10-10-2023
Спутник | ||
---|---|---|
|
||
на постаменте в Тольятти | ||
Основная информация | ||
Тип | Судно на подводных крыльях | |
Государство | СССР | |
Порт приписки | Тольятти | |
Верфь | Красное Сормово | |
Спущено на воду | 11 июля 1961 | |
Введено в эксплуатацию | 1961 | |
Выведено из состава флота | 1965 | |
Современный статус | памятник | |
Параметры | ||
Длина | 47,3 м | |
Ширина | 11,7 м | |
Средняя осадка | 2,7 м (при стоянке) 0,9 м (при ходе на крыльях) |
|
Водоизмещение | 40 т | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 4* М50-Ф3 | |
Мощность | 4x850 л.с. | |
Скорость | 65 км/ч | |
Автономность плавания | 600 км | |
Пассажировместимость | 300 чел |
«Спу́тник» — советское речное судно на подводных крыльях. Не был запущен в серию, единственный опытный экземпляр изготовлен в 1961 году, проработал около 4 лет, после чего был списан и установлен на постаменте в Тольятти.
Содержание |
«Спутник» предназначался для скоростных пассажирских перевозок по рекам и водохранилищам на маршрутах протяженностью до 600 км. Автором проекта 329 являлся известный советский конструктор судов на подводных крыльях Алексеев Р. Е.
В 1960 году коллегией Министерства речного флота РСФСР технический проект судна был одобрен. Согласно проекту, гребные винты были расположены впереди крыла. Для уменьшения веса судна его строили не из стали, а из алюминиево-магниевого сплава.
Планировалась возможность эксплуатации при волнении до 8 баллов. Пассажиры размещались в трёх салонах с авиационными креслами.
В 1961 году на заводе Красное Сормово был построен опытный экземпляр. На момент постройки это было крупнейшее в мире по вместимости речное судно подобного типа.
В центральной советской газете «Правда» в статье от 12 октября 1961 года сообщалось о «Спутнике»: «Самый большой в мире пассажирский теплоход на подводных крыльях „Спутник“ — трудовой подарок судостроителей „Красного Сормова“ XXII съезду КПСС — прибыл вчера в Москву».
Сначала он эксплуатировался на линии Горький — Тольятти. В 1965 году его перевели на линию Куйбышев — Казань. Объяснением для перевода стал факт глубокой осадки судна, что не позволяло эффективно использовать его в верховьях Волги. Однако эту навигацию судно уже не закончило, в Тольятти оно проходило всего три месяца.
Капитаны:
4 двигателя потребляли очень много горючего и эксплуатация его оказалась крайне убыточной. Кроме того, от четырёх работающих дизелей исходила сильная вибрация, приводившая к частым поломкам.
Машинное отделение располагалось между пассажирскими салонами и под мини-рестораном. Шум и вибрация сильно снижали комфорт пассажиров.
По результатам опытной эксплуатации суда проекта 329 в серийное производство не пошли.
В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Серьёзно пострадал один из двигателей, а на покупку нового средств не было. Судно оставалось на плаву, но потеряло ход и не поднималось на крыло. Предлагалось разрезать его на металлолом, но было принято другое решение. Судно установили на постаменте на набережной в Тольятти.
В 2005 году в расположенном внутри судна молодёжном центре возник пожар, в результате которого внутренняя отделка выгорела.
Речные скоростные суда («речные автобусы») | |
---|---|
Глиссирующие | А45-1 | А45-4 | А151-1 | «Заря» | «Лена» |
На воздушной подушке | «Баргузин» | «Зарница» | «Линда» | «Луч» | «Орион» |
На подводных крыльях | «Беларусь» | «Буревестник» | «Восход» | «Метеор» | «Полесье» | «Ракета» | «Спутник» |
Пассажирские речные суда СССР и России послевоенного периода |
|
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Военные суда по странам
Судостроители по странам
|
Спутник (теплоход).