15-09-2023
Монастырь | |
Серафимо-Дивеевский монастырь
|
|
Литография с видом Дивеевского монастыря с юго-западной стороны (начало XX века) | |
Страна | Россия |
Область | Нижегородская область |
Конфессия | Православие |
Епархия | Нижегородская и Арзамасская епархия |
Тип | Женский |
Дата основания | 1780-е |
Основные даты: |
|
Здания: Казанская церковь • Церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы • Свято-Троицкий собор • Колокольня • Трапезный храм • Спасо-Преображенский собор |
|
Последний настоятель | Сергия (Конкова) |
Статус | Монастырь епархиального подчинения |
Сайт | Официальный сайт |
Серафимо-Дивеевский монастырь на Викискладе |
Серафи́мо-Диве́евский монасты́рь; Дивеевский монастырь (в разговорном обиходе — Дивеево; полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь[1]) — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы». До своего закрытия в 1920-е, как и ныне, был в Нижегородской епархии (в отличие от Саровской пустыни, которая была на территории Тамбовской епархии), в статусе монастыря с 1861 года (именовался Серафимо-Дивеевский Троицкий[2]).
Содержание |
Монастырь возник во второй половине XVIII века: около 1758 прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.
В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви.[3][4] Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием.[4] В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.
Первоначально Казанская каменная церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сестрам так её называть, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор.[4] Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви:[4]
«Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!»
По совету Саровских старцев Пахомия и Исайи и с разрешения Владимирского епархиального начальства[5] Агафья Семёновна в 1788 году испросила у местной помещицы Ждановой пожертвовать 1300 кв. сажен своей усадебной земли расположенной поблизости от Казанской церкви. На которой матушка построила дом с надворным строением, где поселилась с четырьмя послушницами: девицей Евдокией Мартыновой, крестьянской девицей Ульяны Григорьевой и крестьянскими вдовами Анастасией Кириловной и Фёклой Кондратьевой.[5] Община называлась Казанской, жили сёстры по строгому Саровскому уставу.
В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим. После смерти в 1796 году второй настоятельницы — Анастасии Кирилловны по выбору сестёр начальницей общины была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова.[6] При ней к 1826 году число сестёр в общине увеличилось до 40.[5] О её правлении, продолжавшимся 43 года сохранились воспоминания как о времени трудном, подвижническом, будучи суровой к себе она не допускала никакого исключения, снисхождения и малодушия к другим.[6] Серафим Саровский говорил, что она «великая раба Божия», «бич духовный», «огненный столб от земли до неба» и «терпуг духовный».[6]
По благословению Серафима Саровского рядом с Казанской, была устроена Мельничная община. Закладка мельницы состоялась 9 (21) декабря 1826 года, в день зачатия праведной Анны.[7][8] 7 июля 1827 года первыми насельницами стали 8 сестёр Казанской общины.[9] А первой наставницей общины стала дворянская девица Елена Васильевна Мантурова. На средства её брата Михаила Васильевича Мантурова в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова.[8] В нижнем этаже которого располагался храм во имя Рождества Божией Матери. Устройству Мельничной общины и в дальнейшем во многом содействовал помещик Михаил Васильевич Мантуров, в благодарность за исцеление от неизлечимой болезни, обрёкший себя по обету на добровольную нищету до самой смерти († 1858 года).[5]
Земля на которой располагалась новая община принадлежала наследникам Баташева.[5] И одна из наследниц — Вера Андреевна Постникова (Баташева) будучи в Сарове обещала отцу Серафиму уступить ему эту землю, приняв её в свою часть наследства.[5] В 1830 году последовало формальное распоряжение о пожертвовании этой земли, площадью 400 кв. сажень Дивеевской общине.[5]
Первой начальницей новой общины в 1827 году была выбрана крестьянская девица Параскева Степановна Шаблыгина.[5] По кончине отца Серафима по старости она была уволена на покой.[5] Преемницей стала дворянская девица Александра Ивановна Булгакова — до 1834 года и с 1837 года до своей смерти в 1839 году.[5] С 1834 по 1837 годы были крестьянка Ирина Семёновна Лифанова и Прасковья Семёновна Мелюкова.[5] Пятая и последняя начальница Мельничной общины была избрана в 1839 году, её стала Ксения Ильинична Потхина.[5] В общине к тому времени насчитывалось уже 115 сестёр.[5]
В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины.[10]
В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).
В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма.[5] Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет. Строительство велось по проекту архитектора А. И. Резанова, завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов, биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского.[11] Храм был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года епископом Нижегородским Иоанникием (Рудневым).[5]
В 1885 году завершено строительство игуменского корпуса. В 1902 году в восточной части корпуса построена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.[12] Во время визита императора Николая II в 1903 году, по его просьбе в этой церкви была отслужена Божественная литургия.[12]
После смерти игумении Марии в 1904 году, сёстрами в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская).
К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском |
В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 года он был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве — Мария)[13].
Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сел и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей.[4] В 1947 и 1951 годах поступали прошения об открытии монастыря, однако они остались без рассмотрения.[14] В 1950-е годы у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной.[10][15]
Одной из немногих дивеевских сестер, доживших до восстановления монастыря была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской.[16]
Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход.[17] 22 апреля 1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.[17] Для этого в январе у родственников последнего священника выкуплен деревянный дом на окраине села, рядом с Казанским источником.[17] До закрытия монастыря этот дом стоял недалеко от святой Канавки и в нём находилась свечная мастерская монастыря.[17] Затем строение было разобрано и перенесено на окраину, чтобы обеспечить жильём священников, которых выселяли из центра села.[17] К купленному дому был пристроен алтарь и построена деревянная колокольня.[17] Освящение церкви состоялось в Лазареву субботу и совпало с днём памяти последнего дивеевского священника Иоанна (Смирнова).[17] Перед освящением в церковь был внесена икона Серафима Саровского, выполненная в полный рост и с вложенной полумантией преподобного.[17]
В октябре 1989 года церковной общине был передан Троицкий собор. Весной 1990 года при сиявшей в чистом небе радуге на него был установлен крест. Освящёние Троицкого собора состоялось 31 марта 1990 года архиепископом Николаем.[18] 1 августа был вновь освящен придел в честь иконы Божией Матери «Умиление».[19]
21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.
29 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.
17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.
В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча.[20] В июле монастырю было передано здание Казанской церкви.[4][21] 21 октября повторно освящена пристроенная к ней Церковь Рождества Богородицы. В сентябре монастырю был передан Никольский скит в Автодееве,[10] а 25 декабря — территория бывшего Кутузовского скита.[22]
20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.[15]
Летом 1996 года отремонтирован фасад и восстановлен купол над домовой церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.[12] 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня на купол установлен крест.[12] С 1997 года начались работы внутри церкви.[12] В 1996 году была открыта общеобразовательная монастырская православная школа.[23]
26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены[24] Дивеевских. 22 декабря состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Также в 2000 году были завершены исследования начатые в 1997 году по выяснению состояния Казанской церкви.[10]
В 2002 году рядом с восстанавливаемой Казанской церковью были заложены фундаменты нескольких приделов, но затем их строительство было приостановлено до завершения главного здания,[15] работы по восстановлению которого начались в 2003 году.[10]
В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II,[25] в числе гостей и паломников был будущий Патриарх — митрополит Кирилл[26].
В июле 2004 года прошли Курские торжества. 20 июля после Божественной Литургии в Троицком соборе святые мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены к колокольне.[27] Затем специально подготовленным автомобилем доставлены в аэропорт Сарова.[27] Далее самолётом Ан-26 ВМФ России по маршруту Саров — Пенза — Воронеж — Курск.[27] После молебна на лётном поле начался крестный ход к Красной площади Курска. За 3 часа было пройдено 11 км.[27] За это время архиереи освятили часовню в честь Серафима Саровского возле Кафедрального Сергиево-Казанского собора построенного в XVIII веке родителями Преподобного — Исидором и Агафьей.[27] Архиереями крестный ход был встречен возле Воскресенско-Ильинского храма в котором венчались родители и был крещён будущий старец.[27] После чего крестный ход проследовал к восстановленному Знаменскому собору в котором за три дня к святым мощам приложилось от 130 до 150 тыс. человек.[27] 23 июля самолётом мощи были доставлены в Саров, откуда в тот же день перевезены в Дивеевский монастырь.[27]
31 июля 2004 года начались торжества посвящённые 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского. В этот день митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин Великого освящения Казанского храма восстановленного в 2004 году.[28] Также было освящено здание новой школы, а здание старой передано монастырю.[28] В этот же день, 31 июля 2004 года в лике местночтимых святых Нижегородской епархии прославлена блаженная старица Мария Дивеевская.[29] Её святые мощи были обретены 14 сентября, а с октября началось её общецерковное почитание.[29] Со времени обретения мощи блаженной находятся в Казанской церкви.[29] Советская власть запрещала посещение блаженной, общение с ней происходило тайно, через записки.[29] Сестрам она предсказала лагеря и ссылки и последующее возрождение монастыря.[29]
Летом 2004 года сёстрами обители при возведении часовни был обнаружен фундамент мельницы, закладка которой положила начало девичьей общине.[9]
8 сентября 2004 года Владыкой Георгием совершён чин Великого освящения южного придела церкви Казанской иконы Божией Матери во имя святого первомученика и архидиакона Стефана.[30] На чине освящения присутствовали представители Румынской Православной Церкви.[30] 17 октября Владыкой освящен Никольский придел.[21]
31 июля 2005 года торжества начались с малой вечерни в Троицком соборе.[31] В этот день в монастырь пришло 5 крестных ходов: из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Сарова, Павлова и Ардатова.[31] Верующие из Нижнего Новгорода за 12 дней прошли более 200 км.[31]
3 февраля 2006 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.[12]
31 июля 2006 года малую вечерню в Троицком соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II, возглавивший торжества посвящённый 300-летию Саровской пустыни.[32]
В апреле 2007 года возобновлены работы по строительству восьми приделов Казанской церкви.[15] За основу был взят проект архитектора Виктора Коваля.[15] К сентябрю строительные работы были завершены.[15]
По благословению Патриарха Алексия II в сентябре 2007 года были обретены мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).[33] После обретения её мощи находились в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины.[33]
В апреле 2008 года состоялось перезахоронение останков третьей настоятельницы Казанской общины Ксении Михайловны Кочеуловой.[6]
В 2008 году были освящены ещё 5 приделов Казанской церкви:[15] 20 июля — в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», 21 августа владыкой Георгием — в честь святых жен дивеевских Марфы, Елены и Александры, 2 октября — в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Освящение придела в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Георгий совершил 3 декабря[34], а уже 11 декабря было освящен придел во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы.[15]
17 января 2009 года Владыка освятил шестой придел в честь преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и её послушниц: Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии, принявшим мученическую кончину накануне праздника Успения Божией Матери в 1918 году.[15]
22 июля 2009 года при посещении монастыря президентом Медведевым была подарена икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.[35]
9 сентября 2009 года в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троицком соборе Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием совершена Божественная литургия, на которой присутствовали митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.[36] Затем состоялась встреча Патриарха с правящими архиереями 12 епархий, расположенных на территории ПФО.[37] 10 сентября Патриархом Кириллом совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе.[38]
Вечером 6 ноября 2011 года архиепископом Георгием и настоятельницой Сергией из Арзамаса в монастырь был привезен Пояс Пресвятой Богородицы.[39] Крестным ходом святыня была пронесена по Канавке Божией Матери.[39] После чего ковчег был установлен под сенью в Преображенском соборе.[39] На следующий день под звон колоколов Пояс Пресвятой Богородицы был вынесен из врат обители, чтобы проводить ковчег собралось несколько тысяч человек.[40] Святыня пробыла в обители меньше суток, за это время к ней приложились десятки тысяч человек.[41]
В обители проживает более 400 насельниц.[25] С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов.[25] Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.[25]
Обитель является местом паломничества. Для священников гостиницы обустроены на территории монастыря, для паломников построена гостиница на 460 мест в поселке Северный.[25] По состоянию на 2009 год поездки из Нижнего Новгорода в монастырь епархией организуются три раза в неделю.[42] Епархией и администрациями различного уровня организовываются единичные поездки для инвалидов, ветеранов и пенсионеров.[43][44][45][46] 26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием был отслужен молебен на начало доброго дела, затем крестным ходом молящиеся прошли по Святой Канавке и закончили молебен на месте строительства нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Владыка окропил место строительства и первый ковш земли из котлована будущего храма. Благовещенский собор строится по проекту известного церковного архитектора Андрея Анисимова Анисимов, Андрей Альбертович.
Собор был заложен в 1907 году.
В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь, но не было отопления.
После революции 1917 года в годы советской власти в нём был гараж, затем тир. Предзнаменованием случившегося в советские годы считаются слова блаженной Прасковьи Ивановой, сказанные во время закладки: «Собор-то собор, а я усмотрела, черёмуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили»[47].
В 1991 году собор был передан возрождённому монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Фотографии разрушенного Преображенского собора, также как и других храмов монастыря можно увидеть на памятной доске около Храма Рождества Христова. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня. 27 октября митрополитом Николаем в честь св. Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами бесплотными был освящен южный придел.[48] Ранее в честь св. Архистратига Божия Михаила был освящен один из приделов ныне не существующей Тихвинской церкви.[48] Роспись предела велась в 2005 году под руководством Анатолия Беляева.[48]
В соборе находятся мощи преподобной Марфы Дивеевской.[49] Её мощи были обретены после прославления в лике местночтимых святых 22 декабря 2000 года.[49][50] День памяти отмечают 3 сентября.[49] По словам Серафима Саровского, преподобная Марфа — начальница над дивеевскими сестрами в Царствии Небесном.[49]
Также в соборе хранятся мощи блаженной Параскевы (Паши Саровской).[51] День памяти святой отмечают 5 октября.[51] Считается, что блаженная предсказала гибель династии Романовых, гонения на Церковь и море крови.[51]
В 2003 году были восстановлены могилы храмосоздателя собора Фёдора Васильевича Долгинцева и его жены Екатерины Ивановны.[52]
По сложившейся традиции в соборе совершается главная служба на Успение Божией Матери.[53]
Строительство Благовещенского собора началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители еще один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки.[54] 26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополит Георгий совершил молебен на начало доброго дела.[54]
По проекту храм должен иметь размеры, которые определены Поясом Богородицы: двадцать поясов в ширину, тридцать в длину, пятьдесят в высоту. То есть его высота будет 60 метров. За основу был взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к московскому барокко, характерный для начала XVIII века. Новый собор будет белоснежный, с кровлей стального цвета и золотой главкой. В нем предполагается устроить восемь приделов. Главный престол будет в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.[54]
Подготовка к строительству нового собора велась более десяти лет. За это время проведен конкурс проектов, оформлены необходимые документы, подготовлена территория строительной площадки.[54]
Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря.[55]
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом.[56] Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.[56][57]
Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица.[55] Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.[55]
«Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»[55] |
Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы.[55] Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см).[55] Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера.[55]
С 1842 года, при Иване Тихонове, уход за Канавкой был прекращён, вал частично срыт, а через Канавку сделаны мосты и переходы.[55]
Уход за Канавкой был возобновлён в 1862 году при игумении Марии (Ушаковой), произведена очистка от сора, убраны мосты и переходы.[55]
До 1900 года в конце святой Канавки стояла звонница, затем её заменила пятиярусная колокольня.[58]
В 1927 году вал был срыт, Канавка на значительном протяжении засыпана.[55] В послевоенные годы через Канавку были проложены коммуникации, в частности через южную часть — канализационная труба.[55] Введены запреты на молитвы на святой Канавке.[55]
1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой все сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой Богородице Дево, радуйся.[56]
10 августа 1993 года, на праздник Божией Матери «Умиление», впервые после длительного перерыва, по святой Канавке прошёл крестный ход с пением Параклиса.[19]
В 1997 году администрацией Дивеева дано разрешение на восстановление Канавки при условии согласования с ними каждого участка работ.[55] Работы на первом участке — от начала до первого поворота начались 23 августа, в день памяти священномученика архидиакона Лаврентия.[55] Исходное расположение уточнялось с помощью поперечных раскопок.[55]
Основные работы были завершены к 2003 году — столетию прославления Серафима Саровского.[55] Тропинка, проходящая по валу была выложена плитами и обнесена кованной оградкой. В 2004 году установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы — деревянная часовня, освящение которой состоялось 30 июля 2004 года.[55]
В 2005 году воротами была закрыта асфальтированная дорога через Канавку, ведущая к школе. 26 июня 2006 года, в день памяти преподобной Александры и канун кончины первого духовника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Василия (Садовского), отслужен молебен на восстановление Канавки в месте пересечения с дорогой.[55] 28 июня начались земляные работы.[55]
По сложившейся традиции при погребении плащаницы Божией Матери по Святой Канавке проходит крестный ход.[53][59] Накануне монастырские сестры украшают Святую Канавку живыми цветами.[53][59] Также крестный ход проходит после утреннего богослужения на первой и последней неделе Великого поста.[60]
Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы являлась главной святыней Троицкого собора.[19] Перед этой иконой молился и скончался Серафим Саровский.[19] Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных.[19][61] По завету отца Серафима, после его кончины образ был передан Саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину.[19]
После закрытия монастыря игуменией Александрой (Траковской) вместе с другими сёстрами образ был увезён в Муром.[19] После её смерти монахиней Марией (Бариновой) с благословения Патриарха Пимена икона была передана протоиерею Виктору (Шиповальникову), а в 1991 году — Патриарху Алексею II.[19] С тех пор образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха, а в правом киоте Троицкого собора Дивеевского монастыря находится его чудотворный список.[19]
В апреле 2009 года в дар монастырю передан ковчег с частицами мощей святых Глинской пустыни: Макария, Серафима, Иннокентия, Феодота, Архиппа, Василия, Илиодора, Иоанникия и Филарета.[62] Ковчег изготовлен по благословению игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Сергии (Конковой).[62] Ранее по благословению настоятеля Глинской пустыни архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) было изготовлено пять ковчегов с частицами мощей преподобных старцев.[62] Они были отправлены на Валаам, в Соловецкий монастырь и в три храма Москвы.[62]
В 2008 году в монастырь был возвращён колокол заказанный Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). Был приобретён летом 1829 года на Нижегородской ярмарке. На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины планируется поместить колокол в экспозицию создаваемого музея.[63]
6 марта 2009 года состоялась передача монастырю портрета первой игумении обители — матушки Александры.[64] Портрет был написан монахинями монастыря.[64] После закрытия монастыря в 1927 году портрет хранился в крестьянских семьях в деревне около Йошкар-Олы.[64] Портрет был найден Германом Князевым и Сергеем Маловым в антикварном салоне, около церкви в честь Спаса Нерукотворного в Нижнем Новгороде.[64]
Портрет матушки Александры упоминается в летописи монастыря.[64] По легенде портрет менялся в зависимости от того, какой человек заходил в келью.[64]
При передачи портрета благотворители отметили, что в жизни каждого из них было событие связанное с монастырём.[64] После восстановления портрет планируется разместить в приделе матушки Александры.
Летом 2010 года для посетителей был вновь открыт домик блаженной Параскевы Ивановны. После ремонта в нём стало три зала. Одна комната посвящена блаженной Параскеве Ивановне, дивеевским блаженным и посещению этой кельи императором Николаем II. В большом зале представлены материалы о двух дивеевских игумениях — Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской) и о сестрах обители. Третий зал посвящен преподобному Серафиму Саровскому и его прославлению в сонме святых в 1903 году, а также воссоздан фрагмент кельи святого старца.
Подлинными экспонатами представленными в музее являются: платье блаженной Параскевы Ивановны, личные вещи игумении Марии и игумении Александры, монашеская одежда дивеевских сестер, вещи, принадлежавшие святителям Филарету (Дроздову) и Феофану Затворнику и мебель из кельи преподобного Серафима.[65]
Внешние изображения | |
---|---|
Понетаевский скит (30.01.2010) | |
Храм в честь преподобного Серафима Саровского в Понетаевском скиту |
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 5201001000 |
Серафимо-Дивеевский монастырь.