07-08-2023
«Каспий» | |||
«Москва - Каспий», «Каспийка», «Волгоградка» |
|||
Р-22 в сети российских федеральных дорог |
|||
Страна | |||
---|---|---|---|
Регион |
Московская область |
||
Часть дороги | |||
Статус |
федеральная |
||
Владелец |
государственная |
||
Управляется | |||
Длина |
1381 |
||
Начало |
Москва (с 1 января 2018 года - M4 «Дон» Московская область) |
||
Через | |||
Конец | |||
Дорожное покрытие | |||
Дата открытия | |||
Федеральная автомобильная дорога Р-22 «Каспий» (до 31 декабря 2017 может применяться старый учётный номер М6[1].) — автомобильная дорога федерального значения Москва (с 1 января 2018 — автодорога М-4 «Дон») — Тамбов — Волгоград — Астрахань. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 (ред. от 11.08.2012) «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» подъезды к городам Тамбов, Саратов, Элиста входят в состав автодороги[2]. Протяжённость — 1381 километр. Дорога является составной частью европейского маршрута E 119 и азиатского маршрута AH8. Часть дороги от Волгограда до Астрахани также входит в европейский маршрут E 40. С 2018 года автодорога «Каспий» будет отнесена к автомобильным дорогам федерального значения как соединяющая между собой административные центры субъектов России, что обозначается префиксом Р в её названии. В древности в этом же направлении, но в другом месте (немного западнее) шла Ордобазарная дорога, называемая также Ногайский шлях, имевший важнейшее значение для зарождающейся Российской государственности.
Автомобильная дорога по маршруту Москва — Тамбов — Волгоград (Маршрут № 4) с твёрдым покрытием была спроектирована ГИПРОДОР НИИ по нормативам дорог первой технической категории. После начала строительства было принято решение построить дорогу по нормативам второй технической категории, для открытия движения, а затем реконструировать её до дороги первой технической категории. В 1964—1976 годы дорога была построена: с двумя полосами для движения и шириной проезжей части 20 метров. Участок Москва—Кашира (Каширское шоссе) имел 4 полосы для движения. Строительство дороги велось «с чистого листа», в результате чего дорога обошла практически все населённые пункты. Строительство велось в два этапа. На первом этапе была построена дорога Москва—Тамбов, а затем продлена до Волгограда. После распада Советского Союза к дороге «Каспий» была присоединена дорога Волгоград—Астрахань и присвоен федеральный номер М-6.
Автодорога начинается в Москве, на пересечении Липецкой улицы и МКАД совместно с трассой M4 «Дон». Ответвляясь от M4 в районе города Кашира, трасса идёт на юго-восток, пересекает небольшой участок Тульской области и снова идёт по территории Московской области.
Далее автодорога идёт по территории Рязанской области, проходит по объездной дороге мимо города Михайлова (к северу и востоку от города), мимо города Скопина, пересекая дорогу Скопин-Рязань, проходит к западу от города Ряжска. Примерно через 30 км от Ряжска трасса проходит мимо поворота на город Чаплыгин, который называют «северными воротами» Липецкой области.
По территории Тамбовской области дорога проходит западнее райцентра Первомайский и недалеко к северо-востоку от города Мичуринска, перед Тамбовом на перекрёстке поворачивает на юг, далее идёт в южном и юго-восточном направлениях, проходит по Воронежской области мимо посёлка Грибановского, городов Борисоглебска и Поворино.
Далее дорога идёт по территории Волгоградской области в южном и юго-восточном направлениях. Автодорога проходит мимо населённых пунктов Новониколаевский, Новоаннинский, к западу от города Михайловка, затем пересекает реку Медведицу, проходит западнее города Фролово, посёлка Лог, пересекает железнодорожную линию Волгоград-Москва и проходит восточнее посёлка Иловли, пересекает железнодорожную линию Иловля-Саратов. Затем трасса по территории Волгограда, а на юге города поворачивает на восток.
По территории Астраханской области автодорога идёт в пойме реки Волги в восточном, юго-восточном и южном направлениях, пересекает небольшой участок Калмыкии, проходит мимо города Нариманова и заканчивается в городе Астрахани на правом берегу Волги.
Трасса почти на всём своём протяжении имеет по одной полосе в каждую сторону с редкими участками четырёхполосного движения. Характерная особенность — практически полное отсутствие населенных пунктов на участке от Каширы до Тамбова. Скоростное движение затруднено из-за двухполосного состава дороги, не дающего возможность обогнать грузовой автотранспорт, ситуация усложняется в сезон массовых перевозок овощей, часты аварии «лоб в лоб» с встречным транспортом из-за рискованных обгонов. Участки дороги, находящиеся в аварийном состоянии:
Немногочисленные участки трассы имеют хорошее дорожное покрытие и 2 полосы движения в каждую сторону с разделительной полосой:
Ответвление на Саратов от Балашова до посёлка Лысые Горы имеет по две полосы движения в каждую сторону с разделительной полосой. Качество покрытия на большей части участков аварийное. Ведутся работы по ремонту дороги.
В целом трасса менее оживленная, по сравнению с дорогой М-5 «Урал», проходящей параллельно примерно в 70 км к северо-востоку. По этой причине, а также из-за частичной совмещенности со скоростной автострадой М-4, трасса «Каспий» на участке до Тамбова-Саратова может использоваться как более удобный дублер «Урала».
В 2011 году было объявлено о том, что до 2018 года (года проведения чемпионата мира по футболу в России) дорога будет приведена в порядок.
Сначала, как предполагается, будет реконструирован участок Кашира — Михайлов, затем Михайлов — Мичуринск. Одновременно с этим будут отремонтированы участки Селезни — Мичуринск и Самофаловка — Иловля, Тамбов — Грибановка, Грибановка — ст. Алексиковская, ст. Алексиковская — Панфилово и Панфилово — Иловля[4]. На трассе также могут появиться платные участки.
На участке Кашира — Михайлов (возле рп Ожерелье) была произведена реконструкция моста через железную дорогу, а с 2013 года ведётся строительства путепровода через железную дорогу возле посёлка Самофаловка и расширение участка Самофаловка — поворот на Иловлю до 4 полос. В марте 2012 года это было официально подтверждено[5]. В сентябре 2013 года началась реконструкция участка трассы «Каспий» близ посёлка Котлубань (Городищенский район Волгоградской области) со строительством путепровода вместо переезда (км 922+00-км 932+00). К декабрю 2015 года участок планируется сдать в эксплуатацию.
В марте 2014 г. начались работы по дальнейшей реконструкции на участке 423—431 км (Тамбовская область) с приведением данного участка до четырёхполосного состояния. После завершения работ на этом участке автодорога будет иметь 4 полосы движения от развязки на г. Мичуринск до г. Тамбова.
В сентябре 2014 года начались работы по реконструкции участка 386—398 км со строительством обхода с. Изосимово (Тамбовская обл.)
С осени 2016 года планируется начать работы по реконструкции участков 356—371 км, от пос. Первомайский до х. Степанищево (Тамбовская область) и 903—922 км, от х. Краснодонский до границы Иловлинского и Городищенского районов (Волгоградская область)
В декабре 2015 года был проведён конкурс на разработку проектной документации для реконструкции автомобильной дороги на участке 234—250 км, в Рязанской области. Реконструкция подразумевает доведение дороги до уровня I технической категории с увеличением количества полос до 4.
Памятный знак.
Стелла, показывающая размеры вала на момент создания.
Сохранившиеся ров и вал.
В приложении Google Карты автомагистраль M6 указана как «Каспийское шоссе».
Автомобильные дороги России общего пользования федерального значения | ||
---|---|---|
М |
М1 «Беларусь» • М2 «Крым» • М3 «Украина» • М4 «Дон» • М5 «Урал» • М7 «Волга» • М8 «Холмогоры» • М9 «Балтия» • М10 «Россия» • М11 |
|
Р |
Р21 «Кола» • Р22 «Каспий» • Р23 «Псков» • Р56 • Р92 • Р119 • Р120 • Р132 • Р158 • Р176 «Вятка» • Р178 • Р193 • Р208 • Р215 • Р216 • Р217 «Кавказ» • Р228 • Р239 • Р240 • Р241 • Р242 • Р254 «Иртыш» • Р255 «Сибирь» • Р256 «Чуйский тракт» • Р257 «Енисей» • Р258 «Байкал» • Р297 «Амур» • Р298 • Р351 • Р354 • Р402 • Р404 • Р504 «Колыма» • Р600 |
|
А |
А103 • А104 • А105 • А106 • А107 • А108 • А109 • А110 • А111 • А112 • А113 • А114 • А118 • А119 • А120 • А121 «Сортавала» • А130 • А132 • А133 • А134 • А135 • А136 • А142 • А146 • А147 • А148 • А149 • А151 • А153 • А154 • А155 • А156 • А157 • А158 • А159 • А160 • А161 • А162 • А163 • А164 • А165 • А167 • А180 «Нарва» • А181 «Скандинавия» • А212 • А216 • А217 «Приморское полукольцо» • А229 • А240 • А260 • А270 • А280 • А290 • А295 • А300 • А305 • А310 • А320 • А322 • А331 «Вилюй» • А333 • А340 • А350 • А360 «Лена» • А361 • А370 «Уссури» • А371 • А375 «Восток» • А381 • А382 • А383 • А384 • А391 • А392 • А401 |
Р22 (автодорога, Россия).