Сокольническая линия (до 1990 года — Кировско-Фрунзенская) — первая линия Московского метрополитена. Связывает через центр исторические московские районы Сокольники и Богородское с Хамовниками, МГУ на Воробьевых горах и проспектом Вернадского.
История
История строительства
- 15 мая 1935 — открылись станции I очереди строительства (8,4 км): «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота» (с 1962 по 1986 — «Лермонтовская»), «Кировская» (с 1990 — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (с 1990 — «Лубянка»), «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец советов» (с 1957 — «Кропоткинская»), «Парк культуры». От станции «Охотный ряд» поезда следовали по вилочной схеме — часть до «Парка культуры», часть через станции «Улица Коминтерна» (с 1990 — «Александровский сад») и «Арбатская» до «Смоленской».
- 20 марта 1937 — открыта станция метро «Киевская».
- 13 марта 1938 — участок «Улица Коминтерна — Киевская» отдан Арбатско-Покровской линии (с 1958 года — Филёвской линии), вилочное движение прекратилось.
- 1 мая 1957 — линию продлили на 2,5 км от «Парка культуры» до станции «Спортивная». Появились станции «Фрунзенская» и «Спортивная».
- 12 января 1959 — сдан участок «Спортивная» — «Университет» (4,5 км), с первой в мире станцией, расположенной на мосту — «Ленинские горы» (с 2002 — «Воробьёвы горы»).
- 30 декабря 1963 — построен участок «Университет» — «Юго-Западная» протяжённостью в 4,5 км. Появились станции «Проспект Вернадского» и «Юго-Западная».
- 31 декабря 1965 — сдан в эксплуатацию участок «Сокольники» — «Преображенская площадь» (2,5 км).
- 15 сентября 1983 — станция «Ленинские горы» закрывается для входа и выхода пассажиров. Поезда проезжают станцию без остановки.
- 1986 — сооружены 2 временных моста через Москву-реку по сторонам аварийного метромоста в районе Воробьёвых гор. Движение поездов по старому метромосту прекращено.
- 3 августа 1990 — открыт перегон «Преображенская площадь» — «Черкизовская» — «Улица Подбельского» (3,8 км).
- 14 декабря 2002 — станция «Воробьёвы горы» вновь открыта для пассажиров после реконструкции, продолжавшейся 19 лет.
История переименований
Аварии и теракты
29 марта 2010 года произошло два теракта на станциях «Лубянка» и «Парк культуры».
Пересадки
Депо и подвижной состав
Депо, обслуживающие линию
Первоначально линия обслуживалась только одним депо — «Северное», в 1990 году было введено в строй «Черкизово»
Количество вагонов в составах
4 — 1935—1936 гг.
6 — 1936—1954 гг.
7 — с 1954 г.
Типы вагонов, использовавшихся на линии
Именные поезда
Сокольническая линия располагает самым большим парком именных поездов во всём Московском метрополитене.
Средства сигнализации и связи
Основное средство сигнализации — система АЛС-АРС как основное средство сигнализации. Автоблокировка нормально выключена, светофоры — погашены. Напольное оборудование АЛС-АРС — АРС-Днепр 2/6, поездное оборудование — АРС-МП.
Резервное средство сигнализации — трёхзначная автоблокировка.
Канал радиосвязи — второй.
Прочее
В 2005 году на всех работающих в электродепо «Северное» вагонах 81-717.5М, 81-714.5М были установлены видеокамеры централизованной системы видеонаблюдения. Информация с этих камер сохраняется в видеоархивах. Ко всем камерам может в любой момент подключиться оператор Ситуационного центра Московского метрополитена.
Перспективы
В 2014 году[1] планируется продление Сокольнической линии от станции «Юго-Западная» за МКАД до станции «Румянцево», с промежуточной станцией «Тропарёво», которая будет расположена на Ленинском проспекте.
До 2020 года[2][3] запланировано продление линии от станции «Черкизовская» до станции «Щёлковская» и далее в микрорайоны Гольяново и Восточный со станциями «Амурская», «Щёлковская» (с пересадкой на одноимённую станцию), «Красноярская» и «Восточная»[4].
Примечания
- Московский Метрополитен / Московский метрополитен / Перспективы развития
- Пресс-релиз: "Москва продолжает строить метро". Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (15.09.2011). Архивировано из первоисточника 6 февраля 2012. Проверено 2 декабря 2011.
- Большую Москву ставят на рельсы. Новые территории внесены в схему метро. // Газета "Коммерсантъ". — 28.10.2011. — № 203 (4744).
- история)
Ссылки
- Сокольническая линия на официальном сайте Московского метрополитена
- Сокольническая линия в фотографиях на сайте metro-photo.ru