависть врагов

В феврале 1920 года тот же поезд был использован Троцким для своей поездки на Урал «за хлебом для голодных, за топливом для холодных» — точнее, с целью первой инспекции недавно сформированной трудовой армии. Наркомовский поезд вскоре сошёл с рельсов из-за снежного бурана[19].

Состав и структура

Первоначально, в поезде было всего 15 вагонов — но постепенно он «разрастался». Постепенно появились вспомогательные, охранные и снабженческие поезда, а непосредственно сам наркомовский состав был разделен на две части. В воспоминаниях современников говорилось о появлении Троцкого в том или ином месте «с двумя поездами»[6][5][20].

В специальных вагонах размещались: секретариат наркома, телеграфная и радио-станции, небольшая типография, библиотека, автомобильный гараж, электрическая станция и баня. Интересно, что до сих пор не обнаружено источника, в котором упоминалась бы столовая — из этого можно сделать вывод, что Троцкий и его помощники питались непосредственно на рабочем месте[21][22]. Сам Лев Давидович размещался в отдельном вагоне, принадлежавшим раньше царскому министру железных дорог[12].

Часть вагонов поезда имела броневую защиту[23]. Состав вели сразу два паровоза: один не мог справиться с весом. Когда Троцкий оставался на одном месте, его поезд использовался в качестве «курьерского» — для доставки экстренных сообщений и прессы. Наличие в железнодорожном составе телеграфа позволяло обеспечить непрерывную связь Льва Давидовича с главой совнаркома Владимиром Лениным, а также и с другими народными комиссарами Советской России. Собственная мощная радиостанция, в свою очередь, давала возможность Троцкому получать оперативные данные как о международной, там и о внутрироссийской ситуации[21] — даже вдали от цивилизации станция принимала парижское радио[12][24].

Гараж, библиотека и авиаотряд

По прямому указанию наркома в поезде была создана библиотека, постоянно пополнявшаяся самой разнообразной литературой — в основном, социально-экономического, общеполитического и исторического характера. Библиотека собирала новейшую литературу и периодику, а также выпозняла отдельные заказы самого Троцкого: к примеру, в марте 1919 года, он затребовал книгу Д. М. Петрушевского «Восстание Уота Тайлера», содержащую сведения о восстании крестьян в Англии 1389 года[25]. По окончании Гражданской войны библиотека была переведена в секретариат наркома по военным и морским делам[21].

В отдельном гаражном вагоне размещавшемся находилось несколько грузовых и легковых автомобилей, обеспечивавших передвижение Троцкого и членов штаба — для их заправки имелась и отдельная цистерна с топливом[2]. В этих поездках по гарнизонам их сопровождала «хорошо вооружённая и экипированная» охрана, одетая в знаменитые чёрные кожанки. Безопасность наркома обеспечивали в основном латышские стрелки «кожаной сотни», имевшие славу выдержанных, выносливых, жестоких, храбрых и преданных советской власти «хороших бойцов»[26][27]. Кстати, сам Лев Давидович также постепенно переоделся в чёрное кожаное обмундирование, вызывавшее неоднозначную реакцию тех, кто помнил его «антимилитаризм» времён Великой войны. Рядом с наркомом всегда находились и его личные телохранители: что было немаловажно, поскольку, к примеру, уже в ноябре 1918 года боец Федор Горин, будучи нетрезв, пытался застрелить начальника охраны поезда[28][21].

Поезд Троцкого имел и собственный авиационный отряд, состоявший из двух самолётов[29].

Штат сотрудников

В первые месяцы функционирования боевого состава в нем не была ещё установлена штатная структура: вернее, она часто менялся в зависимости от обстоятельств. Но постепенно была введена чёткая служебная иерархия. Команде наркома, составлявшая до 250 человек, получала высокие, по меркам голодных годов Гражданской войны, оклады: в частности, жалованье стенографистки составляло 1950 рублей — что равнялось зарплате начальника службы движения на советской железной дороге[30][21]. Начальник поезда был приравнен к командиру дивизии[29]. Несмотря на это пропажа различного оборудования из состава была нередким явлением[31].

Центральным звеном поезда был полевой, разумеется, штаб самого наркома, располагавшийся в бывшем вагоне-ресторане; имелся и собственный политотдел[32]. Штаб не был стабильным: в него входили лица, отобранные Троцким специально для каждой поездки. Обычно это были сотрудники основных управлений Красной армии — прежде всего, снабженцы. После осмотра соединений того или иного участка фронта в штабе собиралось совещание, на котором присутствовали и представители местных большевистских организаций[21]:

Таким образом, я получал картину положения без фальши и прикрас[33]

Постепенно в поезде также сформировался и личный штат помощников и стенографов Троцкого, включавший инженера Г. В. Бутова, Н. М. Сермукса, Н. В. Нечаева, И. М. Познанского и стенографа М. С. Глазмана[34]:

Они работали днём и ночью, на ходу поезда, который… мчался по разбитым шпалам со скоростью в семьдесят и больше километров, так что свисавшая с потолка вагона карта раскачивалась, как качели[35]

В апреле 1921 года наркому удалось провести специальное постановление Совета труда и обороны о предоставлении всем его помощникам — «в числе не более 300 человек» — «фронтового красноармейского пайка», который был весьма внушителен по меркам мирного времени[16]. Многих из тех, с кем работал Троцкий, в конце 1920-х годов ждала незавидная судьба советских оппозиционеров — дожившие же до времён Большого террора были расстреляны[36].

Типография «В пути»

По пути следования поезда Троцкий вёл активную литературную деятельность[37], которая в 1922—1924 годах будет издана повторно — причём, в пяти томах[38]. Наряду с приказами военно-оперативного и организационного характера, среди его бумаг встречались и документы агитационно-политические. Наиболее важные статьи, приказы и информационные материалы публиковались Троцким в газете «В пути», издаваемой прямо в поезде[39][40] — в типографии Campaign Press of RVSR Chairman Trotsky[20]. Первый номер вышел уже 6 сентября 1918 годы; полные комплекты газеты не сохранились, но известно, что с сентября 1918 по сентябрь 1920 года было опубликовано 233 номера[41] — то есть, около десяти номеров в месяц. Тираж газеты составлял около в четырёх тысяч экземпляров. Он распространялся в воинских частях, агитационных пунктах, военных госпиталях, а также и среди местного населения. Многие материалы перепечатывались местными газетами и журналами Советской России[36]. Иногда продукцию передвижной типографии даже «подделывали» белые агитаторы[42].

Главным, хотя и не единственным автором газетных материалов, являлся сам Троцкий. Биографы утверждали, что его небольшие по объёму статьи были, как правило, «легковесным агитационным материалом», но, поскольку исходили от высшего военного лица, приобретали характер инструкций и директив[36]. Излишне восхваляющие лично Троцкого материалы он старался в газету не допускать[43].

7 января 1919 года на железнодорожной станции Курска Троцкий писал статью, озаглавленную «Пора кончать!» и содержавшую надежду на скорейшее завершение операций на Южном фронте. Вскоре после появления статьи генерал А. И. Деникин развернул наступление на Москву. 12 апреля, находясь в Нижнем Новгороде, Лев Давидович написал статью «Борьба за Волгу», «проникнутую не менее напыщенным казённым оптимизмом» — на этот раз в связи с действиями против Колчака[44]:

Волга должна остаться нашей, советской рекой

.

В мемуарах Троцкого имеется упоминание, что коммунистическая ячейка поезда выпускала также свою собственную газету — «На страже». К началу XXI века этого издания обнаружить не удалось, хотя в архивах имелся макет его первого номера[45].

Помимо газеты «В пути», команда поезда распространяла и другие «инструменты духовного воздействия»[46]: к примеру, на протяжении девяти дней сентября 1920 года, во время поездки наркома на Западный (польский) фронт, среди бойцов РККА было распространено почти 150 тысяч экземпляров печатной продукции, включая брошюру Ленина «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме», брошюру Бухарина и Преображенского «Азбука коммунизма», книгу Троцкого «Терроризм и коммунизм»[47].

Известные пассажиры

В составе Троцкого совершали свои «вояжи на фронт» многие партийные деятели и большевистские пропагандисты. Троцкий особо обращал внимание на то, чтобы в их числе были журналисты и писатели. В их задачу входило как способствование победы над врагами советской власти, так и освещение личной роли наркома в победах Красной армии[47]. При поездках Троцкого на фронт при нём находились «фотограф и кинематограф», которые фиксировали важные эпизоды борьбы «с игом капитала»[48].

Вместе с Троцким на многочисленные фронты Гражданской войны выезжали Иоффе, французский журналист Жак Садуль, коммунистический поэт Демьян Бедный, журналист Г. Устинов, художник П. Я. Киселис. Участники этих поездок отмечали «пафос дистанции», строго соблюдавшийся наркомом, подчёркивавшим своё «особое положение»[47]:

Недавно ещё противник большевизма, [Троцкий] заставил уважать себя и считаться с каждым своим словом, но оставался всё же чуждым элементом... говорил очень авторитетно, а по мере того, как развивались его успехи на фронте, в его поведении появилось даже нечто вызывающее[49]

.

Во время Царицынского конфликта поезд наркома посещал и Иосиф Сталин[50].

Последствия и оценки

В своих воспоминаниях Троцкий отмечал, что почти вся его военная деятельность была связана с этим поездом: в свою очередь состав был неразрывно связан с жизнью создаваемой Красной армии — он связывал фронт и тыл, «разрешал на месте неотложные вопросы, просвещал, призывал, снабжал, карал и награждал». В итоге, железнодорожный состав Троцкого стал одним из символом Гражданской войны[5].

В литературе можно встретить как отрицательные, так и положительные оценки поездок Льва Давидовича на линию фронта. Так, уже в 1930-е годы, член Реввоенсовета К. Х. Данишевский [597] утверждал, что присутствие поезда Троцкого на фронте вызывало недовольство местных командиров, поскольку создавало ситуацию двоевластия и путало их планы [598] . Благожелательной оценки поезда наркома удостоил будущий эмигрант С. И. Либерман: в своих воспоминаниях, опубликованных в США, он называл состав «красным ноевым ковчегом», поскольку в нём присутствовали специалисты по всем отраслям народного хозяйства РСФСР. По словам Либермана, сам Троцкий называл железнодорожный состав «поездом победы» [599][5].

Во многом благодаря наркомовскому поезду Троцкий сумел принять самое активное участие в формировании Красной армии и её первых победах[51]. Вследствие этого он «прочно закрепил своё положение в высшей большевистской партийно-государственной иерархии», определявшей политику Советской России и перспективы мировой революции[52][47][53]. Биограф Троцкого RS рассматривал данный поезд, подробно приводя его структуру, не как транспортное средство наркома, а как полноценную военно-политическую организацию[54].

Память

В 1922 году, в рамках юбилейной выставки Красной армии, предполагалось устроить показ знаменитого поезда, а также провести «Неделю истории поезда»[55].

Примечания

  1. Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [90].
  2. 1 2 Broué, 1988, с. 252.
  3. Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [90]—[91].
  4. РГВА, Ф. 4, Л. 115–116.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [91].
  6. 1 2 3 Бруновский, 1993, Т. XIX, С. 36.
  7. Волкогонов, 1998, с. 226.
  8. РГВА, Ф. 63, Л. 147.
  9. Волкогонов, 1998, с. 234.
  10. Дойчер, 2006, с. 422.
  11. Winsbury, 1975, с. 524.
  12. 1 2 3 Broué, 1988, с. 253.
  13. Footman, 1961, с. 145.
  14. Волкогонов, 1998, с. 229—230.
  15. Tarkhova, 1992, с. 27–40.
  16. 1 2 Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [292].
  17. Волкогонов, 1998, с. 260—261.
  18. Волкогонов, 1998, с. 282.
  19. Дойчер, 2006, с. 500—501.
  20. 1 2 Service, 2009, с. 230.
  21. 1 2 3 4 5 6 Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [92].
  22. Chamberlin, 1935, с. 38—39.
  23. Heyman, 1977, с. 36.
  24. Daly, Trofimov, 2009, с. 246—248.
  25. РГВА, Ф. 33987, Л. 28.
  26. Волкогонов, 1998, с. 229.
  27. Winsbury, 1975, с. 526.
  28. Волкогонов, 1998, с. 271—272.
  29. 1 2 Волкогонов, 1998, с. 269.
  30. Головникова, Волкодаев, 1990, с. 61.
  31. Волкогонов, 1998, с. 272.
  32. Волкогонов, 1998, с. 280.
  33. Троцкий, 1930, Т. 2, С. 146.
  34. Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [92]—[93].
  35. Троцкий, 1930, Т. 2, С. 149.
  36. 1 2 3 Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [93].
  37. Heyman, 1977, с. 34.
  38. Волкогонов, 1998, с. 276.
  39. Волкогонов, 1998, с. 250.
  40. Дойчер, 2006, с. 500.
  41. Tarkhova, 1992, с. 32.
  42. Волкогонов, 1998, с. 277—278.
  43. Волкогонов, 1998, с. 278.
  44. Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [93]—[94].
  45. Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [94],[293].
  46. Волкогонов, 1998, с. 279.
  47. 1 2 3 4 Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [94].
  48. Волкогонов, 1998, с. 253.
  49. Либерман, 1944, с. 123–126.
  50. Broué, 1988, с. 261.
  51. Broué, 1988, с. 254.
  52. Волкогонов, 1998, с. 280—281.
  53. Heyman, 1975, с. 407—412.
  54. Service, 2009, с. 230—231.
  55. Волкогонов, 1998, с. 268.

Литература

Книги
Статьи
  • Trotsky's War Train // History Today Magazine. — 1975. — Август (вып. 25 (№ 8). — С. 523—531.
  • Heyman N. M. Leon Trotsky and the Birth of the Red Army // Army Quarterly and Defence Journal. — 1975. — Вып. 105. — № 4. — С. 407—418.
  • Heyman N. M. Leon Trotsky : propagandist to the Red Army // Studies in Comparative Communism: Trotsky and Trotskyism in perspective. — Los Angeles, Cal.: Univеrsity of Southern California, 1977. — Вып. 10. — № 1–2. — С. 34—43. — 0039-3592. — 10.1016/S0039-3592(77)80073-2.
  • Головникова О. В., Волкодаев И. И. Поезд Троцкого // 0321-0626.
Архивные источники
  • РГВА. Ф. 4. Оп. 7. Ед. хр. 35. Л. 115–116.
  • РГВА. Ф. 63. Оп. 1. Ед. хр. 176. Л. 147.
  • РГВА. Ф. 33987. Оп. 2. Ед. хр. 113. Л. 28.

Поезд наркома Троцкого.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01