Образец выполнения пробы на реципрокную координацию рук
Проба на реципрокную координацию рук (проба Озерецкого) – нейропсихологическая методика, направленная на исследование кинетического праксиса и межполушарного взаимодействия в двигательной сфере.
Данная проба была предложена в 30-е годы XX века советским врачом-психиатром Н.Н. Озерецким в рамках разработанной им метрической шкалы для исследования моторики у детей и подростков. Она использовалась для диагностики отчётливости выполнения движений у детей 11-12 лет.[1] Впоследствии основатель отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия включил эту пробу в комплекс методик, применяемых для диагностики взрослых людей.[2] Но она по-прежнему используется и в детской диагностике.[3]
Процедура проведения
Испытуемому предлагается положить перед собой руки ладонями вниз, причем одну из них сжать в кулак, а вторую – выпрямить. Задача состоит в том, чтобы одновременно изменять положение рук, сжимая одну и расправляя другую. Такие движения повторяются несколько раз в течение 15-20 секунд и более. Возможно усложнение задачи за счет ускорения темпа выполнения движений, а также их выполнения с закрытыми глазами для исключения зрительного контроля.[4]
Ошибки выполнения и соответствующая им локализация повреждений
Анализируя ошибки, допускаемые при выполнении этой пробы, нейропсихолог может получить информацию о состоянии ряда отделов головного мозга.[5]
При повреждении нижних отделов премоторной области в одном из полушарий наблюдаются отставание или сбои в контрлатеральной руке. Однако эти ошибки могут возникать и в одноименной руке, особенно при поражении ведущего полушария.
При повреждении правого полушария может отмечаться игнорирование левой руки.
При повреждении лобных долей больные начинают выполнять пробу верно, но потом соскальзывают на синхронное выполнение.
При повреждении мозолистого тела становится невозможным одновременное выполнение движений, они выполняются, но последовательно.
Изменение темпа выполнения движений сказывается на фоновых компонентах, таких как тонус, амплитуда движений. Соответственно по этой пробе можно судить и о состоянии подкорковых структур головного мозга.
Качественный и количественный анализ пробы
В ходе клинического обследования оценка выполнения этой пробы осуществляется, как правило, качественно экспертом-нейропсихологом. Однако было предложено несколько вариантов количественного анализа. В них чаще всего используется бальная оценка допускаемых ошибок, за которые испытуемый «штрафуется». На кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова ведется попытка количественного измерения эффективности выполнения данной пробы, а не ошибок, допускаемых в ней.[6]
Примечания
↑Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Методика исследования моторики: В 2 ч. М.; Л.: Госмедиздат, 1930. Ч. 2. 174 с.
↑Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.
↑Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
↑Хомская Е. Д. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия / Хомская Е.Д., Привалова Н.Н.,Ениколопова Е.В., Ефимова И.В., Степанова О.Б., Горина И.С. М.: Изд-во Моск. ун-та,1995. 79 с.
↑Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах.-2-е изд., испр. и доп. (Учебник XXI века). — Генезис Москва, 2013. — С. 240.
↑Проба на реципрокную координацию рук: апробация количественной модификации методики / Н. А. Хохлов, М. С. Ковязина, А. Н. Черкасова, Н. Р. Салихьянова // Вопросы психологии. — 2016. — № 6. — С. 141–149.