28-07-2023
Люблинско-Дмитровская линия | |
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка: | |
---|---|
Длина, км: |
29 |
Количество станций: |
17 |
Время поездки: |
44 мин. |
Максимальное число вагонов в составе поезда: |
8 |
Число вагонов в составе поезда: |
8 |
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки: |
352,6 (2005) |
Наземные участки: |
нет |
Электродепо: | |
Любли́нско-Дми́тровская линия[1] (на схемах и до 2007 года — Любли́нская линия) — десятая линия Московского метрополитена. Стала первой линией, целиком открытой уже после распада Советского Союза, хотя строиться начала еще в конце 1980-х. На схемах метро обозначается светло-зелёным (салатовым) цветом.
В состав линии входит 17 станций, общая длина — 29 км. Линию обслуживают восьмивагонные составы из вагонов 81-717.5/714.5, 81-717.5М/714.5М, 81-717.6К/714.6К, 81-717.6/714.6 и 81-720.1/721.1 «Яуза», эксплуатировавшиеся ранее «Яузы» 81-720/721 постепенно переданы на Каховскую линию. Среднее время поездки по всей линии — около 44 минут (от «Зябликово» до «Марьиной рощи»). Средняя скорость движения подвижного состава — около 40 км/ч. Линия целиком проходит под землёй, за исключением участка «Волжская» — «Люблино», построенного над уровнем земли и засыпанного впоследствии чужеродным грунтом (имеется крытый Волжский метромост). Участок «Марьина роща» — «Дубровка» глубокого заложения, участок «Кожуховская» — «Зябликово» — мелкого.
С 19 июня 2010 года Люблинско-Дмитровская линия — единственная в Московском метрополитене, которая не имеет пересадки в одном из двух мест её пересечения с Кольцевой линией. Такое положение продлится до сдачи в эксплуатацию станции «Суворовская» (не ранее 2015 года).
Содержание |
Бо́льшая часть ныне существующей линии (Люблинский радиус) построена в середине 1990-х годов. Движение открыто на участках:
Первоначальный проект линии был разработан в конце 1970-х годов. По нему планировалось связать север и юго-восток столицы одной веткой, не пересекающей реку Москву. На юге ветка должна была пройти мимо станции «Люблино» Курского направления МЖД, обеспечив удобную пересадку на электропоезда, затем вдоль Краснодонской улицы до пересечения со Ставропольской улицей[2]. Однако, по официальной информации, из-за близости трассы линии к охранной зоне памятника архитектуры «Усадьба Люблино», под давлением общественности, проект был изменён: трассу линии перенесли на Совхозную улицу с добавлением ещё одной станции[2]. На прежнюю трассу (на Люблинскую улицу) линия возвращается только после станции «Братиславская». Проект Дмитровского радиуса (север) предлагал трассировку, на сегодня идентичную северу Серпуховско-Тимирязевской линии. Однако в 2000 году он был изменён для направления контура в районы Дегунино, Бескудниково и Лианозово, где метро отсутствует до сих пор, со стыковкой на существующей «Петровско-Разумовской». Линию также изначально планировалось связать к центру пересадкой на узел «Лубянка» — «Кузнецкий Мост», но из-за невозможности примыкания контура к Таганско-Краснопресненской линии (в частности из-за слишком короткого перегона в сторону «Китай-города»), было решено провести линию севернее, рядом с «Кировской» Кировско-Фрунзенской линии (сейчас — «Чистые пруды» Сокольнической линии).
Изначально линию планировалось строить с севера на юг. Еще в 1979 году был вырыт котлован в районе развилки Дмитровского и Коровинского шоссе, на месте до сих пор не построенной станции «Селигерская». Однако по неизвестным причинам строительство было прекращено. В 1987—88 годах была заложена в конструкциях станция «Чкаловская». В 1990-м начато строительство первого участка Люблинской линии, открытым способом (от «Марьино» до «Кожуховской»). Тогда Люблинско-Дмитровскую линию планировалось построить за короткий срок, и предполагалось, что к началу XXI века она уже полностью войдёт в строй (от «Лианозово» до «Зябликово»). Тем не менее, экономический кризис, связанный с распадом СССР, значительно задержал строительство первого участка, и возобновлено оно было только осенью 1993 года, вместе с электродепо «Печатники». За 1994-й была построена основная часть Люблинского радиуса, в 1995-м линию наконец подвели к «Чкаловской». Таким образом, в результате изменения трассы и недостатка финансирования, первый участок был пущен с пятилетним опозданием[2] и открыт лишь 28 декабря 1995 года. И то, из-за неуспевания сдачи к сроку южного конца участка открытие станций «Люблино», «Братиславская» и «Марьино» задержалось ещё на один год.
Из-за водонасыщенных грунтов возникли проблемы со строительством наклонного хода станции «Дубровка», изначально планирующейся к открытию в составе пуска первого участка. Положение осложнялось тем, что крупные промышленные предприятия на поверхности, из-за утечек горячей воды, постоянно «подогревали» находящийся внизу плывун; из-за этого не удавалось применить глубокую заморозку. Поезда более 4 лет следовали через станцию без остановки. Однако, общий кризис 1998 года в экономике страны сыграл для метростроителей положительную роль: остановившиеся заводы перестали «подогревать» грунтовые воды; таким образом, удалось, заморозив грунт, достроить наклонный ход[2]. Станция была открыта 11 декабря 1999 года.
Тем не менее, дефолт 98-го повлиял весьма отрицательно на прокладку северного радиуса Люблинской линии. Несмотря на то что за 1997-й год были построены оба тоннеля от «Чкаловской» примерно почти до «Трубной», строительство остановилось в следующем же году, и было возобновлено лишь в 2004-м. В результате обе станции — «Сретенский бульвар» и «Трубная» — были построены за двухгодичный период и открыты только в 2007 году, причём последняя была открыта раньше, так как на «Сретенском Бульваре» возникли проблемы со строительством наклонного хода. Они стали первыми за 19 лет станциями, построенными внутри Кольцевой линии. Дальше строительство продлилось на север, и почти через три года, 19 июня 2010 года, были открыты «Достоевская» и «Марьина роща», чьё строительство также началось в начале 2000-х[3].
Осенью 2008 года восстановилось строительство ранее законсервированного участка «Марьино» — «Зябликово» с тремя станциями («Борисово», «Шипиловская», «Зябликово»). Котлованы под них были вырыты в 1999—2000 годы, но позже заброшены, и стихийно затоплены, в результате чего на дне котлована под станцией «Шипиловская» образовались плывуны, и пришлось изменить расположение станции. С апреля 2009 г. по конец ноября 2011 года строительство велось практически непрерывно, со второй половины 2011 — ускоренными темпами. Открытие нового участка состоялось 2 декабря 2011 года. Тем самым «Зябликово» стала конечной станцией южного радиуса линии. Данный участок позволил значительно снизить нагрузку на Замоскворецкую линию, южный радиус которой сейчас работает на пределе пропускной способности. В то же время, нагрузка на саму Люблинскую линию возросла: к пассажиропотоку из крупных районов Марьино, Люблино и Печатники добавились также жители районов Зябликово, Братеево, Орехово-Борисово Северное и Орехово-Борисово Южное.
С 6 марта 2012 года изменён график движения поездов на Люблинско-Дмитровской линии. С 8 до 10 часов утра и с 17 до 19 часов вечера количество поездов, следующих до станции «Марьина роща», увеличилось с 23 до 31 ежечасно, соответственно интенсивность движения на участке «Чкаловская» — «Марьина роща» возросла. До этого каждый третий поезд следовал до станции «Чкаловская», не доезжая до конечной станции «Марьина роща»[4]. Летом 2012 года была также закончена проходка эскалаторного туннеля для северного выхода «Марьиной Рощи» и началось строительство второго вестибюля станции, который планируется сдать к концу того же года.
Основное средство сигнализации — система АЛС-АРС (до 1996 года — трёхзначная автоблокировка). Напольное оборудование АЛС-АРС — АРС-Днепр 2/6, поездное оборудование — АРС-МП.
Резервное средство сигнализации — двузначная автоблокировка. Автоматические светофоры нормально погашены.
Канал радиосвязи — второй.
# | Пересадка на линию | Со станции | На станцию |
---|---|---|---|
1 | Сокольническая линия | Сретенский бульвар | Чистые пруды |
2 | Замоскворецкая линия | Зябликово | Красногвардейская |
3 | Арбатско-Покровская линия | Чкаловская | Курская |
5 | Кольцевая линия | Достоевская Чкаловская |
Суворовская Курская |
6 | Калужско-Рижская линия | Сретенский бульвар | Тургеневская |
7 | Таганско-Краснопресненская линия | Крестьянская застава | Пролетарская |
8 | Калининская линия | Римская | Площадь Ильича |
9 | Серпуховско-Тимирязевская линия | Петровско-Разумовская Трубная |
Петровско-Разумовская Цветной бульвар |
12 | Третий пересадочный контур | Марьина роща | Марьина роща |
От «Марьиной рощи» в дальнейшем линия пройдёт на север (вдоль ул. Милашенкова) с шестью (в перспективе — с восемью) станциями: «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская», «Окружная», «Верхние Лихоборы», «Селигерская» (в перспективе далее — «Юбилейная» и «Дегунино»). Участок «Марьина Роща» — «Селигерская» с шестью станциями планируется ввести в эксплуатацию в 2015 году. Затем линию продлят до МКАД и далее.[5][6]
Дальнейшее развитие в сторону МКАД, в частности строительство станций «Юбилейная» и «Дегунино» пока что остаётся лишь перспективным. В Плане застройки г. Москвы до 2025 года информация по данным двум станциям отсутствует, а значит, что раньше этой даты они, скорее всего, построены не будут.[7] С приходом нового мэра Сергея Собянина, заявившего[8] о необходимости строительства 15 километров новых линий метро ежегодно, строительство участка активизировалось, однако срок пуска в эксплуатацию участка Марьина Роща — Селигерская отложен на 2015.[5][6] Активные работы (сооружение вертикальных стволов пуск проходческих щитов и проходка перегонных тоннелей буровзрывным способом) начаты во второй половине июля 2011 года. Полным ходом проектируется электродепо «Лихоборы».[5]
Как разъяснил вице-мэр Марат Хуснуллин, нормативный срок строительства одной станции на этом радиусе составляет три года, работы ведутся в трёхсменном режиме.[5]
Примерное расположение планируемых станций:
Также планируется введение в строй электродепо «Лихоборы», которое построят неподалеку от пересечения Малого кольца МЖД и Октябрьской железной дороги, в районе платформы НАТИ.[11]
25 мая 2005 года движение поездов на линии частично отсутствовало из-за аварии на энергосети.
Линии Московского метрополитена | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||
Список станций Московского метрополитена Список пусковых участков и новых станций |
Люблинско-Дмитровская линия.