20-10-2023
Савёловское направление Московской железной дороги — железнодорожная линия на север от Москвы. Главный ход до станции Савёлово (город Кимры) имеет длину 128 км. Единственное действующее ответвление до станции Дубна, его длина 51 км.
Линия в основном используется пригородными электропоездами. Для них основной пассажирский терминал в Москве — Савёловский вокзал. Единственный поезд дальнего следования (на Рыбинск, прицепные вагоны на Углич, Весьегонск, Пестово) отправляется с Белорусского вокзала. Ранее также ходил поезд до Санкт-Петербурга по объездному пути через станцию Сонково.
От станции Трудовая вдоль линии проходит трасса канала имени Москвы.
Содержание |
Линия открыта в декабре 1900 года на участке Бескудниково — Савёлово и первоначально связывался с Московско-Ярославской железной дорогой через Бескудниковскую ветку. Участок Москва — Бескудниково появился в марте 1902 года (задержка связана с выбором места строительства вокзала). Ветка Вербилки — Большая Волга открыта в начале 1930-х годов, разобрана во время войны, восстановлена в 1950-х годах и продлена до Дубны в 1969 году.
Участок Лосиноостровская — Институт Пути был электрифицирован в 1945 году, Москва — Икша — в 1954 году, Бескудниково — Институт Пути — в 1955 году, Икша — Дмитров — в 1956 году, Дмитров — Каналстрой — в 1961 году, Вербилки — Дубна — в 1970 году. На всех участках постоянный ток, напряжение 3 кВ.
Административно Савёловское направление представляет собой Московско-Савёловскую дистанцию пути и входит в состав Московско-Смоленского направления МЖД. Управление дистанции находится на станции Москва-Бутырская по адресу: Савёловская линия, 23.
В прошлом линия входила в состав Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (1900—1906), Северных железных дорог (1907—1936), Ярославской железной дороги (1936—1953), Северной железной дороги (1953—1959). В составе Московской железной дороги с 1959 года.
Построена линия от станции Лобня до аэропорта Шереметьево. Она предназначена исключительно для движения аэроэкспрессов. Регулярное движение поездов началось в июне 2008 года.
На всей линии (в том числе и на ныне разобранной Бескудниковской ветке) высокие платформы. Турникетами (АСОКУПЭ) для прохода пассажиров оборудованы только Савёловский вокзал, платформа Тимирязевская, станции Лобня (только платформа для аэроэкспрессов) и Дмитров. Таблички с названиями станций выкрашены в оранжевый и тёмно-красный цвета (ранее — в синий и оранжевый). В отличие от большинства других московских направлений, Савёловское практически не подвергалось реконструкции. Единственная полностью реконструированная платформа — это 4-я платформа Савёловского вокзала. На ней установлены навесы оранжевого цвета.
Также в последние годы реконструированы станции Дубна и Большая Волга в городе Дубна.
Далее — Смоленское направление МЖД
Пересечение с Рижским направлением МЖД
Пересечение с Ленинградским направлением ОЖД
Пересечение с Малым кольцом МЖД
Бескудниковская ветка (разобрана):
Граница Москвы и Московской области проходит по железной дороге
Граница Москвы и Московской области проходит по железной дороге
Примыкание Большого кольца МЖД с запада
Примыкание Большого кольца МЖД с востока
Ветка на Дубну:
Граница Московской и Тверской областей
Граница Московской и Октябрьской железных дорог
Савёловское направление МЖД.