02-07-2023
Анна | |
חַנָּה | |
«Мадонна с младенцем и святой Анной». Картина Дюрера. На полотне изображены представители сразу трёх поколений. |
|
Рождение: |
I век до н.э. |
---|---|
В лике: | |
День памяти: |
9 декабря (22 декабря), 25 июля (7 августа), 9 сентября (22 сентября) (правосл.), 26 июля (католич.) |
Покровительница: |
Бретани, брака, бедняков, работник, домохозяек, краснодеревщиков, мельников, ткачей, булочников, рожениц |
Атрибуты: |
книга, дверь, изображается с девой Марией, младенцем Иисусом или Иоакимом |
Святая Анна (ивр. חַנָּה — «милость», «благодать», греч. Αγία Άννα) — в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.
Содержание |
Четыре канонических Евангелия не упоминают имени матери Марии. Анна появляется только в апокрифической традиции, в частности в «Протоевангелии Иакова», а также в «Евангелии псевдо-Матфея» и «Золотой легенде». На традицию также повлияло «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы» Андрея Критского (VII—VIII вв.).
Анна была младшая дочь священника Матфана из первосвященнического рода Аарона и жена святого Иоакима. По отцу она была из колена Левина, а по матери — из колена Иудина.
Супруги жили в Назарете Галилейском. Несмотря на то, что пара была уже давно жената («пятьдесят лет жили в супружестве»[1]), детей у них не было. Однажды, когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю»[2], тот удалился в пустыню. Там Иоакиму явился ангел с вестью, что вскоре его немолодая жена родит дочь. (Данный сюжет калькирует многие другие библейские истории о пожилых бесплодных парах, ср. Авраам и Сарра; Захария и Елисавета, а также рождение пророка Самуила у бездетной Анны). Обрадованный, он решил вернуться домой; Анна встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима. Благая весть оказалась правдой, Анна зачала и 8 сентября около 16—15 г до н. э. родила Марию.
Католицизм отмечает в качестве праздника и 8 декабря — день зачатия девы Марии, которое римская-католическая церковь считает непорочным, трактуя это в том смысле, что на Марию не перешёл первородный грех, но отнюдь не в том, чтобы она, подобно Иисусу, была зачата бессеменным образом. (Основная статья Непорочное зачатие Девы Марии). Согласно доктрине францисканцев, зачатие Девы Марии произошло в результате объятия и поцелуя у Золотых Ворот, и это чудо явилось первым актом Божественного Спасения[3].
…О, как она, летя к нему в объятья,
|
пер. с швед.[4] |
По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца, ей было дано имя, указанное ангелом Божиим — Мария[5]. Родители из благодарности Господу пообещали отдать ребенка в Храм.
Предание говорит, что когда девочке исполнилось шесть месяцев, Анна поставила её на землю, чтобы посмотреть, может ли та стоять. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Поэтому Анна решила, что дочь не будет ходить по земле, пока её не введут в храм Господень. «Анна устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем»[5].
Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию, прося всех благословить Ее. «Бог отцов наших, благослови Младенца Сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах», — таково было благословение священников. Анна же радостно прославляла Бога, что Он разрешил её неплодие и «отъял поношение врагов ее». Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая подольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение[5].
Мария была введена в Храм в возрасте трех лет. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария.
Согласно православной версии жития, святой Иоаким преставился через несколько лет по введении дочери во храм, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью. Память Успения праведной Анны 25 июля (7 августа).
Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима[6]. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.
В западной традиции встречаются упоминания того, что Анна после смерти Иоакима ещё дважды успела выйти замуж и родить детей, а также что она присоединилась к Святому семейству в Египте после его бегства и занималась воспитанием внука — из чего следует, что данные легенды считают её моложе и датируют её смерть более поздним временем.
Происхождение Анны из колена Левия, из рода первосвященника Аарона важно для христиан, так как её браком с Иоакимом (из колена Иуды из рода Давида) и рождением Марии, таким образом, соединяются две важнейшие сакральные генеалогические линии иудейского Священного Писания — царская и мессианская линия Давида и священническая — Аарона («ибо, согласно христианским представлениям, они объединяются в Иисусе Христе как Мессии и одновременно Небесном Первосвященнике, или Иерее»[3]).
Хотя в Евангелиях о ближайших родственниках Марии и её матери Анны говорится достаточно мало, малодостоверная, но значимая внебиблейская традиция приписывает Анне многочисленное потомство, в частности, по той причине, что Анна, оставшись вдовой после смерти Иоакима, будто бы ещё дважды выходила замуж (по «Золотой легенде»)[7] и имела ещё двух дочерей, также получивших имя Мария.
В различных версиях родословное древо может разнится (см. проблему Сродников Господних). Его основной вариант, лёгший в основу западной иконографии Святой родни:
|
Концепция трех браков Анны называется tribimum, в середине XVI века она была осуждена Тридентским собором. Иоанн Дамаскин считал, что Анна была замужем только один раз. Этого же мнения придерживается вся православная традиция. Кроме того, Дамаскин указывает, что Матфан, отец Анны, был также отцом Иакова (биологического отца Иосифа Обручника, см.) — то есть Иосиф и дева Мария троюродные брат и сестра[8].
По Дмитрию Ростовскому[1]: отец Анны, священник Матфан, был женат на женщине по имени Мария из колена Иудина, родом из Вифлеема, и имел трех дочерей:
Таким образом, согласно этому изложению, Мария Зеведеева (Саломея), мать двух апостолов — не дочь Анны от третьего брака, а её племянница.
На Востоке церкви, посвященные св. Анне появляются с VI века, в то время как на Западе она не привлекает особенного внимания до XII века. «В середине VI века в Константинополе был построен храм во имя Анны. В Средние века в городах Апт (Прованс) и Дюрен (Германия) считали, что обладают мощами Анны. На Западе усиленное почитание Анны началось в XIV веке и стало очень популярным в XV веке достигло вершины к XVI веку».[9] Первый монастырь в её честь на Западе возник в 701 году во Флориаке около Руана.
Как замечает С. С. Аверинцев, «на исходе Средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии, например Anna selbdritt) как целительница болезней, особенно чумы. Народный культ Анны со всеми его грубыми, подчас отталкивающими чертами, но и со всей его жизненностью — тема гротескной поэмы французского поэта 2-й половины XIX века Т. Корбьера „Площадной рапсод и прощение святой Анны“»[3].
Фигура святой Анны приобрела значительное распространение в Германии, затрагивая широкие слои народа. Но затем она подверглась жесточайшим нападкам Мартина Лютера. И значительное число её изображений было уничтожено во время иконоборчества лютеран в XVI веке, желавших вернуться к простоте и ясности Священного Писания.
Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих. Отдельно совершается празднование (даты по юлианскому календарю):
В 710 году мощи и мафорий святой Анны были перенесены из Иерусалима в Константинополь.[10] В записях средневековых западных паломников сообщается о нахождении плеча и ладони святой Анны в кипрском монастыре Ставровуни.[11] В настоящее время частицы мощей святой Анны находятся:[11]
Самое раннее изображение, свидетельствующее о культе святой Анны — фрагменты фресок VIII века в церкви Санта Мария Антиква в Риме[13]. К тому же веку относится фреска из Фарраса, Египет.
Святая Анна.