18-06-2023
Роды мелоса (греч. γένη τῶν μελῳδουμένων; лат. genera melorum) в античной (греческой и римской) музыке — роды интервальных структур, которые гармоника представляет в виде звукорядов в объёме кварты, квинты, октавы, вплоть до двухоктавной Полной системы (σύστημα τέλειον).
Различались три главных рода мелоса: диатоника (διάτονον, diatonum, Ю.Н.Холопов предлагает передавать как «диатон»), хроматика (χρῶμα, chroma, по Холопову «хрома»), энармоника (ἐναρμόνιον, также ἁρμονία; enarmonium, также harmonia; по Холопову «энармон»)[1]. «Первым и самым древним из них следует считать диатонический [род], поскольку человеческая природа натолкнулась на него первым; второй — хроматический; третий же и самый изысканный (ἀνώτατος букв. «наивысший» или «наиважнейший») — энармонический,— он был последним и восприятие едва привыкло к нему с большим трудом» (Аристоксен).
В качестве ядра интервальных систем теория рассматривает тетрахорд; более сложные интервальные системы рассматриваются как производные от него.
Критерием для отличия одного рода мелоса от другого служило чувственное восприятие двух наименьших интервалов тетрахорда как «сгущения» или «скученности» (греч. πυκνόν). В теории энармоника и хроматика считались «пикнонными» родами (сумма наименьших интервалов меньше третьего), диатоника «апикнонным» (сумма наименьших интервалов или больше него[2]).
Конкретные значения интервалов (выраженных в виде отношений чисел) в тетрахордах трёх родов не были строго закреплены в теории, но менялись от одного музыкального учения к другому (ср., напр., описания тетрахордов у Филолая, Архита, Аристоксена, Птолемея). Аристид Квинтилиан («О музыке», гл. 9), Никомах («Руководство по гармонике», гл. 12) и Боэций («Основы музыки», кн.1, гл.21) упрощённо представляют три рода мелоса таким образом:
Диатон несколько строже и естественней [других]; хрома же отступает от, так сказать, естественного растяжения и смягчается; звуки энармона пригнаны друг к другу наилучшим образом. Всего существует пять тетрахордов: низших, средних, соединенных, отделенных, высших [звуков]; и во всех них мелодия диатонического рода проходит через полутон, тон и тон — сначала в одном тетрахорде, затем (опять через полутон, тон и тон) в другом, и так далее. Потому и говорится «диатон» — то есть как бы проходящий через тон и еще через тон. Хрома же, что по-гречески значит «цвет», представляет собой как бы первое изменение упомянутого [естественного] растяжения; она поется через полутон, полутон и три полутона — ведь всякий консонанс кварты состоит из двух тонов и полутона (впрочем, неполного[3]). Названное слово «хрома» выводится из кожного покрова, который, изменяясь, становится другого цвета. Энармон же, то есть «наиболее слаженный»[4], называется так, потому что во всех тетрахордах поется через диесу (диеса — это половина полутона), диесу и дитон. (Боэций. Основы музыки)
Диатоника и хроматика рассматривались в нескольких «оттенках» («хроях», греч. χρόαι); в энармонике оттенков не было. Например, диатонический тетрахорд (по Птолемею) описывался в следующих структурных разновидностях[5]:
по-русски | по-гречески | интервалы внутри тетрахорда |
---|---|---|
Диатон мягкий | (μαλακόν) | 8:7 10:9 21:20 |
Диатон твёрдый (или напряжённый, или синтонический) | (σύντονον) | 10:9 9:8 16:15 |
Диатон ровный (или выравненный) | (ὁμαλόν) | 10:9 11:10 12:11 |
Диатон тоновый (или средний) | (τονιαῖον, μέσον) | 9:8 8:7 28:27 |
Диатон дитоновый (двухтоновый) | (διτονιαῖον) | 9:8 9:8 256:243 |
Оттенки не меняют существа рода. Независимо от слегка различающихся числовых отношений модальные функции тетрахорда остаются неизменными, а этос рода описывается как единый и самотождественный. В частности, «вид хромы как таковой сохраняется до тех пор, пока ощущается хроматический этос (τὸ χρωματικὸν ἦθος). У каждого из родов свой путь к восприятию, пусть даже используется не одно-единственное деление тетрахорда, но многие. Ясно, что род остаётся неизменным, при том что размеры [интервалов] меняются; род не меняется до определённого предела вместе с изменением интервальных величин, но остаётся самим собой; а если он остаётся собой, то остаются неизменными и функции (δυνάμεις) звуков» (Аристоксен)[6].
Вопрос употребительности (частотности) отдельных оттенков в античной музыке был уже в древние времена и до сих пор остаётся остро дискуссионным; вряд ли когда-либо он может быть решён окончательно ввиду малочисленности сохранившихся нотных памятников и скудности других исторических свидетельств. Однако несомненно, что тетрахорд, описанный у Птолемея как «дитоновый диатон» (два пифагорейских целых тона + лимма), был наиболее древним и базовым — в таких же точно числах его можно найти уже у Филолая, позже в знаменитой космической гамме (в «Тимее») Платона, у Евклида (Sectio canonis), Эратосфена и у многих других античных авторов, вплоть до Боэция. Тетрахорд именно этой структуры, именно в этих числах стал основным для конструирования октавной диатоники[7] в средневековой западной Европе. Твёрдый оттенок диатоники послужил прообразом чистого строя для музыкальной теории Дж. Царлино.
Хроматический и энармонический роды мелоса неоднократно также использовались - в специфических формах - на всём протяжении западноевропейской истории музыки. В конце Средневековья их взял на вооружение итальянский музыкальный теоретик Маркетто Падуанский. В эпоху Возрождения роды мелоса активно внедрял в практику Никола Вичентино, причём хроматика и энармоника в его трактовке получили особый статус "зарезервированной" для изысканного слуха музыки (musica reservata):
[Многие господа и люди благородного происхождения, особенно в славном городе Ферраре, где я сейчас нахожусь] действительно понимают, что (как доказывают древние писатели) хроматическая и энармоническая музыка заслуженно была зарезервирована (riserbata) для иного использования, нежели музыка диатоническая. Последняя, пригодная для обыденного слуха, исполнялась на публичных празднествах в общественных местах. Первая же, пригодная для изысканного (букв. «очищенного») слуха,— применялась во время частных развлечений господ и князей, для воздания похвалы выдающимся особам и героям. ("Древняя музыка, приведённая к современной практике". Практика. Кн.I, гл.4)
В XX веке хроматика и энармоника получили развитие в музыке И.А.Вышнеградского, А.Хабы, А.Пуссёра и мн. др. авангардистов.
Античное учение о родах мелоса легло в основу учения о родах интервальных систем Ю. Н. Холопова.
Роды мелоса.