25-04-2023
Николай Иванович Синегубов | |
Начальник ТУ НКВД СССР старший майор госбезопасности Н. И. Синегубов (1941 год) |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: |
1980-е |
Место смерти: | |
Награды и премии: | |
Николай Иванович Синегубов на Викискладе
|
Николай Иванович Синегубов (30 декабря 1895 [11 января 1896] — 1980-е) — руководящий сотрудник органов государственной безопасности, старший майор государственной безопасности, вице-генерал-директор путей сообщения 1-го ранга, Герой Социалистического Труда (12 января 1959 года лишён звания).
Содержание |
Родился Николай Синегубов в семье кузнеца на станции Дебальцево Екатерининской железной дороги в Успенской волости Таганрогского округа Области Войска Донского (ныне город Дебальцево, Донецкая область).
В 1910 году он окончил Дебальцевское 2-классное железнодорожное училище и в 16 лет стал работать учеником маляра. Далее Николай сменил ряд профессий (молотобоец, табельщик, старший дворник участка службы пути), пока в 1913 году не становится помощником строительства зданий на станции Дебальцево, а уже со следующего года — десятником по строительству зданий на станции Гришино Екатерининской железной дороги.
В мае 1915 года он был призван в Русскую императорскую армию, став таким образом участником Первой мировой войны. Изначально Синегубов служил в 4-м запасном сапёрном батальоне в Самаре, в 1916 году в чине старшего унтер-офицера становится инструктором подрывного дела в 15-м особом полку 3-й особой дивизии на Северном фронте. В январе 1918 года, в связи с развалом фронта, Синегубов покидает часть и возвращается на родину, где с марта того же года работает конторщиком сперва на станции Дебальцево, а с сентября — на станции Сватово Северо-Донецкой железной дороги. В декабре 1919 года Николай Иванович становится комиссаром участка службы пути и секретарём ревкома данной станции.
В июле 1920 года Николай Синегубов, как фронтовик и сын работников пролетариата, был направлен для работы в органы ВЧК, где сперва работал секретарём в отделении районной транспортной ЧК станции Попасная Северо-Донецкой железной дороги, а затем помощником начальника секретной части. В марте 1922 года он уже инспектор и начальник организационной части ДТО ГПУ в Харькове, с марта 1923 года — начальник отделения ДТО ГПУ станции Славянск, а с апреля 1924 года — станции Красный Лиман Северо-Донецкой железной дороги. 5 марта 1926 года он становится старшим уполномоченным и старшим инспектором Южного окружного ТО ОГПУ, а с 17 июня следующего года там же становится помощником начальника. В том же, 1927 году Синегубов был награждён именным боевым оружием, а 10 апреля 1928 года получает должность начальник ДТО ОГПУ Екатерининской железной дороги. В 1930 году был награждён знаком «Почётный чекист». Далее последовательно Николай Иванович занимал следующие должности в НКВД:
В апреле 1939 года Николай Иванович Синегубов принимает участие в задержании находящегося во всесоюзном розыске бывшего наркома внутренних дел Украинской ССР Александра Успенского (арестован 15 апреля в Миассе), а в 1940 году — в операции по уничтожению польских граждан в Катыни, за что был награждён именным оружием
В начале 1942 года Синегубов начинает работать по совместительству в НКПС. К тому времени на советском железнодорожном транспорте сложилась критическая ситуация, так как теперь дороги должны были выполнять огромный объём военных перевозок. Для контроля за безопасностью движения в таких условиях, при ГКО формируется Транспортный комитет. 25 марта ЦК ВКП(б) утверждает Николая Синегубова заместителем Наркома путей сообщения СССР. Теперь Николай Иванович отвечал за работу таких отделов и управлений, как:
В июне того же года он назначается уполномоченным Государственного Комитета Обороны СССР по железнодорожному обеспечению Сталинградской битвы. Синегубов ведал ускорением строительства Волжской рокады и развитием линии Урбах—Астрахань, а также непосредственно отвечал за доставку танков, артиллерии и войск для операции «Уран» по окружению и разгрому немецкой армии под Сталинградом. В таких условиях совмещать работу в двух наркоматах было крайне тяжело, поэтому в сентябре (по другим данным — октябре) 1942 года Синегубова освобождают от должности начальника Транспортного управления НКВД СССР и переводят в действующий резерв с сохранением звания Старший майор госбезопасности, а 16 августа 1943 года, в связи с упразднением звания Старший майор госбезопасности, присваивают звание Комиссар госбезопасности.
Синегубов также являлся уполномоченным ГКО по Красноводскому порту и отвечал за доставку наливных грузов через Астрахань и Каспийское море в Гурьев и Красноводск. В октябре 1943 года он уже Уполномоченный ГКО по улучшению воинских перевозок на Южно-Донецкой железной дороги. 5 ноября того же года ему присуждают звание Герой Социалистического Труда «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени», а 21 ноября был награждён знаком «Почётный железнодорожник». Также в ноябре (по другим данным — 3 мая 1944 года) ему присваивают специальное звание — Вице-генерал-директор путей сообщения 2-го ранга. В 1944—1945 годах Синегубов отвечает за перевозки войск и военных грузов для снабжения операций по окончательному освобождению советской территории от захватчиков и штурма Берлина, а с июля 1945 года — Уполномоченный ГКО по обеспечению погрузки, перевозки и разгрузки трофейного оборудования.
После окончания Второй мировой войны, Николай Иванович Синегубов продолжает работу в Министерстве путей сообщения и с июля 1948 года становится заместителем министра по путевому хозяйству и главным ревизором по безопасности движения. 25 мая 1949 года он получает звание Вице-генерал-директор путей сообщения 1-го ранга. 25 июня 1951 года Синегубова освобождают от должности заместителя министра, но при этом он остаётся главным ревизором по безопасности движения, а также становится членом коллегии МПС СССР. В апреле 1953 года его ставят начальником Отдела защитных лесонасаждений Главного управления пути и сооружений МПС СССР. В связи с переходом на пенсию по возрасту, 7 мая 1956 года был освобождён от должности.
На момент выхода на пенсию, Николай Иванович Синегубов имел следующие награды:
Также он носил звания Комиссар государственной безопасности и Вице-генерал-директор путей сообщения 1-го ранга.
Смерть Сталина, а также прошедший в 1956 году XX съезд КПСС, привели к тому, что были начаты различные пересмотры дел людей из сталинского руководства, а также занимающих высокие посты в предвоенные и военные годы. Среди попавших в опалу оказался и Николай Синегубов. В результате 11 августа 1958 года, на основании решения Комитета партийного контроля КПСС, Николая Синегубова исключают из партии «за фальсификацию следственных материалов и применение незаконных методов при допросе арестованных в период его работы в 1937—1939 годах. в Главном транспортном управлении НКВД СССР». 30 декабря того же года Президиум ЦК КПСС принимает решение о лишении его звания Герой Социалистического труда «за грубые нарушения социалистической законности». 12 января 1959 года выходит указ президиума Верховного Президиума СССР, согласно которому Синегубов был лишён звания Героя Социалистического Труда, а также всех прочих званий и наград (за исключением знака «Почётному железнодорожнику»)
Учитывая, что Синегубов в период своей работы в органах государственной безопасности при проведении следствия допускал грубые нарушения социалистической законности, повлекшие за собой тяжкие последствия, и что при присвоении ему звания Героя Социалистического Труда и награждении орденами и медалями эти обстоятельства не были известны, а также, учитывая, что совершённые им поступки несовместимы со званием Героя Социалистического Труда и награждении орденами…
Выдержка из приказа
|
Остаток жизни Николай Иванович Синегубов прожил на своей даче в Подмосковье, где и умер в 1980-х годах.
Синегубов Николай Иванович на сайте «Герои страны»
Синегубов, Николай Иванович.