Lt304888.ru

Туристические услуги

Санкт-Петербургская государственная консерватория

26-08-2023

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
(СПбГК)
Прежнее название Петербургская консерватория,
Петроградская государственная консерватория,
Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория (ЛОЛГК)
Год основания 1862 год
Ректор Алексей Васильев
Студенты 870[1]
Расположение  Россия, Санкт-Петербург
Юридический адрес Санкт-Петербург, Театральная площадь, дом 3
Сайт conservatory.ru
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Санкт-Петербургская ордена Ленина государственная консерватория имени Николая Андреевича Римского-Корсакова — высшее музыкальное учебное заведение в Санкт-Петербурге, первая консерватория России. Основана Высочайшим указом от 17 (29) октября 1861 года[2] в качестве училища на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества, открытых двумя годами ранее, по инициативе пианиста, композитора и дирижёра Антона Рубинштейна. В соответствии с § 1 устава, музыкальное училище было учреждено под непосредственным покровительством великой княгини Елены Павловны. В дальнейшем училище было переименовано в консерваторию. Официальное открытие состоялось 8 (20) сентября 1862 года.

История

Условия приёма, 1894 год.

Главным инициатором создания Петербургской консерватории и первым её артистическим директором был Антон Рубинштейн, он же стал первым профессором по классу фортепиано. Среди педагогов, преподававших в Консерватории в первые годы её существования — Антон Рубинштейн, Теодор Лешетицкий (фортепиано), Генрик Венявский, Леопольд Ауэр (скрипка), Карл Давыдов (виолончель), Чезаре Чиарди (флейта), Эрнесто Каваллини (кларнет), Николай Заремба (теория музыки), Джованни Ферреро (контрабас), Альберт Цабель (арфа) и другие выдающиеся музыканты.

Первым выпускником Консерватории по классу композиции стал Пётр Ильич Чайковский, окончивший её в 1865 году с большой серебряной медалью.

Петербургская консерватория, 1913 г. Фото К. К. Буллы.

В 1871 году на должность профессора кафедры теории композиции и инструментовки был приглашён Николай Римский-Корсаков. Его деятельность знаменовала собой новый этап в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Римский-Корсаков — автор первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, не потерявших актуальности до наших дней. За годы преподавания в Консерватории (1871—1908) Римский-Корсаков воспитал многих выдающихся музыкантов, некоторые из которых, как Анатолий Лядов и Максимилиан Штейнберг, в дальнейшем сами стали профессорами Консерватории.

В 1876 году директором консерватории является Карл Юльевич Давыдов. Одну из важнейших задач консерватории он видел, наряду с подготовкой композиторов, солистов-певцов и инструменталистов, в том, чтобы воспитать большое количество культурных музыкантов для оркестров, театров и музыкальных школ.

В течение всего директорства Давыдова огромное внимание уделялось разработке учебных программ и экзаменационных требований. Особенно тщательно уточнялись требования для поступления и окончания консерватории. При Давыдове стал действовать новый устав, который утверждал значение консерватории как высшего учебного заведения.

В соответствии с общей установкой К. Ю. Давыдова был значительно расширен приём. Количество учеников выросло почти вдвое. Увеличилось и количество бесплатных вакансий, а для ряда учащихся была установлена льготная плата за обучение. В начале своей директорской деятельности Давыдов явился инициатором организации Общества для вспомоществования учащимся и устройства общежития для нуждающихся учеников.

Стремление увеличить количество выпускаемых музыкантов привело Давыдова к мысли создать подготовительное училище. Проект такого училища получил одобрение, был подобран состав преподавателей и разработаны специальные правила. Однако этот замысел остался неосуществлённым из-за ухода Давыдова.

Причиной его ухода послужил ряд конфликтов с царскими чиновниками, требовавшими сократить льготы учащимся по плате за обучение, чтобы затруднить доступ в консерваторию студентам непривилегированных сословий. Не соглашаясь с дирекцией, К. Ю. Давыдов подал заявление об отставке и в 1887 году покинул консерваторию.

В воспоминаниях современников мы встречаем в высшей степени благожелательные отзывы о Давыдове и о времени его директорства в консерватории. Период руководства консерваторией К. Ю. Давыдовым — одна из самых важных эпох в истории развития консерватории.

В 1905 году ректором Консерватории был избран композитор Александр Глазунов, остававшийся на этой должности до 1928 года.

После Октябрьской революции 1917 года Петроградская консерватория в 1918 году становится государственным учреждением.

До 1956 года в состав Ленинградской консерватории входил военно-морской факультет.

По состоянию на начало XXI века Консерватория подведомственна Министерству культуры Российской Федерации и имеет семь факультетов:

  • Фортепианный.
  • Оркестровый.
  • Вокальный.
  • Режиссёрский.
  • Дирижёрско-композиторский.
  • Народных инструментов.
  • Музыковедческий.

Консерватория была названа в честь Н. А. Римского-Корсакова, так как в 1905 году композитор поддержал студенческие волнения, был снят со своей должности. Однако, позже его восстановили. Решением советской власти консерватории было дано наименование в честь композитора.

Здание консерватории

Консерватория находится в здании Большого (Каменного) театра, существенно перестроенном в 1896 году архитектором Владимиром Николя, при этом стены и фундамент театра были включены в новое здание[3]. В 1912 году по проекту архитектора Траугота Бардта были осуществлены расширение здания и перестройка Большого зала специально для размещения в стенах консерватории Театра музыкальной драмы Иосифа Лапицкого.

На начало 2020 года здание консерватории закрыто строительными лесами, начатые несколько лет назад реставрационные работы не были завершены к намеченному сроку в 2019 году[4]. Контракт на реконструкцию здания был расторгнут по инициативе подрядчика, который причиной такого решения назвал несвоевременное предоставление заказчиком технической и проектной документации. Дальнейший ход работ на объекте взят под личный контроль вице-премьера России[5].

Педагоги консерватории

См. категорию Преподаватели Санкт-Петербургской консерватории.

Директора и ректоры консерватории

  1. 1862—1867 и 1887—1891 — Антон Рубинштейн
  2. 1867—1871 — Николай Заремба
  3. 1871—1876 — Михаил Азанчевский
  4. 1876—1887 — Карл Давыдов
  5. 1891—1897 — Юлий Иогансен
  6. 1897—1905 — Август Бернгард
  7. 1905—? — Станислав Габель
  8. 1905—1928 — Александр Глазунов
  9. 1930—1933 — А. И. Маширов
  10. 1935—1936 — Вениамин Бухштейн
  11. 1936—1939 — Борис Загурский
  12. 1939—1952 и 1962—1977 — Павел Серебряков (в 1941—1943 годах обязанности ректора исполняла Антонина Лебедева, в 1943—1944 — Григорий Фесечко)
  13. 1952—1962 — Юрий Брюшков
  14. 1977—1979 — Юрий Большиянов
  15. 1979—2002 — Владислав Чернушенко
  16. 2002—2004 — Сергей Ролдугин
  17. 2004—2008 — Александр Чайковский[6] (в 2008 году временно исполняющим обязанности ректора был Дмитрий Часовитин[7])
  18. 2008—2011 — Сергей Стадлер (до 2009 года — исполняющий обязанности ректора)
  19. 2011 — Дмитрий Часовитин (временно исполняющий обязанности ректора),
  20. 2011 — Олег Малов (исполняющий обязанности ректора)[8]
  21. 2011—2015 — Михаил Гантварг
  22. 2015 — н. вр. — Алексей Васильев (2015—2016 гг., исполняющий обязанности ректора), в 2016 г. — избран ректором[9][10]

Кафедры

Факультет Кафедры
Фортепианный факультет специального фортепиано, органа и клавесина; концертмейстерского мастерства; методики фортепианного исполнительства; педагогики и специализированного общего курса фортепиано (для композиторов, музыковедов и дирижёров)
Оркестровый факультет камерного ансамбля, скрипки и альта, виолончели, контрабаса, арфы и квартета; деревянных духовых инструментов; медных духовых инструментов; ударных инструментов
Факультет народных инструментов струнных народных инструментов; баяна и аккордеона; ансамбля, инструментовки и дирижирования
Факультет композиции и дирижирования специальной композиции и импровизации; оркестровки и общего курса композиции; оперно-симфонического дирижирования; хорового дирижирования
Вокальный факультет сольного пения; камерного пения; оперной подготовки
Режиссёрский факультет
Музыковедческий факультет истории русской музыки; истории зарубежной музыки; теории музыки; теории и истории музыкальных форм и жанров; музыкальной критики; древнерусского певческого искусства, этномузыкологии

См. также

Примечания

  1. Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. — Т. 2. — С. 662—664.
  2. Высочайше утверждённый устав музыкального училища при Русском музыкальном обществе // Архивировано 4 января 2015 года.
  3. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  4. Архивировано 3 мая 2020 года.
  5. Архивировано 14 марта 2020 года.
  6. Архивировано 17 января 2021 года.
  7. Архивировано 18 февраля 2023 года.
  8. Архивировано 16 февраля 2020 года.
  9. оригинала 29 ноября 2015 года.
  10. оригинала 29 декабря 2016 года.
  11. Балетмейстерский анализ партитуры — Юрий Гамалей, анализ клавира — И. Е. Желтоногова, сценарная драматургия балета — Людмила Линькова), источниковедение — Наталия Дунаева, история театра — Исаак Гликман, основы режиссуры — Юрий Красовский, история изобразительного искусства — Татьяна Ильина, история зарубежной музыки — Наталья Дегтярёва.

Литература

  • «Ленинградская консерватория в воспоминаниях» / ред. Г. Г. Тигранов. — Л.: Музыка, 1987
  • Лобкова Г.В. Деятельность Санкт-Петербургской государственной консерватории в области сохранения нематериального культурного наследия // Архивировано 29 января 2021 года.

Ссылки

  • Сайт Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
  • Видеоканал Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
  • Краткие биографические сведения о ректорах
  • Документальный фильм, посвящённый консерватории. // «Искусство ТВ», 2012
  • Радио «Свобода», 1 сен 2017

Санкт-Петербургская государственная консерватория.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01